16+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Общество

«Губернатор запретил крыть дома соломой»: как горели Челны в 19 веке

«Губернатор запретил крыть дома соломой»: как горели Челны в 19 веке

Мега-пожары кончились, лишь когда в городе появилась первая пожарная команда

На Руси издревле пожары были большой бедой, огонь называли врагом и боролись с ним подручными средствами. Однако укротить его стало возможным, только когда противопожарным делом занялось государство.

 

Как в Мензелинском уезде, к которому относились Челны, появились первые пожарные машины, и почему губернатор запретил крыть дома соломой? Об этом рассказал в своих работах челнинский краевед, историк Владимир Ермаков.

 

Мензелинск превратился в пепел

 

Пожары наносили огромный ущерб населению уезда. Только с 1878-го до середины 1891 года огонь истребил 10680 домов, а их было на тот момент 48 тысяч в уезде. Сгорел практически каждый четвертый дом. Имущества сгорело на 1 млн 700 тысяч рублей.

 

Причинами пожаров чаще всего становились неисправные дымоходы в избах и банях, небрежное обращение с огнем и другое. Беда приходила также из-за скученности построек, отсутствия нормальных противопожарных средств. В итоге огонь выжигал целые селения.

 

Так, в Мензелинске 1 мая 1878 года огонь всего за четыре часа «съел» 810 домов из 950 имевшихся. В огне погибли две бабушки, несколько детей. После этого бедствия властям пришлось делать новую планировку и восстанавливать город практически с нуля. В 1888 году выгорел почти весь Заинск  – 312 дворов. В тот же год в селе Шуган пожар уничтожил 111 крестьянских дворов, убыток составил почти 24 тысяч рублей.

 

Губернатор запретил соломенные крыши

 

Высокая пожарная опасность в селе вызывала большую  озабоченность властей. В августе 1879 года уфимский губернатор Левшин посетил  Бережные Челны и сделал выводы по поводу готовности селения к пожарам.

 

В сентябре того же года губернатор направил в уездную земскую управу записку, в которой говорилось: «Мною замечено, что существующие в селе Бережные Челны Мензелинского уезда соломенные крыши при тесноте местных построек могут в случае пожара способствовать распространению огня на целое селение...».

 

И действительно 25 августа 1879 года пожар в Челнах едва не закончился большой трагедией. При сильных ветрах, которые были в Челнах во все времена, бороться с огнем было  особенно сложно.

 

Учитывая экономическую значимость Бережных Челнов, губернатор Левшин решил запретить жителям села покрывать крыши соломой. В ноябре 1879 года уездное, а в декабре – губернское земское собрание приняло постановление о запрете жителям Челнов крыть постоянные постройки соломой. В течение года соломенные крыши должны были стать деревянными. Временные постройки (навесы и загородки) могли закрываться соломой только зимой  – до апреля. Решение было вполне реальным, так как жители Бережных Челнов считались в уезде зажиточными людьми.

 

Челнинцы же приняли заботу губернатора в штыки – они назвали постановление «неприменимым и обременительным», просили его отменить. Но земство осталось непреклонным. Единственная уступка, на которую власти пошли, – продлили срок выполнения постановления до 1 мая 1883 года.

 

Местные власти требовали увеличить количество каменных зданий в Бережных Челнах. Но дороговизна строительного камня не способствовала появлению новостроек. Тогда власти  по причине «неотложной потребности» решили снизить стоимость камня во всех казенных и удельных каменоломнях (в том числе в Мысовской горе)  – до 50 копеек за кубический сажень. Губернское земство не только согласилось с решением, но и ходатайствовало о распространении начинания на всю территорию.

 

Где парковали первые пожарные машины в Челнах?

 

Выделяло земство средства и на покупку пожарных машин. В 1879 году даже решили устроить специальные земские склады в Уфе и Бережных Челнах, где предлагалось «парковать» пожарные машины разных конструкций. Начали машины поступать в селения уезда в 1884-1886 годах: в села Мысовые Челны, Боровецкое, деревню Сидоровка, Афанасово, Орловку, Новотроицкое и другие. Только в 1894 году в уезд прислали сразу 13 машин, в том числе одну «пожарку» городского типа передали Бережно-Челнинскому пожарному обществу. В целом же к концу 1894 года в уезде насчитывалось уже более сотни пожарных машин. Они хорошо зарекомендовали себя при локализации сельских пожаров.

 

В 1888 году появилось Бережно-Челнинское вольное пожарное общество. Его устав утверждался 26 сентября 1888 года аж в Министерстве внутренних дел. В нем, в частности, говорилось, что «Бережно-Челнинское Вольное Пожарное Общество имеет целью во время пожаров в селе Бережных Челнах и смежных с ним селениях действовать снарядами, спасать людей и охранять имущество».

 

Земство оказывало пожарному обществу постоянную помощь. Кроме машин, в 1886 году обществу передали 600 рублей на устройство обоза и покупку пожарной трубы. С 1910 по 1912 год земство дало деньги на создание в Набережных Челнах постоянной пожарной команды.

 

Пожаров стало значительно меньше, но они все-таки случались. Так, в ночь на 25 апреля 1912 года в селе Орловке огонь уничтожил 117 дворов. Из-за сильного ветра пламя  распространилось  быстро, и сотни людей остались без домов и имущества. Убыток составил около 22 тыс. рублей. Отчаянное положение жителей Орловки усугубил неурожай предыдущего года.

 

Опять-таки первым на помощь погорельцам пришло земство. Из запасов, хранившихся в Бережных Челнах на складах купца М. Саитбатталова, пострадавшим раздали  500 пудов ржаной муки. Для кормления погорельцев в селе открыли специальные столовые. Медицинскую помощь оказывал постоянно находившийся в эти дни в Орловке земский врач челнинского участка Н. В. Чуфаровский. Все это в какой-то мере помогло людям пережить постигшее их горе.

 

Факты

1868 и 1878 годы – произошли крупные пожары в селе Бережные Челны. В 1878 году, помимо домов, сгорели лавка крестьянина Пономарева, лавка и три амбара Борисова, лавки Рыболовлева и другие постройки.

 

На фото: Старые Челны, улица Красногвардейская, которая, после пересечения с улицей Центральной, доходила до старого автовокзала и моста на Элеваторную гору. Из фондов Музея КАМАЗа

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (1)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос