Культура
Челнинец работает художником-реставратором в Третьяковской галерее
Денис Литяйкин – воспитанник детской школы искусств Набережных Челнов, последние семь лет реставрирует старинные рамы картин известных художников: Репина, Верещагина, Сурикова, Васнецова, Куинджи, Айвазовского, хранящихся в Третьяковке
Начинал со скульптур из мыла
"В детстве родители удивлялись, в кого я так хорошо рисую. Мама – бухгалтер, папа – механизатор", – признается Денис Литяйкин.
В школе искусств его педагогом была Елена Каширская. Денис до сих пор убеждается, что без ее базы, возможно, не сложилась бы учеба в Абрамцевском художественно-промышленном колледже (резчик по дереву) в подмосковном Хотьково, в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова (скульптор).
"В колледже учился по направлению «Резьба по дереву» у известного педагога Василия Ермилова, он является основателем абрамцево-кудринской резьбы. Ей я увлекся еще в школе искусств: сначала вырезал фигурки животных и скульптуры советского художника Василия Ватагина из мыла, потом из дерева. Теплота, чистота дерева меня всегда притягивали", – говорит реставратор.
На реставрацию рамы картины Репина ушло четыре года
Денис был на вольных хлебах с самой учебы.
"Участвовал в реставрации старинного здания с лепниной на улице Большая Никитская в Москве. Принимал участие в создании макета малого Кубка Гагарина для молодежной хоккейной лиги, по нему он был отлит. Восстанавливал старинные царские врата иконостаса, выполненные в стиле нарышкинского барокко. Этот православный храм находится на севере Москвы", – вспоминает Литяйкин.
Последние семь лет работает художником-реставратором в Третьяковской галерее. Не скрывает, что попал туда по рекомендации коллеги.
"Мы занимаемся реставрацией рам, в том числе и у старых живописных картин. Так как их авторы участвовали в проекте и разработке рам на стадии эскиза, они имеют художественную ценность. В основном это конец XIX – начало XX века, – делится реставратор. – Самая запоминающаяся работа – реставрация картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» художника Ильи Репина. Это работа была дважды повреждена: в начале XX и XXI веков. Последнее повреждение на полотне и раме было от удара вандала. К исследованию привлекались и зарубежные специалисты, на восстановление ушло четыре года", – поделился реставратор.
За эту работу им вручили премию за лучшую реставрацию года.
С работами Репина во Францию и Финляндию
Как рассказал реставратор, основная работа его и коллег – подготовка рам к новым выставкам. Так, в выставке работ Василия Верещагина реставрировали две картины из знаменитого триптиха «Под Плевной».
"Это две большие, массивные, разборные рамы – более трех метров в ширину, свыше двух метров в высоту. Они были серьезно повреждены из-за влажности. Общими усилиями, по небольшим сохранившимся деталям, мы заново воссоздали это ценное произведение искусства", – делится Денис.
Готовит он рамы и для заграничных выставок, в качестве реставратора выезжал в Хельсинки и Париж. Там выставлялись картины Ильи Репина со всего мира – из разных коллекций. Литяйкин сопровождал картину «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
"Передо мной стояла задача разобрать и собрать раму, отследить за ее отгрузкой и погрузкой. Так как ни хранитель, ни реставратор живописи этого сделать не могли. Это не входит в их обязанности. И, кстати, доставка картины осуществлялась не на самолете, а в фургоне", – отмечает реставратор.
Выставка совпала с началом СВО, несмотря на это удалось получить визы и вывезти картины из-за границы.
Для картин комфортно, для людей - не очень
"В хранилищах, экскурсионных залах температура воздуха держится от плюс 18 до 25 градусов. Для экспонатов она комфортная, а для людей – не всегда. Бывает, когда активно работает вытяжка, приходится надевать теплую одежду. Работаем в спецодежде, используем очки, респираторы, перчатки. Когда делаем чистку рам от грязи, пыли, копоти, используем вредные реактивы. Та же самая защита при шлифовке красного дерева, опасного для органов дыхания", – объясняет Литяйкин.
В Третьяковке среди используемых инструментов у Дениса нет никаких особенных, а вот в личной мастерской есть набор дорогостоящих стамесок, одному резчику по дереву их необходимо от 200 до 1000.
"Каждый мастер не просто покупает стамески, но приспосабливает их под себя, допустим, делает ручку под свою руку. И у нас не принято отдавать стамески кому-то, в хорошем состоянии они вряд ли вернутся", – говорит мастер.
В свободное от основной работы время он увлекается реставрацией и изготовлением мебели.
Денис женился на девушке из колледжа, она тоже художник, у пары две маленькие дочки. Они тоже хорошо рисуют, но пока мечтают о другом: одна хочет стать тренером дельфинов, вторая – ветеринаром.
Фото из личного архива Дениса Литяйкина
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)