Реклама
Реклама
Экспресс-новости
Реклама
Последние комментарии
Реклама
Культура

Кряшены: кто они – ткачи, колдуны, музыканты?

Держим курс в Тукаевский район в кряшенское село Мелекес. Считается, что именно здесь кряшены сохранили традиционные элементы быта, языка, культуры в наиболее в чистом виде

Традиционная изба кряшен

 

В доме с резными ставнями, которому больше полувека, нас встречает четыре поколения семьи Евдокимовых – кряшен до мозга костей. У порога по традиции, сложившейся у этого народа, исполняется гостевая песня. В ней поется о том, что гости – желанны в этом доме, для них с утра разожжена печь и  готовятся разные кушания.

 

Четыре поколения семьи Евдокимовых 

 

 

Хозяйка дома Роза Евдокимова рассказывает о том, что избу они купили два года назад у родственников и пока не стали ее разбирать.

 

Дом и хозяйство оказались кладезем находок для Евдокимовых – от прежних хозяев остались старинные инструменты, и каждый из них датирован: ручная мельница – 1900 года, бочки для хранения продуктов – второй половины XIX века, деревянные лопаты для копки картофеля – с 50-х годов прошлого века.

 

– Лопатами, вырезанными из цельного дерева, до сих пор пользуемся, годны и корзинки для кладки и высиживания яиц гусей, кур. В рабочем состоянии ручная мельница, где мололи рожь и пшеницу. Всю эту бытовую утварь изготовил бывший хозяин дома Василий Капалыгин, – вспоминает Роза Евдокимова. 

 

Самовар – на углях, еда – из печи

 

В избе кряшен – чулан, кухонька с печью, в ней готовят, и она обогревает, общая комната – спальня и зал.

 

– В горячей печи на углях, на сковороде на свином жиру уже шкварчат, румянятся оладушки. Готовят их по бабушкиному рецепту, с теми же ингредиентами: мука, яйца, вода, дрожжи. Все это наши предки производили сами. У нас же сейчас все магазинное – живем в современном мире. Проходите, мы встречаем гостей накрытым столом, – приглашает кряшенская семья.

 

 

Анна Павловна, мама Розы Евдокимовой, печет блины в печи. 

 

Воду для чая кряшены кипятят в самоваре на углях. 

 

Кроме блинов, кряшены угощают боламыком – это толченый картофель, смешанный с мукой, посередине налит растопленный свиной жир, в который нужно макать смесь. На столе красуются пирожки – дуручмак: тесто на молоке, сверху смазано толченым картофелем. Рядом на тарелке золотистая горка ровных шариков – шишара, приготовленная на муке и воде.

 

Как вспоминает старейшая представительница семьи Евдокимовых, 94-летняя Анастасия Ивановна, шишару готовили за неделю и прятали в чулане. Иначе дети, а их в семье не меньше десяти рожали, съедят.

 

Шишару подают к чаю, приготовленному в самоваре на углях.

 

Питрау теряет свое значение

 

– Застолье не обходится без самогона, медовухи. Это часть празднества, но напиваться у кряшен не принято и пьяниц нет. Рюмку наливают только одному человеку, он должен выпить и спеть, дальше следующему и так далее. У кряшен все разговоры между гостями построены на песнях, – рассказывает руководитель народного фольклорного коллектива «Питрау» Людмила Адамова.

 

– Сейчас мы наблюдаем, как кряшенский язык уходит. Дети понимают его, но говорить на нем не могут. Но они наизусть знают песни, танцы, традиции – их изучают в коллективе «Питрау».

 

Как рассказывают Евдокимовы, есть ошибочное представление о происхождении кряшен. Есть крещеные татары – новокрещенные, а есть кряшены – старокрещенные. Истинные кряшены – это крестившиеся язычники.

 

 

Кряшены передают свои традиции в культуре, одежде, языке детям. 

 

 

После того как гости насытились, кряшены пускаются в пляс. Посреди комнаты женщины, мужчины танцуют, притопывая, шаркая ногами, при этом продолжают петь. Испокон веков кряшены славились голосами. Звучание песен у каждого кряшенского села разное: в Мелекесе – мелодичное, в Бурдах – веселое.

 

У каждого села кряшен и свои главные праздники. В Мелекесе  это – Петров день.

 

– Сегодня у Питрау нет того значения, какое было прежде. Наши дедушки и бабушки на Петров день, 12 июля, находили себе пару. А на Покров уже сватались. Неизменны только бабушкины наблюдения: «После Питрау заканчивается лето», «Цветы на травах нужно собирать до Петрова дня, а коренья – после», – признается тетя Розы Елена Павловна.

 

Меняли платье три раза

 

В современном мире, где принято узаконивать отношения молодоженов в ЗАГСе и проводить застолья в ресторанах, кафе, не играют обрядовые народные свадьбы. В старину свадьбу у кряшен играли две недели. Когда приходили сваты, разыгрывались театрализованные представления: все наряжались, исполнялись хвалебные песни.

 

– Невеста в дом к жениху приходила с приданым: вышитыми полотенцами, которыми украшала комнаты, скатертью, постельным бельем. У кряшен законной считается свадьба после венчания. Живут они по Божьему закону. Новорожденных детей никому не показывают в течение 40 дней. И женщина, перед тем как выйти на улицу, прикрывает голову, уши, грудь. Делается это от сглаза, – делится Роза.

 

К слову, последний кряшенский свадебный обряд в селе Мелекес был проведен в прошлом году, так захотела молодая пара. Сейчас это редкость.

 

 

Сын Розы Евдокимовой Арсений играет со своей младшей сестрой Марией, рядом - средняя дочь Дарья. 

 

 

Кряшены были грамотными, читающими, постоянно вели записи, метрические книги, которые хранились при храме, построенном в 1888 году в Мелекесе. Позже храм был разрушен. Часть данных из этих книг находится у Розы Евдокимовой, по ним она составляет родословные семей сельчан.

 

Искусные ткачи и портные

 

Известны кряшены и своим умением ткать. В прежние времена они сами выращивали лен, делали из него нити, изготавливали ткани, после вручную из отдельных лоскутков шили платья, фартуки, рубахи, штаны. 

 

– В нашей семье сохранились платья хозяйки дома Марины Капалыгиной. Они полностью ручной работы. Наша 94-летняя бабушка в молодости была искусной швеей, она моей средней дочери сшила платье по эскизам прошлых лет. У кряшенских женщин было несколько платьев – рабочие и нарядные. Они их меняли три раза в день, что считалось признаком состоятельности, – говорят Евдокимовы.

 

Были среди кряшен знахари, помогавшие заговаривать с помощью трав болезни людей и животных, спасали скот от падежа. Некоторые использовали свой дар не во благо, а наводили порчу. Им это возвращалось – умирали в муках. Называли их провидцами, через сны видели будущее. Дар сохранился у представителей этого народа до сих пор.

 

 

Гостей встречали и участники коллектива "Питрау" (в центре). 

 

 

Фото и видео: Антон Катушенок

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Поделиться:
Комментарии (1)
  • 5 июля 2022 - 15:08
    пожилой
    Знакомый профессор из Чебоксар, узнав про Мелекес, предположил, что прежде это село называлось Мелекаси, и населяли его чуваши
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Актуальное видео
  • 4 августа 2022 - 13:13
    Выбирайте товары отмеченные российским Знаком качества
Реклама
Реклама
Реклама