18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Культура

Нияз ИГЛАМОВ: «Игнорируя театр, человек обкрадывает себя»

Нияз ИГЛАМОВ: «Игнорируя театр, человек обкрадывает себя»

Очередной гость программы «Культурный город с Армандо Диамантэ» на телеканале Эфир-ТНТ председатель коллегии театральных критиков Татарстана Нияз Игламов поделился, что рад борьбе опытного и молодого режиссеров в татарском театре Челнов, сказал, что считает театр кукол самым серьезным видом искусства, и заявил, что в Казанском университете культуры и искусств работают дилетанты.

/content/images/4fcbc4378a18b1338754103.jpg
«Не нужно выбирать между спортом и культурой»
— Нияз, вы в Челнах бываете достаточно часто, недавно в городской газете вышла статья с громким названием о том, что, по-вашему, одному из наших театров грозит катастрофа. Чем вызван такой интерес к Челнам?
— Челны — это один из крупных городов не только Татарстана, но и России, который и в социально-экономическом, и в культурном плане очень динамично развивается. Он обгоняет по многим показателям некоторые областные центры. А поскольку экономикой я интересуюсь меньше, чем культурой, меня зовут на премьеры в челнинских театрах, на фестивали, которые здесь проходят. А что касается упомянутой статьи, то понятно же, что громким заголовком журналист хотел привлечь внимание читателей к важной проблеме — в городе нет ни одного здания, построенного под нужды театра. Острее всего эта проблема проявляется в татарском драматическом театре, там просто нет сцены. Этот угол не позволяет творить ни режиссеру, ни художнику, ни актерам.
Большие проблемы из-за отсутствия здания испытывает и театр кукол. Это особенно печально, потому как детский театр воспитывает, готовит зрителя, в конце концов, формирует городскую культуру. К сожалению, сегодня в обществе сформировалось несерьезное отношение к детским театрам. На самом деле это, может быть, самый серьезный вид искусства.
— Вы ведь в этот раз приехали на фестиваль «Рабочая лошадка»?
— Да, руководство челнинского театра кукол делает большое и нужное дело – второй раз проводит международный фестиваль, на котором я работаю в качестве члена жюри. Насколько я знаю, другого театрального фестиваля такого уровня в Челнах нет. И вот это второстепенное отношение к театру кукол проявляется и со стороны управления культуры города. Из министерства культуры республики на открытие представители приехали, а местных чиновников нет. Это удивительно!
Творческим людям общаться нужно и с представителями бизнеса, и государственных структур, чтобы совместными усилиями вырабатывать инновационные проекты. Я знаю, например, что здесь, в Челнах, городские власти выделяют средства на постановки в театрах. Вообще, Челнам повезло, что здесь долгое время работал Ильдар Халиков. Я это говорю не потому, что он сейчас стал премьер-министром. Меня поразило то, что это единственный мэр, который звонил и интересовался моим мнением о челнинских театрах. Я очень надеюсь, что он будет так же продолжать на республиканском уровне. Он человек прагматичный и четко понимает, что лицо города или республики — это не только хоккей. Спорт тоже нужен, он также объединяет людей, приносит в общество здоровый климат. Просто не нужно выбирать между спортом и культурой. Это все равно, что спрашивать у ребенка: «Ты кого больше любишь, папу или маму?»

