События и факты
Заплатит банк: в Челнах жертве телефонных мошенников удалось взыскать деньги
Мужчина лишился почти 600 тысяч, из которых половина были взяты в кредит. Рассказываем, как можно вернуть все обратно.
Невероятно, но факт: в Набережных Челнах мужчине, ставшему жертвой телефонных мошенников, удалось доказать вину банка в списании денег - почти 600 тысяч рублей.
Челнинцу по имени Ильнар в августе позвонили из компании «Ти-джобс» с предложением удаленной работы. Ранее мужчина оставлял резюме на одном из рекрутинговых сайтов. Работа заключалась в переработке информации, написании комментариев и была якобы связана со Сбербанком. Далее общение с «работодателем» происходило через телеграм, куда новому сотруднику прислали ссылку на сайт «Ти-джобс». Там необходимо было заполнить анкету, указав личные данные.
После этого Ильнару позвонил финансовый консультант и попросил перевести 4444 рубля на новый счет, зарегистрированный в «Ти-джобсе». Мужчине пояснили: это необходимо, чтобы доказать банку, что работник живой человек, а не робот. Далее от челнинца потребовали совершить еще одну операцию по переводу денег из Сбербанка в Озон банк, где у клиента ранее был открыт личный счет. Он перевел туда 299 299 рублей.
Сразу после перевода на смартфон стали один за другим поступать эсэмэски от Озон банка с кодами и предупреждением о том, чтобы он никому их не сообщал, а также уведомление, что ограничения со счета сняты. Среди них было и предложение обратиться в службу поддержки банка.
Спустя некоторое время так же массово начали поступать сообщения о снятии средств – до тех пор, пока счет окончательно не обнулился. При этом сам клиент лично никаких действий в мобильном банке не совершал, операции не подтверждал, данные банковской карты никуда не вводил.
Мужчина забеспокоился и связался с финансовым консультантом, но тот пояснил, что это рабочий процесс, и никто не сможет снять деньги без его ведома.
Мошенники предложили мужчине ознакомиться с предстоящей «работой по кредитным делам» и велели зайти в мобильное приложение Сбербанка, где следовало указать доход 90 000 рублей. Якобы именно такую зарплату истец будет получать в «Ти-джобсе». Мужчина выполнил поручения.
Затем челнинцу предложили оформить два кредита – на общую сумму 287 тысяч рублей и перевести ее снова в Озон банк. Мужчина сделал как просили, но на сей раз решил перестраховаться и позвонил в банк с просьбой заблокировать все операции по карте. Счет действительно был заблокирован. Однако, несмотря на это, с карты опять списались все перечисленные ранее деньги.
Любопытно, что в промежутках между операциями на телефон пришло оповещение системы безопасности с уведомлением о том, что по карте происходят мошеннические действия. И даже один раз поступил звонок, возвещавший о блокировке карты из-за подозрительных операций. Однако финансовое учреждение не приостановило операции на клиентском счете, несмотря на личную просьбу клиента.
Осознав, что стал жертвой мошенников, мужчина написал заявление в полицию. Общая сумма похищенных денег составила 586 299 руб. Правоохранители завели уголовное дело по статье «Мошенничество». Однако перспективы были весьма призрачными, и мужчина решил действовать в судебном порядке, создав тем самым прецедент.
Как рассказала адвокат Гульшат Галимова, представлявшая в суде интересы челнинца, практика показывает, что найти телефонных мошенников и вернуть деньги практически никогда не удается. В таких случаях именно банк может понести ответственность за хищения средств с карты. Для этого важно обратиться в полицию, где гражданина должны признать потерпевшим в рамках уголовного дела, сохранить переписку с банком и своевременно уведомить его о приостановке операций по карте. Все это позволит потом обосновать свою позицию в суде. Также следует грамотно составить иск, установить надлежащего ответчика и привлекать к участию в деле Роспотребнадзор, так как в этих случае доказательная база строится на законе о защите прав потребителей.
«Банк должен проверять данные. Он обязан удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами, проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, достаточность денежных средств для исполнения платежного поручения, а также выполнить иные процедуры, предусмотренные законом, банковскими правилами и договором с клиентом. При этом в банке должны помнить, что платежное поручение может быть отозвано плательщиком до наступления момента безотзывности перевода денежных средств. А права лиц, осуществляющих от имени клиента какие-либо перечисления со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом и банковскими правилами. Раньше, когда люди брали кредит, гражданам звонили на работу, удостоверялись, что он действительно сотрудник этой организации. Сейчас же все выдают кредиты в режиме онлайн без личного участия человека, но банк при этом нарушает закон, потому что он должен в реальности убедиться, что клиент хочет взять крупную сумму денег. А банки этот пункт закона игнорируют», - прокомментировала юрист.
Адвокат ссылается на п. 11.5 ст. 9 Закона о национальной платежной системе. Там говорится, что в случае получения уведомления о приостановлении операции после зачисления средств на банковский счет оператор по переводу денежных средств обязан направить уведомление о невозможности этого действия. Форма и порядок уведомления установлены нормативным актом Банка России.
«Однако в нашем случае ответчик в лице Озон банка доказательства невозможности приостановления операции по карте не предоставил. В своей претензии, направленной в суд, банк ответил, что это вообще не их вина, и мой доверитель взял кредит сам и сам же виноват. На заседании представителей банка не было, потому челнинский суд вынес заочное решение - взыскать в пользу истца 586 299 рублей и расходы на адвоката», - подытожила Гульшат Галимова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)