18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Образование

Логопед: «Если с малышом одновременно общаться на двух языках, он позже заговорит»

Логопед: «Если с малышом одновременно общаться на двух языках, он позже заговорит»

Почему детей с нарушениями речи становится все больше, и как помочь своему ребенку начать говорить, рассказала учитель-логопед Набережночелнинского детского сада комбинированного типа № 12 «Гусельки» Элиза Сандимирова

– Элиза Анатольевна, в городе уже несколько специализированных логопедических дошкольных учреждений.  У знакомой  воспитательницы в группе 20 детей -трехлеток, и лишь двое могут ответить на вопросы. Что происходит?

 

- С каждым годом все больше  детей,  речь которых запаздывает.  В год у них должен быть запас  из десяти слов типа « мама», «папа», «дай», «нет».  В  два года - уже сто, появляются  осознанные фразы: «мама, дай», «папа,  иди». В моей группе сейчас тринадцать  детей в возрасте пяти лет, и  все с тяжелым нарушением речи. Причины такой ситуации разные. На первом месте – родовые травмы, все, что связано с рождением: сразу ли младенец закричал, не было ли обвития пуповины, нарушения шейного отдела позвоночника (кривошея).  На втором – педагогическая запущенность: у  родителей может быть низкий культурный уровень, они лишь кормят и одевают малыша.  Лично я главной проблемой считаю уход от вербального общения в семье. Сейчас в квартирах  – тишина. У взрослых  и у ребенка в руках смартфоны, в ушах - наушники. А ведь основы речи закладываются еще тогда, когда малыш вслушивается в речь мамы, интонацию. Вот пошли мыть руки, так, проговаривайте каждое движение вслух:  «Включаем воду, слышишь, как она журчит? Намыливаем руки, споласкиваем, а теперь вытираем полотенцем». И делать это нужно с самого рождения!  

 

- Гаджеты сейчас у всех. Но почему одни дети  самостоятельно начинают говорить, формируют правильное произношение звуков, а другим требуется помощь?

 

– Причин много. Это может быть и физиология, какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата, особое строение языка, зубов или нарушение прикуса. Бывает, это психологические и неврологические особенности ребенка. Самые распространенные  речевые нарушения  у детей: дислания – нарушение  произношение звуков:  шипящих, - «ш», «ж», «щ», «ч»; свистящих  - «с», «з», «ц»; соноров -  «р»,  «л»; иногда заднеязычных звуков – «к», «г» и «х». Дизартрия – нарушение иннервации органов  речи, вызванное органическим поражением центральной нервной системы.  В итоге страдают  звукопроизношение,  грамматика, лексика.  Проблема выявляется к трем годам, а до этого времени ставят  диагноз «задержка речевого развития».  Сенсорно-моторная алалия – отсутствие речи и ее понимания - характерна для детей с ментальной патологией. В школе они  потенциальные троечники и отстающие. 

 

 - При каких признаках начинать бить тревогу?

 

– С пяти - шести месяцев ребенок должен  лепетать па-па-па, ма-ма-ма, ба-ба-ба.  Если  ближе к двум трем годам нет активного разговора, элементарных фраз, то первое  обращение  не к логопеду, а к невропатологу. Он  назначит необходимые обследования, включая КТ, МРТ и ЭЭГ головного мозга, при необходимости, - медикаментозное лечение. Обязательно  посетить  отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Если  проблемы с прикусом, строением  зубов и челюсти,  надо обратиться к ортодонту,  принимающему   в детской  стоматполиклинике.  Если  трудности в произношении звуков, достаточно будет  занятий у логопеда.  Если же в восприятии речи, нарушении внимания, усидчивости, то нужна помощь  логопеда-дефектолога. 

 

- Реальный случай в Челнах: девочка заговорила только в 4 года после занятий с логопедом.  Специалист выяснила, что та уже знала алфавит, может читать. Сейчас в школе отличница. Это феномен? 

 

- Да, случай редкий, в моей практике такого не было. Скорее всего, феномен связан с психологическими особенностями ребенка. Она все слышала, понимала, но по какой-то причине  не хотела общаться. Родители не запаниковали потому, что, возможно, и сами поздно начали говорить.  В подобных случаях велика вероятность  передачи проблемы по наследству. 

 

- Вы обмолвились о проблемах со слухом у неговорящих детей. Им  удается помочь заговорить?

 

-  В моей группе была девочка, у которой вовремя не распознали глухоту.  После гибели родителей она росла в деревне с бабушкой, имела мизерный запас слов. В 4 года ее взяла под опеку  тетя, девочке поставили слуховой аппарат с батарейками, которые часто садились, и ребенок оказывался изолированным от мира звуков. Лишь в 8 лет она попала в мою логопедическую группу на один год.  К  счастью, комиссия не отравила ее в  коррекционную  школу, а дала возможность наверстать  упущенное. Проблема была в крохотном запасе  слов, благодаря  хорошей сохранности интеллекта, желанию заниматься, удалось  поставить  все звуки, научить  читать, писать.  

 

 -  Есть родители, которые считают, что речь сама придет в свое время. Какие проблемы могут ожидать в будущем  плохо говорящих детей? 

 

- Нерешенные в раннем возрасте проблемы подрастут вместе с ним и дадут о себе знать в школе. Видела в дневнике записи: «принести водки», то есть фотки; «нарисовать циницу», то есть синицу. Речевое развитие напрямую связано с развитием мозга в целом, неправильное звукопроизношение приводит  к трудностям в овладении письмом и  чтением, как следствие – неумение выражать свои мысли,  плохие отметки и психологические  проблемы. 

 

– Стало модно в семьях с ребенком говорить на двух-трех языках, рано учить читать. С какого возраста лучше начать?

 

– Желательно после того, как ребенок заговорил на своем основном языке. Если не говорит, а слышит два-три языка, возникнут сложности. От общения, например, одновременно  на русском и на татарском  языках велика вероятность, что малыш  поздно заговорит, будет путаться. Нельзя смешивать, это все равно, что совершенно разные блюда соединить в одно.  

 

- Вашему внуку исполнился месяц. Какую методику решили  применить в общении с ним?

 

-  Есть такая методика – кинезиология,  когда через движения тренируется и развивается головной мозг. Она универсальна для  развития умственных способностей.  Так как речь – это одна из функций  высшей  нервной деятельности  головного мозга, то, соответственно, будет  польза от двигательных упражнений.  Советую почитать книгу Тэри Чемпена и Росса Кемпбелла «Пять  путей к сердцу ребенка». Основной ее посыл – показать любовь пятью разными способами. Вот они: тактильные ощущения – объятья, поцелуи;  слова ободрения – чаще  хвалить;  время – чаще общаться; оказывать помощь; делать подарки, которые не ждут. 

 

 Пять советов от логопеда:

 

1.    До трех лет не давать ребенку  сотовый телефон.

2.    Показывать образец  правильной и грамотной речи с интонацией, четко проговаривая каждое слово. Ребенок должен видеть  мимику и артикуляцию родителей.  

3.    Читать сказки разными голосами, покупать книги с хорошими иллюстрациями,   прививать любовь к чтению. 

4.    Не сюсюкать. Если  разговаривать на искаженном языке, у ребенка будет искаженное восприятие, и вполне возможно, что он начнет так же отвечать.

5.    Чаще включать в меню яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки. Это поможет укреплению  жевательных мышц и предупредит проблемы с речевым аппаратом.  
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос