Общество
Челнинцы пишут и издают книги о себе и дарят их родным и друзьям
Семейные реликвии, старые фото и открытки стали отправной точкой для мемуаров некоторых челнинцев. Они издают книги о себе за собственный счет, а потом дарят их близким.
«Такова жизнь…»
Людмила Шуклина писала свою книгу в тихие зимние месяцы.
– Никогда не занималась творчеством, ведь раньше работала продавцом, воспитательницей, – рассказывает Людмила Шуклина. – А вот желание рассказать о своей семье, репрессированной на двенадцать лет, было давно. Как-то зимой неожиданно нахлынуло вдохновение, и я взялась за дело. Плана не было, писала от души для детей и потомков: пусть узнают, как мы жили.
Свои мемуары челнинка посвятила любимой матери и мужу, с которым они вместе уже 61 год, вырастили двоих детей. Она призналась, что часто плакала, возвращаясь мыслями в далекое прошлое, полное голода, унижений, испытаний. Выпуск 20 экземпляров книги автору обошелся в 10 тысяч рублей.
Людмила Шуклина родом из Хабаровска, ее отец – из репрессированных немцев. Долгие годы они с мамой и братом жили в лесозаготовительном поселке ссыльных Кукан на Дальнем Востоке, где злые люди называли их «фашистами». Несмотря на это, ее мама, работая в буфете, по доброте души давала в долг продукты, записывая фамилии в тетрадь. Нагрянувшая ревизия выявила недостачу в 10 рублей, и, хотя должники сразу принесли деньги, ей не удалось избежать суда. Женщине дали пять лет тюрьмы за «хищение социалистической собственности», правда, отпустили по амнистии через два года.
С супругом Наилем Зайнулловичем Людмила познакомилась в поселке Кукан, три года ждала его из армии. Вот ее рассказ в главе «Муж»: «Он очень работящий, умеет делать все, что положено настоящему мужчине, и у него более 20 специальностей. Когда строили дом, сам научился делать кладку. Родился в Татарстане, его отец погиб на фронте, мать умерла, и четверо сирот выросли в детском доме хорошими, порядочными. С 1974 года мы живем в Челнах. Уже давно с мужем случился инсульт, теперь ухаживаю за ним. У нас огромный сад, где мы любим отдыхать, любуясь цветами. Хочется, чтобы наша жизнь длилась долго-долго…».
«Дневник юности моей…»
Илиса Ганеева недавно издала лирический сборник «Дневник юности моей…» и «Сказки» для детей. 50 экземпляров обошлись в 18 тысяч рублей, деньги на них автору дали племянник и сын.
Для нее написание этих книг началось с произведения шведского автора Маргареты Магнуссен «Деликатное искусство шведской предсмертной уборки: как освободить себя и свою семью от пожизненного беспорядка».
– Книга меня впечатлила, благодаря ее советам, я по-другому посмотрела на окружающие вещи, – поделилась Илиса Ганеева. – Слова Магнуссен «предсмертная уборка» всех пугают, но над ними необходимо задуматься каждому, особенно в почтенном возрасте. «Вы хотите, чтобы альбомы с фото любимых вами людей выбросили в мусорку?» – спрашивает Маргарета Магнуссен. И советует: «Не лучше ли все рассортировать еще при жизни?».
После этих слов из книги челнинка начала разбирать свои вещи, записи и книги и обнаружила старые дневники, которые вела с 15 лет.
– Тогда я открывала для себя музыку и природу, любовалась яблонями в цвету и первым снегом, – говорит Илиса Ганеева. – Перечитала дневники, и на меня нахлынуло пережитое. Решила издать их для друзей и открыть для них, может быть, еще не ведомую сторону своей души.
А сказки с яркими иллюстрациями от тети Илисы с радостью приняли ее маленькие родственники.
Теперь она хочет издать свой архив: более ста писем, пришедших ей от родителей и близких. Ведь когда-то только они связывали близких, живущих на расстоянии.
«Строка в истории»
Автор этой книги – Алмаз Мифтахов, ставший участником большой стройки в Челнах, свидетелем торжественного открытия плотины через Каму, схода с главного конвейера первого большегруза «КАМАЗ». Приехав по вызову в 1970-м году, он работал заместителем начальника управления быта Камгэсэнергостроя и решал проблемы рабочих, проживавших в вагончиках 28 временных поселков.
Своими воспоминаниями Алмаз Шайхутдинович поделился в автобиографической книжке «Строка в истории». Говоря в ней о своем характере, он отметил: «Я был подобен коню из моего детства по прозвищу Мустанг, который никак не хотел впрягаться, не признавал оглобли».
К сожалению, недавно, 19 июня, Алмаз Мифтахов скончался.
– Я перечитываю книгу мужа со слезами на глазах и рада, что он успел ее издать, – говорит вдова Гульсария Шигаповна. – Над ней он работал более года и старался быть точным в фактах, достоверным в изложении. Книга, считаю, – самое дорогое наследство для наших детей и внуков, которое осталось после него.
Издание книги на двух языках – татарском и русском – тиражом в 200 экземпляров обошлось семье в 100 тысяч рублей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (4)