Общество
«Без выхлопов и орущей сигналки под окнами»: как живётся двору без машин?
Мы спросили застройщика, представителя управляющей компании и жителей
В жилищном сегменте строительного рынка Набережных Челнов наметился устойчивый тренд на создание микрорайонов в формате «Двор без машин». Как живётся челнинцам в безмашинном пространстве, спросили «Челнинские известия» у застройщика, представителя управляющей компании и жителей микрорайона.
«Пройти несколько шагов до автомобиля – это нормально»
Как рассказал нашему изданию представитель компании «Домкор», концепция «двор без машин» давно реализуется российскими застройщиками.
«Дома строятся для того, чтобы их жильцы чувствовали себя комфортно не только в своих квартирах, но и на придомовых территориях, которые, к сожалению, в последние годы в общей массе стали напоминать автостоянки, – пояснил собеседник издания. – Когда в воздухе присутствует запах бензина, жители боятся отпускать детей во двор, чтобы, не дай Бог, на них не наехала машина, соседи вечно воюют друг с другом за парковку у подъезда».
При реализации схемы «двор без машин» весь этот негатив исчезает.
По «безмашинной» концепции, центральную часть придомовой территории занимает не дорога, а зона отдыха, в том числе детская площадка, озелененное пространство. Машины могут заезжать во двор только для погрузочно-разгрузочных работ. Их нахождение на территории ограничено по времени – не более 30-40 минут. Въезд возможен только по предварительной договоренности с охраной.
«По такому принципу у нас организован двор в ЖК «Новые просторы» в 69-м комплексе. Это два десятиэтажных дома и один 18-этажный. Здесь воплощены сразу две идеи – «двор без машин» и «закрытый двор». Вторая идея заключается в наличии ограждения, шлагбаума и ворот для машин и калиток для пешеходов – входы работают по «домофонному» принципу. Машины паркуются за периметром ЖК», – рассказывает спикер.
Двор, где нет машин, становится местом для территориального креатива, отмечает представитель компании. При его наполнении акцент делается на качестве. Например, при подборе элементов озеленения тщательно выбираются сорта деревьев, кустарников, цветов, уделяется внимание их размерам, расположению и функциональности с тем, чтобы деревья в будущем не затеняли окна, но дарили прохладу в солнечные дни отдыхающим во дворе.
Детская площадка получает больше места – на ней размещается больше элементов.
Спикер подчеркивает, что концепция «двор без машин» не подразумевает ущемления прав автомобилистов. Гостевые парковочные места располагаются за периметром ЖК, что соответствует существующим стандартам.
– Дома обеспечены нормативным количеством машино-мест. Они расположены в шаговой доступности. По правилам, расстояние до парковки не должно превышать 800 метров от дома, – отметил представитель компании-застройщика.
В компании уверены, что в Челнах концепция «двор без машин» получит развитие. Разумеется, не во всех случаях она может быть реализована – многое зависит от географии застройки. Старые дворы также, увы, не всегда подходят, поскольку в силу старой планировки там порой нет возможности организовать машино-места в формате «без автомобилей».
Охрана обходит территорию два раза за сутки
Подробно, как внедрялась концепция «двор без машин» в 69-м микрорайоне, рассказал главный инженер управляющей компании «Строим будущее» Сергей Ожигин.
По его словам, еще до заселения жителей ознакомили с правилами размещения автомобилей и поведения на придомовой территории. Проживающим давались и дополнительные разъяснения. В итоге правила были утверждены на общих собраниях. Далее информация о них появилась в местах общего пользования, отдельные таблички заняли свое место на въезде в ЖК.
Территория имеет две контрольные линии. На первой установлен шлагбаум, через который могут проезжать автомобили собственников, машины УК и коммунальных служб, транспорт экстренных служб. Для доступа в парковочную часть большинству предоставили доступ к управлению шлагбаумами. Вторая контрольная линия прилегает непосредственно к жилым домам, она оснащена забором, воротами для проезда автомобилей, калитками для пешеходов. Доступ к управлению раздвижными воротами имеют только сотрудники частного охранного предприятия.
