Культура
Челнинка создала платок для легендарного спектакля «Голубая шаль»
Удивительной красоты работа хранится в театре
Кто видел спектакль «Зэнгэр шэл» («Голубая шаль», 12+) в Камаловском театре, помнит главное его украшение: праздничное воздушное полотно с национальным орнаментом. Это подарок шахтера Булата своей любимой девушке Майсаре – символ надежды на счастливую жизнь. Шаль восхищает ярким фоном в виде безоблачного синего неба в сочетании с распускающимися цветами, бутонами, символизирующими солнечное лето.
Пьесе уже 98 лет, и в этом году свой творческий сезон труппа Татарского академического театра им. Г. Камала начала в Москве этим легендарным спектаклем. Как нам рассказали те, кто был знаком с режиссером Марселем Салимжановым, он долго искал подходящий вариант орнамента. Кто же автор расписного полотна?
На ткань нашивали цветы
Классика татарского театра – музыкальная драма «Голубая шаль» драматурга Карима Тинчурина и композитора Салиха Сайдашева – впервые была показана 20 декабря 1926 года. Тогда артист в роли Булата держал в руках шерстяной платок наподобие павловопосадского, в дальнейшем на обычный кусок ткани голубого цвета нашивали цветы.
Перерыв в показе полюбившейся зрителям пьесы случился с 1937-го по 1956 год по понятным причинам: в годы сталинизма драматурга репрессировали и расстреляли. Приказ о возобновлении «Голубой шали» издали буквально на следующей день после его реабилитации. Казалось бы, у мелодрамы простой сюжет: парень возвращается с заработков в шахте в родную деревню и в борьбе за любовь бунтует против власти богатых. Но удивительное дело – на показах по сей день аншлаг.
Последняя салимжановская постановка в Камаловском театре продержалась до 2009 года. А начиная с 2011 года она вновь вернулась в репертуар уже в трактовке главного режиссера Фарита Бикчантаева. Это 12-я редакция пьесы, и для каждой постановки сделана своя шаль. Как пояснил нам главный художник театра Сергей Скоморохов, реквизит готовится так же, как и все другие костюмы. Никакой химчистки, а полотно перед постановкой гладят утюгом на пару. Хранят в коробке с крышкой у гримера, который помогает войти в образ исполнителю главной роли Булата. Даже на репетиции шаль не выдают – считается, что в этом случае подойдет любой другой платок.
Режиссер Марсель Салимжанов долго искал особый, берущий за душу вариант рисунка шали – образа героини. Разные художники брались за работу. Приятно отметить, что среди них две женщины – из Казани и Набережных Челнов, которые прониклись национальным татарским искусством. Так, известный мастер кисти, челнинка Галина Анютина (на фото внизу) приехала в наш город вслед за мужем в 1983 году. Казалось бы, местный национальный колорит ей не родной, но для нее, творческого человека, со временем стал близок и понятен. Своеобразная отдушина – батик, создание которого не требовало столько времени и пространства, как живопись. Им Галина занималась на кухне по ночам, когда домочадцы уже спали. Именно ее батик и привлек внимание работников театра.
«В 90-х годах мне позвонили из Камаловского театра и предложили выполнить заказ для спектакля «Голубая шаль», – делится Галина Павловна воспоминаниями. – Я приехала в Казань и мне объяснили, какой смысл заложен в подарок влюбленного шахтера. Вечером пригласили посмотреть эту постановку, и я в наушниках в переводе с удовольствием прослушала пьесу. Признаюсь, что до сих пор помню эту красивую, гармоничную музыку, как реагировал зал на динамичный сюжет. В следующий приезд я привезла для показа несколько эскизов. В итоге выбрали два и попросили сделать их с бахромой по краям. Когда привезла готовые шали, бахрому купила в магазинчике в Казани, а пришила ее знакомая. Мою работу приняли накануне Нового года – для меня это была высшая похвала».
Мастерицы год искали крепдешин
По словам Сергея Скоморохова, по сей день в спектакле используется вариант Софьи Кузьминых. Она – народный художник Татарстана, лауреат Госпремии им. Тукая. Ей 96 лет, проживает в Казани. Кроме вышивки и кожаной мозаики, Софья Даниловна прекрасно владела и техникой батика.
«Мы с мамой получили заказ Камаловского театра на изготовление шали для спектакля в 80-х годах, когда работали в художественном фонде, – рассказала нам дочь художницы Светлана Гарбузова. – Режиссер Марсель Салимжанов был очень требовательный и четко обозначил свое видение: крупные цветы должны быть заметны зрителям с галерки. Работали долго, почти год: сначала утвердили эскиз орнамента, потом искали крепдешин, ведь в то время почти не было ткани шириной 150 см. Расписывали вдвоем. Батик – очень трудоемкая техника, к тому же пары бензина, парафина. Но все преодолели. Увидев наш платок небесного цвета, Марсель Салимжанов не сдержал восторга: «Вот чего я добивался!».
Кстати, в 1997 году талантливые женщины получили заказ от первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева – изготовить тысячу платков в стиле голубой шали для гостей второго Всемирного конгресса татар.
«Президентский заказ с мамой выполняли вместе. Ночей не спали, колдуя над красками», – рассказала нам художник декоративно-прикладного искусства Светлана Гарбузова, чье имя хорошо известно в изобразительном искусстве Татарстана.
«На раритет не дышим…»
В Камаловском театре лишь в холле можно увидеть за стеклянной витриной сохранившийся образец шали. Но зато в коллекции много исторических фотографий с постановок, которые нам любезно представила заведующая музеем Луара Шакирзянова. Она и сообщила, что уникальный экземпляр шали был передан Театру драмы и комедии имени Тинчурина.
«В 2000 году мы начали с нуля создавать свой музей и за помощью обратились к коллегам, – рассказала нам заведующая Розалия Чабатова. – Среди подаренных театральных экспонатов был крепдешиновый платок, который в очень давние годы использовался в спектакле и был создан руками Софьи Кузьминых. Он нам очень дорог, к тому же он такой старинный, что мы на него буквально не дышим и никому не разрешаем трогать руками».
Фото: личный архи, музей им. К.Тинчурина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)