Татарский театр — для всего народа, русский — для интеллигенции
А что вы скажете про художественный уровень татарского театра?
— В Закамском регионе есть несколько самобытных татарских театров — в Альметьевске, Челнах, Нижнекамске. У театра должно быть свое лицо, некая неповторимость, отличие от других театров. И я считаю, что это качество присуще татарскому драмтеатру Челнов. Но, как правило, меня не устраивает драматургия. Это вообще очень большая проблема — современная национальная драматургия. Когда я бываю в Челнах, львиная доля критики приходится на выбор пьес.
— Гостем нашей программы был Равиль Сабыр — драматург, две пьесы которого поставлены в татарском драмтеатре. Вы говорите о репертуарных проблемах. Можно же взять классику, допустим, в этом году Мольера поставили в татарском театре. Казалось бы, нет никакой проблемы? Или все же есть?
— Я считаю, что татарский театр без классики — мировой, русской, татарской — жить не может. Впрочем, и русский театр тоже, все проверяется классикой. Что касается Равиля Сабыра, то я считаю его очень перспективным и талантливым автором. Это замечательно, что у челнинского татарского драмтеатра есть свой драматург, потому что всегда хорошо, когда автор пишет, зная конкретных актеров, рассчитывая реальные возможности театра. И Мольер, и Шекспир были так называемыми сценариусами своих трупп, они писали для них, нисколько не задумываясь о величии, о том, что они станут классиками.
В прошлом году мы проводили в Казани фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло», куда пригласили татарский театр Челнов со спектаклем «Скупой» по Мольеру в постановке Булата Бадриева. Я считаю Булата интересной и весьма самобытной фигурой. В отличие от него главный режиссер Фаиль Ибрагимов сторонник классического стиля, он уже сделал себе имя и не так зависит от экспериментов, от поиска нового театрального языка, как более молодой Бадриев. Вообще, челнинскому театру очень повезло, что здесь работают два самобытных режиссера. В других татарских театрах хорошо, если есть один.
— А насколько для татарского театра характерна борьба поколений?
— В этом отношении татарский театр ничем не отличается ни от русского, ни от французского, ни от другого. Это вообще суть искусства — борьба поколений. Я имею в виду не интриги, не подковерную борьбу, а именно столкновение мировоззрений. Если этого нет, значит, искусство умирает. И если существует эстетический, художественный конфликт между Бадриевым и Ибрагимовым, я только рад. От этого выигрывают все — театр, актеры, зрители. Потому что это дает новый импульс для развития.
Понимаете, татарский театр — это всегда нечто большее, чем просто театр. Это место концентрации национальной интеллигенции: музыкантов, литераторов, представителей других творческих профессий. Русский театр тоже может выступить в такой роли и должен выступать. Но в условиях, когда в Москве принимаются политические решения вроде печально известного закона № 309, ограничивающего этно-региональный компонент в обучении, ситуация вокруг татарских театров выглядит более остро.
Русский театр вообще, — я не имею в виду в Челнах, — находится на таком этапе развития, когда все определяет наличие сильного режиссера. Валентин Никитич Ярюхин, конечно, диктатор, он пытается держать свой театр в стальном кулаке. С художественной точки зрения, это сегодня единственный путь для русского театра. По крайней мере, он дает художественно убедительные результаты. Еще нужно учесть, что у русского театра немножко иная миссия, иная функция в обществе. Татарский же театр существует для всего народа, русский — в большей степени это театр интеллигенции. То есть у него уже сформировался зритель. У татарского театра он тоже когда-нибудь сформируется.

«Это не театр, это другое хорошее»
— «Мастеровые» больше ставят классику, не обращаются к творчеству местных авторов, а может быть, их просто пока нет?
— Для того, чтобы в Челнах родился местный русский автор, нужно делать соответствующие усилия. И в принципе, русский театр не так зависим от современной драматургии, как татарский. По ряду причин. Хотя бы потому, что вся мировая классика переведена на русский язык. В татарском театре, например, перевод «Скупого» делал сам Булат.
— С русского?
— К сожалению, с русского. Это тоже очень большая проблема. Если большинство русских переводов сделано с оригиналов, то здесь идет двойной перевод и смещение смыслов. Даже Пастернак сильно коверкает и искажает смысл Шекспира! Так что уводы в сторону неизбежны.
— А что вы можете сказать об уровне актеров?
— В нашем казанском театральном образовательном процессе все зависит от мастера — кто у кого учился. Например, в том же челнинском татарском драмтеатре есть актеры, учившиеся у Салимжанова, и у них сразу чувствуется уровень. Есть актеры, учившиеся у других хороших мастеров. А есть актеры, особенно молодые, которые учились, я считаю, у дилетантов — некоторых педагогов театрального училища, а особенно университета культуры и искусств Казани. Они сами не владеют профессией, чему они могут научить?
— Ваш отец работал в свое время в институте культуры...
— Я и сам работал! Но дело в том, что и отец, и я читали теоретические курсы, а все-таки самое главное в актера закладывает мастер по актерскому искусству. А здесь уж кому как повезет.
— Что вы можете сказать тем, у кого «нет времени» сходить в театр?
— Мне, честно скажу, малоинтересны люди, которые не ходят в театр. Как правило, с ними не о чем говорить. Очень редко кто-то из них разбирается в изобразительном искусстве, в литературе. Люди, которые не ходят в театр, грубо говоря, сами себя обкрадывают. Я любому из них на трех пальцах могу доказать, как они не правы. Потому что театр уникален тем, что это самый синтетический из всех видов искусств. В нем есть литература, изобразительное искусство, скульптура, живопись, графика, архитектура, пластическое искусство и много еще чего.
— Знаете, у нас ведь еще есть детский театр при Органном зале...
— Ну, пусть они это называют театром, но это не театр. Это другое хорошее.


Программу «Культурный город с Армандо Диамантэ» можно посмотреть каждую пятницу в 19 часов.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос