События и факты
Что можно продавать в домовых чатах: юрист дала разъяснение

Нужно ли маркировать рекламу для соседей
В последнее время в домовых чатах Набережных Челнов жители заметили необычную тенденцию: все объявления идут с пометкой «реклама». Раньше там спокойно предлагали купить диванчик или старый велосипед, а теперь все больше жильцов добавляют специальную пометку.
Необходима ли она, и вообще — можно ли свободно рекламировать товары и услуги соседям? Ведь закон о рекламе в последние годы значительно ужесточился. На эти вопросы по просьбе «Челнинских известий» ответила юрист Елизавета Хомутова.
- Если сосед продает в мессенджере ведро помидоров, нужно ли такую рекламу маркировать и ставить пометку «реклама»?
- Нет, не нужно. Во-первых, это предложение о продаже от собственного имени и товара собственного производства (если речь о товарах, которые продаются не в целях предпринимательской деятельности и\или по теме группы). Во-вторых, скорее всего, продажа проводится в специальной группе по типу «купи-продай» и ФАС (федеральная антимонопольная служба) не раз разъясняли, что подобные группы будут информационными площадками для такого типа объявлений. Но если я в такой группе «купи-продай» размещу объявление «Изготавливаю теплицы для выращивания помидоров, для участников группы по промокоду «дом» скидка», то это однозначно будет реклама. Для размещения такого объявления (как на примере выше) уже необходима отметка о рекламном характере, рекламодателе и идентификаторе рекламы.
- Кого считать ответственным за размещение рекламы в домовых чатах: владельца чата или продавца? С кем в данном случае заключается договор?
- Если не акцентировать внимание на конкретной площадке, то за нарушение ФЗ «О рекламе», в частности отсутствие маркировки, ответственность несут все участники: рекламодатель (то есть тот, кто разместил объявление) и рекламораспространитель (чей чат\паблик). Заключение договора не является критерием для отнесения к рекламе материала, важно смотреть - что и где публикуется. Но если договор есть, то, как правило, в нем предусматривают обязанность одной стороны получить токен и сдать отчетность по интеграции. Поэтому важно регулярно в таких чатах мониторить размещаемый контент. При этом, если мы говорим о группе, доступ к размещению публикаций в которой не ограничен и будет размещено явно рекламное объявление, которое и станет предметом рассмотрения, то ответственность будет на обеих сторонах, но вот размер будет разный. В частности, на том, кто рекламу разместил, точно будет штраф, а вот тому, чья группа, можно попытаться снизить ответственность до предупреждения.
- Что будет, если не маркировать рекламу и не ставить знак «реклама»? Какое наказание можно получить за такое нарушение?
- Проставить пометку «реклама» недостаточно, нужно соблюдать все требования к маркировке рекламы (пометка контента как рекламы, ФИО и реквизиты рекламодателя, и идентификатор рекламы). Например, если размещается реклама ИП, то маркировка будет выглядеть следующим образом «Реклама. ИП Иванова Е.А. ОГРНИП **************. ERID: *********» Что касается суммы штрафа, то согласно статье 14.3 КоАП РФ штраф от 2 тысяч до 500 тысяч рублей в зависимости от правового статуса лиц (физические или юридические лица), привлекаемых к ответственности
- Можно ли вообще в целом размещать рекламу в WhatsApp*, если он входит в компанию Meta*? Касаются ли данные правила таких мессенджеров, как Telegram и Max?
- Для многих россиян запрет с 1 сентября прежде всего будет означать конец рекламе в Instagram*, который принадлежит признанной в России экстремистской компании Meta*. Однако компания Meta* владеет не только Instagram, но и WhatsApp. Официальных разъяснений государственных органов о распространении запрета на все продукты компании Meta* нет, но я рекомендую использовать другие площадки для рекламы: например Telegram, Vk и другие. При этом общедомовые группы с продажей овощей\фруктов\ненужных вещей это не касается, как и родительских чатов. Мах можно использовать без ограничений, так как это российский сервис.
*Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России, её продукты WhatsApp, Instagram и Facebook также запрещены на территории РФ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)