«Даже у сотрудников управляющей компании нет возможности управлять воротами», – подчеркнул Ожигин.
Когда планируется визит гостей, курьеров из служб доставки и других посетителей, жильцы должны заблаговременно сообщить об этом охране с указанием марки и госномера машин.
«Такси через шлагбаум проезжает и ждёт пассажира у одной из калиток, их у нас четыре. Чтобы сесть в такси, пассажиру приходится пройти не более 50 метров. Но, думается, это не проблема», – говорит Ожигин.
К слову, привлечение ЧОП к круглосуточной охране придомовой территории утверждено решениями общих собраний домов. Конечно, услуга оказывается за плату – 234 рубля с квартиры. Охрана не только контролирует периметр, но и следит за безопасностью детской площадки – устойчивостью игровых конструкций и за тем, чтобы посторонние предметы не попадали на нее. Во дворе нельзя распивать спиртные напитки и даже курить. За всем этим следит ЧОП. Обход территории его сотрудники осуществляют дважды в сутки.
Жители несут и другие затраты. Так, если в городе по утвержденным тарифам собственники платят за уборку мест общего пользования по 2 рубля 40 копеек с квадратного метра жилья, то в новом ЖК – по 2 рубля 44 копейки. Получается, плюс дополнительные 4 копейки с квадратного метра жилой площади квартиры, или плюс 2 рубля 40 копеек в месяц для квартиры площадью 60 квадратных метров. Есть и другие допрасходы, в том числе и за уборку придомовой территории.
К нарушителям правил применяются разные меры: от устного предупреждения до ограничения беспрепятственного заезда на парковку. Ожигин отмечает, что в первые месяцы после заселения нарушители, конечно же, были.
«Находились такие, кто под разными предлогами проникал во двор и оставлял машины на ночевку возле подъездов. Тогда у нас и элементы благоустройства повреждались, и насаждения страдали. Первоначально мы старались никого не наказывать, лишь проводили разъяснительную работу с «эгоистами». Ситуация обострилась, когда в марте 2024-го поставили раздвижные ворота. Водители из категории «паркуюсь как хочу» стали выражать недовольство, но жители микрорайона буквально встали стеной за соблюдение правил. Благодаря социальной поддержке концепция «двор без машин» и устояла», – пояснил Сергей Николаевич.
«У нас трое детей, и нам не все равно на безопасность»
Как рассказала нашему изданию жительница одного из «дворов без машин» Роза Сибгатуллина, ее семья осознанно подошла к переезду в микрорайон именно такого формата.
«До этого мы жили в «двушке» в комплексе, который представлял собой скорее гаражный кооператив, чем микрорайон. Везде машины – сделать шаг без опаски невозможно. А у нас трое детей. Если кто-то выходил во двор, постоянно мучила тревога – не случилось ли чего? Летом окна открыть невозможно: скрежет машин, звук срабатывающей сигналки, запах выхлопных газов. Здесь мы взяли «трешку». Разница в квартплате, вы не поверите, составила всего 10-15%. Зато я спокойно могу отпустить детей гулять и быть уверенной, что с ними ничего не случится. Ребёнка не собьёт машина, въехавшая на скорости во двор, его не обидит случайный прохожий, потому что территория закрыта и за порядком следит охрана», – сказала женщина.
Другие жительницы микрорайона согласились с соседкой.
«Двор нас устраивает. Действительно, можно спокойно оставить детей играть во дворе. Здесь нет машин, которые разгоняются. Нет шума от проезжающих автомобилей и загазованности», – отметила одна женщина.
«Нет собак в комплексе. А то сейчас везде выгуливают собак. Мало того, что от них шарахаешься, но иногда и на «мины», оставленные ими наступаешь. Тут такого нет. Очень чисто», – добавила другая.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)