Общество
«Если увеличим часы, цена на обучение будет космическая»
Инструкторы – о том, почему в автошколах так плохо учат водителей
В республике неудовлетворительная подготовка водителей, говорят представители отрасли. «Челнинские известия» попытались разобраться, в чем причина таких разговоров
В Татарстане уровень подготовки будущих водителей оставляет желать лучшего. С таким заявлением недавно выступила исполнительный директор Федерации автошкол РТ Елена Витюгова. По ее словам, причин тому несколько.
В первую очередь, на качество подготовки влияет нехватка высококвалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения. Специалисты уходят, в том числе из-за низких зарплат. Сегодня стоимость обучения в автошколах ниже, чем себестоимость. Многие учебные организации вынуждены сокращать количество часов вождения и теории.
Во-вторых, Елена Витюгова отмечает несовершенство программ обучения. Их нужно менять, чего Минпросвещения РФ пока делать не спешит. Некоторым людям, к примеру, требуется более 56 стандартных часов вождения.
Представители отрасли согласны с тем, что увеличение учебных часов отразилось бы на качестве подготовки водителей, однако это палка о двух концах.
– Безусловно, если добавить часы, курсанты будут больше подготовлены, им будет легче сдавать на права, – говорит инструктор одной из автошкол города Андрей. – Но это накладно, стоимость обучения будет составлять космические цифры. Тогда в автошколу сможет пойти не каждый второй, а всего лишь один из трех. Сейчас в среднем обучение составляет 30-40 тысяч рублей, при большем количестве часов оно будет стоить как минимум тысяч 70.
По мнению частного инструктора Андрея Пронина, если и увеличивать количество часов, то лишь в индивидуальном порядке:
– Все зависит от возраста. Молодые парни и девушки махом усваивают весь учебный материал. Проблем особо не возникает. Другое дело, когда на обучение приходит 50-60 летняя женщина, там точно положенных 56 часов не хватит. Учеба в таком возрасте дается уже гораздо сложнее. Думаю, когда писали учебные программы для автошкол, никто, наверное, не рассчитывал, что учиться на права будет не только молодежь.
Оба курсанта отмечают нехватку специалистов в автошколах. Главная причина, по их словам, также в низких зарплатах. Многие уходят в другие, более высоко оплачиваемые сферы.
Сами водители сегодняшнее качество обучения тоже оценивают, как неудовлетворительное.
– Права я получил еще 22 года назад. Ни одного ДТП, возможно, хорошо обучали. Ну а, судя по тому, как ездят водители в последнее время, качество подготовки абсолютно неудовлетворительное и это еще мягко сказано, – поделился Наиль Галиев.
– В автошколе, к счастью, не учился, – рассказывает Павел. – Экзамены сдавал экстерном. Получил права категории «В» в 2008 году. В 2018-м открыл категорию «А». Качество подготовки оцениваю, как неудовлетворительное. Знаний хватило. После обучения легко адаптировался. Навык вождения был еще с 15 лет. Теорию изучал задолго до сдачи экзаменов.
Водитель Марат Хисматуллин, наоборот считает, что сегодня условия подготовки лучше:
– Заканчивал автошколу в Ижевске 15 лет назад. Сейчас программа подготовки не хуже, знания дают в достаточном объеме, конечно, при условии добросовестной работы автоинструктора. А практический накат даже больше – 56 часов против 36. Сужу по подготовке сестренки жены, недавно сдала на права. Сам открыл в прошлом году категорию «С». Тоже хорошо готовили. Основная проблема, с которой сталкиваются курсанты при самостоятельном управлении транспортом после получения прав это то, что многие в потоке ездят не по правилам. Неопытный водитель, получивший права, сильно выбивается из потока. Соответственно, он или попадает в аварию из-за несоблюдения правил другими автомобилистами, или же вынужден подстроиться под основную массу других участников дорожного движения.
Для Регины Зиганшиной, получившей права в 2014 году, адаптация к дороге была простой:
– В принципе полученных знаний мне было достаточно. Легко села за руль. Единственное, больше хотелось информации от преподавателей. Каких-то интересных лайфхаков, разборов ошибок по видео, а не только банального разбора экзаменационных билетов.
В том же году автошколу закончил Николай Ерохин:
– На права я, хоть и сдал с первого раза, но вот практики, признаться честно, мне не хватило. Часов 60-65 было бы идеально. Поэтому перед самостоятельным вождением был вынужден взять несколько занятий у частного инструктора.
Добавим, что сегодня один час занятий у инструкторов в среднем стоит около двух тысяч рублей. Чаще всего за дополнительными занятиями идут лица женского пола, они же, по словам специалистов, ответственнее подходят к учебе и чаще сдают на права.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)