Образование
Логопед: «Если с малышом одновременно общаться на двух языках, он позже заговорит»
Почему детей с нарушениями речи становится все больше, и как помочь своему ребенку начать говорить, рассказала учитель-логопед Набережночелнинского детского сада комбинированного типа № 12 «Гусельки» Элиза Сандимирова
– Элиза Анатольевна, в городе уже несколько специализированных логопедических дошкольных учреждений. У знакомой воспитательницы в группе 20 детей -трехлеток, и лишь двое могут ответить на вопросы. Что происходит?
- С каждым годом все больше детей, речь которых запаздывает. В год у них должен быть запас из десяти слов типа « мама», «папа», «дай», «нет». В два года - уже сто, появляются осознанные фразы: «мама, дай», «папа, иди». В моей группе сейчас тринадцать детей в возрасте пяти лет, и все с тяжелым нарушением речи. Причины такой ситуации разные. На первом месте – родовые травмы, все, что связано с рождением: сразу ли младенец закричал, не было ли обвития пуповины, нарушения шейного отдела позвоночника (кривошея). На втором – педагогическая запущенность: у родителей может быть низкий культурный уровень, они лишь кормят и одевают малыша. Лично я главной проблемой считаю уход от вербального общения в семье. Сейчас в квартирах – тишина. У взрослых и у ребенка в руках смартфоны, в ушах - наушники. А ведь основы речи закладываются еще тогда, когда малыш вслушивается в речь мамы, интонацию. Вот пошли мыть руки, так, проговаривайте каждое движение вслух: «Включаем воду, слышишь, как она журчит? Намыливаем руки, споласкиваем, а теперь вытираем полотенцем». И делать это нужно с самого рождения!
- Гаджеты сейчас у всех. Но почему одни дети самостоятельно начинают говорить, формируют правильное произношение звуков, а другим требуется помощь?
– Причин много. Это может быть и физиология, какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата, особое строение языка, зубов или нарушение прикуса. Бывает, это психологические и неврологические особенности ребенка. Самые распространенные речевые нарушения у детей: дислания – нарушение произношение звуков: шипящих, - «ш», «ж», «щ», «ч»; свистящих - «с», «з», «ц»; соноров - «р», «л»; иногда заднеязычных звуков – «к», «г» и «х». Дизартрия – нарушение иннервации органов речи, вызванное органическим поражением центральной нервной системы. В итоге страдают звукопроизношение, грамматика, лексика. Проблема выявляется к трем годам, а до этого времени ставят диагноз «задержка речевого развития». Сенсорно-моторная алалия – отсутствие речи и ее понимания - характерна для детей с ментальной патологией. В школе они потенциальные троечники и отстающие.
- При каких признаках начинать бить тревогу?
– С пяти - шести месяцев ребенок должен лепетать па-па-па, ма-ма-ма, ба-ба-ба. Если ближе к двум трем годам нет активного разговора, элементарных фраз, то первое обращение не к логопеду, а к невропатологу. Он назначит необходимые обследования, включая КТ, МРТ и ЭЭГ головного мозга, при необходимости, - медикаментозное лечение. Обязательно посетить отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Если проблемы с прикусом, строением зубов и челюсти, надо обратиться к ортодонту, принимающему в детской стоматполиклинике. Если трудности в произношении звуков, достаточно будет занятий у логопеда. Если же в восприятии речи, нарушении внимания, усидчивости, то нужна помощь логопеда-дефектолога.
- Реальный случай в Челнах: девочка заговорила только в 4 года после занятий с логопедом. Специалист выяснила, что та уже знала алфавит, может читать. Сейчас в школе отличница. Это феномен?
- Да, случай редкий, в моей практике такого не было. Скорее всего, феномен связан с психологическими особенностями ребенка. Она все слышала, понимала, но по какой-то причине не хотела общаться. Родители не запаниковали потому, что, возможно, и сами поздно начали говорить. В подобных случаях велика вероятность передачи проблемы по наследству.
- Вы обмолвились о проблемах со слухом у неговорящих детей. Им удается помочь заговорить?
- В моей группе была девочка, у которой вовремя не распознали глухоту. После гибели родителей она росла в деревне с бабушкой, имела мизерный запас слов. В 4 года ее взяла под опеку тетя, девочке поставили слуховой аппарат с батарейками, которые часто садились, и ребенок оказывался изолированным от мира звуков. Лишь в 8 лет она попала в мою логопедическую группу на один год. К счастью, комиссия не отравила ее в коррекционную школу, а дала возможность наверстать упущенное. Проблема была в крохотном запасе слов, благодаря хорошей сохранности интеллекта, желанию заниматься, удалось поставить все звуки, научить читать, писать.
- Есть родители, которые считают, что речь сама придет в свое время. Какие проблемы могут ожидать в будущем плохо говорящих детей?
- Нерешенные в раннем возрасте проблемы подрастут вместе с ним и дадут о себе знать в школе. Видела в дневнике записи: «принести водки», то есть фотки; «нарисовать циницу», то есть синицу. Речевое развитие напрямую связано с развитием мозга в целом, неправильное звукопроизношение приводит к трудностям в овладении письмом и чтением, как следствие – неумение выражать свои мысли, плохие отметки и психологические проблемы.
– Стало модно в семьях с ребенком говорить на двух-трех языках, рано учить читать. С какого возраста лучше начать?
– Желательно после того, как ребенок заговорил на своем основном языке. Если не говорит, а слышит два-три языка, возникнут сложности. От общения, например, одновременно на русском и на татарском языках велика вероятность, что малыш поздно заговорит, будет путаться. Нельзя смешивать, это все равно, что совершенно разные блюда соединить в одно.
- Вашему внуку исполнился месяц. Какую методику решили применить в общении с ним?
- Есть такая методика – кинезиология, когда через движения тренируется и развивается головной мозг. Она универсальна для развития умственных способностей. Так как речь – это одна из функций высшей нервной деятельности головного мозга, то, соответственно, будет польза от двигательных упражнений. Советую почитать книгу Тэри Чемпена и Росса Кемпбелла «Пять путей к сердцу ребенка». Основной ее посыл – показать любовь пятью разными способами. Вот они: тактильные ощущения – объятья, поцелуи; слова ободрения – чаще хвалить; время – чаще общаться; оказывать помощь; делать подарки, которые не ждут.
Пять советов от логопеда:
1. До трех лет не давать ребенку сотовый телефон.
2. Показывать образец правильной и грамотной речи с интонацией, четко проговаривая каждое слово. Ребенок должен видеть мимику и артикуляцию родителей.
3. Читать сказки разными голосами, покупать книги с хорошими иллюстрациями, прививать любовь к чтению.
4. Не сюсюкать. Если разговаривать на искаженном языке, у ребенка будет искаженное восприятие, и вполне возможно, что он начнет так же отвечать.
5. Чаще включать в меню яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки. Это поможет укреплению жевательных мышц и предупредит проблемы с речевым аппаратом.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)