События и факты
Вышло из моды: почему в Челнах со стен больниц и школ исчезла советская мозаика
Художники негодуют: при капитальном ремонте школ, детсадов и больниц или при покупке помещений никому не интересна историческая ценность советских мозаик, их просто уничтожают.
НУЖНО УСПЕТЬ ВСЁ СОБРАТЬ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
В картинной галерее Набережных Челнов занялись благим делом – сделать электронный каталог фотографий с уникальными оформительскими работами челнинских художников, работавших в 70-80-е годы ХХ века над оформлением внутренних помещений социальных объектов: детских садов, школ, ресторанов, аптек, почт, больниц.
Благодаря художникам, приехавшим на Всесоюзную комсомольскую стройку – строительство КАМАЗа, на стенах коридоров, актовых залов, холлов, бассейнов, столовых появились композиции из мозаики, дерева, бетона, гипса, росписи.
– Перед нами стоит задача зафиксировать имена художников, их воспоминания, а также оцифровать архивные фотографии с их оформительскими работами. Планируем сделать снимки композиций, сохранившихся сегодня. Время идет, живые носители истории постепенно уходят, поэтому нужно успеть всё собрать для будущих поколений. Для этого и создан проект «Дизайн городской среды Набережных Челнов», поданный на соискание гранта на конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, – поделилась заведующая отделом галереи Елена Паршикова.
Возможно, проект галереи перерастет во что-то большее, станет отправной точкой для сохранения целого направления в искусстве в интерьерах городских объектов.
НЕ ПОДХОДЯТ ПОД ИНТЕРЬЕР
А собирать информацию специалистам галереи приходится по крупицам. Ведь никто не знал в прошлом, что век этих мозаик будет так короток.
Спустя 30 лет они одна за другой исчезают, после капитальных ремонтов школ, детских садов, больниц, после того как помещения ресторанов, аптек, почт переходят в частные руки. У новых собственников на мозаики совершенно другие планы. Нет, не сохранить, не сделать реставрацию, не вписать гармонично в современный интерьер, а просто убрать.
– Немало работ уже не подлежат восстановлению, так как были в прямом смысле слова уничтожены. Закрашивается роспись, снимается мозаика, убираются композиции из бетона, дерева. Постепенно исчезает то, что в свое время было сделано по госзаказу мастерами Художественного фонда РСФСР, тогда на оформление помещений художникам выделялись немалые средства – два процента от общей суммы, заложенной на строительство объекта, – поделился заслуженный художник России, профессор отделения дизайна КФУ Владимир Акимов.
– Имелись хорошие росписи: в Доме татарской кулинарии на тему Сабантуя, в больнице скорой медицинской помощи – сюжетная композиция, показывающая медицину от древности до современности, в бывшем здании художественной школы № 1 по мотивам сказки «Садко». Избавляясь от этих изображений, мы навсегда теряем часть своей истории, не ценим чужой труд, работу художников. Композиции, создаваемые от месяца до полутора лет, уничтожаются за считанные часы, – говорит народный художник Татарстана Виктор Анютин.
Кстати, Владимир Акимов, Виктор Анютин, Юрий Свинин, создавшие творческую группу АНСВАК, реализовали множество проектов по оформлению объектов города.
ОТСТОЯЛИ МОЗАИКУ
Пролистав три массивных альбома с фотографиями и небольшими комментариями, имеющихся в распоряжении галереи, мы решили позвонить в учебные заведения города и узнать, сохранились ли у них исторические работы художников.
Вот только часть работ, запечатленных на черно-белых снимках: мозаика из керамической плитки «Чебурашка» в детсаду 17/18, «Нептун» – в детсаду 9/17, мозаика «Наука» – в школе № 20, керамический рельеф «Мелодия» в школе 17/18, настенная роспись «Изобилие» – в школе 15/22... Размер каждой работы, судя по комментариям, составляет от 15 до 40 квадратных метров.
В большинстве учебных заведений города наш корреспондент услышал один и тот же ответ: во время капительного ремонта принято решение убрать мозаику или роспись со стен. Редким исключением стали те руководители учебных заведений, которые настояли на том, чтобы оставить их.
– Мозаику в бассейне сохранили. В 2017 году, когда в нашем детском саду № 72 «Антошка» делали капитальный ремонт, строители хотели убрать ее, но мы с коллегами и родителями настояли на том, чтобы оставить и сочетать с современным интерьером. Не смогли избавиться от такой красоты, сделанной качественно (даже спустя сорок лет она, как новая), представляющей историческую ценность. Как можем, так и поддерживаем мозаику в порядке, но считаем, что ей нужна реставрация, чтобы она прослужила еще дольше, – рассказала заведующая Ландыш Альмухаметова.
– Остались не тронутыми ремонтом (сделали в 2012 году) мозаичные композиции на стенах школы № 20 – у входной группы и рядом с кабинетом химии. Не убирали, потому что они несут не только историческую ценность, но и образовательную, воспитательную. На них изображены химические формулы, добрые дети с книгой, то есть герои этих композиций являются примером для современных детей. И для нас ценен любой труд, в том числе и художников, – присоединился директор школы Александр Кудряшов.
ЗА ПОМОЩЬЮ – К МЭРУ
Акимов, в числе других художников, не один год пытается остановить разрушения – обращались в управление культуры Челнов, но тщетно. Неподъемный камень непонимания сложно сдвинуть с места.
– Записался на прием к мэру города Наилю Магдееву, чтобы поднять эту проблему на более высокий уровень. Необходимо создать комиссию, состоящую из специалистов не только культурной сферы, но и административной. Комиссия должна посетить объекты, где еще сохранились оформительские работы художников, затем внести их в реестр. Решить, какие работы требуют реставрации. Нужно сохранить то, что еще осталось, – в том же здании ДОСААФ, например, – считает Акимов.
По мнению художников, сегодня время для реставрации пришло, работам – более 30 лет. Мозаика может неплохо сохраниться в течение 30 лет, дерево – от 15 до 20 лет.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)