Общество
«К больным ездили на лошади, а главврача поселили на складе»
Удивительные факты и редкие кадры из истории скорой Челнов.
Челнинская скорая сегодня – это более 160 тысяч вызовов в год для специалистов в васильковой униформе. В сутки зимой – 700 вызовов, летом – 400-500. С оказанием экстренной помощи выполняется 98 процентов выездов. В автопарке – 51 автомобиль скорой.
С 2021 года станция полностью перешла на работу в едином «облачном» информационном пространстве с интеграцией базы данных ТФОМС, Республиканского центра медицины катастроф.
Ни с чем не сравнимая миссия: спасать людей от инфарктов, травм, сильнейших болей, ожогов и переломов. Да разве перечислишь все сигналы SOS? Круглыми сутками коллектив станции скорой: врачи, фельдшеры, медсестры, санитары, водители – на службе жителей полумиллионного автограда и Тукаевского района. Для работы есть специально оборудованные машины, необходимые лекарства, современное оборудование. А как было раньше?
Семейная династия со стажем в 102 года
В 1922 году земским доктором в Челнинском кантоне – Мысовые Челны, был назначен Иван Бустеряков. Он купил дом и участок, где расположился первый медицинский пункт. Династию продолжили его дети – врачи Александр, Николай и Галина, которые работали в больнице, были призваны на фронт в годы Великой Отечественной войны и были удостоены боевых наград.
Сегодня их достойная преемница – фельдшер Ирина Западнова. Она представитель четвертого поколения династии – правнучка Ивана Бустерякова. Энергичная женщина, стойко выдержав все трудности, 40 лет проработала на выездах, а коллектив давно для нее вторая семья.
В непогоду фельдшеры ходили к больным по сугробам с носилками
Исторической вехой в летописи челнинской скорой считается 1954 год: при поликлинике райбольницы создали отделение для оказания неотложной медицинской помощи больным и роженицам. Днем люди обращались либо в поликлинику, либо в стационар. А с 16 часов до 8 утра на вызовы ездила единственная карета. Из-за плохих дорог машина часто ломалась и медики без слов пересаживались на гужевой транспорт – лошадь. Так что они попутно заботились еще о сене, надежных колесах для извозчика и полозьях для саней.
С 1959 года у службы новый статус – самостоятельное оперативное лечебное учреждение. Правда, в то время в штате было два фельдшера, а в гараже – два УАЗа. Только слаженная работа помогала обслуживать жителей города и близлежащих сел. При этом скорая нередко сама попадала в экстремальные ситуации. Зимой застревали в снегу, а медиков ждал тяжелобольной. Выход один: с носилками по сугробам бегом к нему. В распутицу машины проваливались в грязь по лобовое стекло, приходилось звать на помощь водителя трактора.
Первым главным врачом станции скорой стала Зайтуна Каримова. Она эмоционально рассказывала о годах своей молодости:
«В Челны я приехала в конце 50-х годов из Азнакаево. Самыми красивыми были Старые Челны. Поначалу жила в доме ребенка (на большой Красной улице возле лесозавода у Камы – эта территория с началом работы ГЭС ушла под воду) в освободившемся складе, где раньше хранили картошку. Но совсем скоро дали трехкомнатную квартиру на Элеваторной горе, с печкой. Работать было трудно, многого не хватало, но все же интересно, ведь рядом были крепкие профессионалы с быстрой реакцией, умевшие молниеносно ориентироваться в обстановке».
Алло, скорая «1003»?
Строительство заводов «КАМАЗа» и нового города на Каме стало серьезным испытанием для скорой и заставило работать в другом ритме. Вызовы по номерам «03» в поселке ГЭС и «1003» в новом городе поступали не только из частных поселков и рабочих общежитий, но и на стройплощадки, где травмы получали рабочие. Заявки принимали по телефону «03», записывали на листке на бумаге и отправляли диспетчеру по транспортной ленте.
В 1973 году, когда первые жилые дома построили в новом городе, был организован филиал станции скорой № 1. Он не имел помещения и существовал на «колесах». По ночам располагался в трехкомнатной квартире лома 4/06, где шел прием больных. А днем здесь слушали жалобы пациентов медработники поликлиники № 3. Спустя год коллектив филиала переехал в отдельное здание – на улицу Комарова поселка ЗЯБ.
В 80-х годах медики выезжали на УАЗах и РАФиках. Разве их сравнить с современными «Фордами» – они больше, удобнее, лучше оснащены спецаппаратурой, имеют дизельные двигатели. Это немаловажно, если учесть, что одна машина в день, в среднем преодолевает по 200-300 километров.
Как и сейчас, в минувшие годы жаркие смены выдавались в «пик» сезонных заболеваний – гриппа и ОРВИ. Диспетчеры принимали по 1000 вызовов в сутки. В непростые времена столкнулись медики и с дефицитом препаратов, и в медицинских чемоданчиках держали лишь анальгин и аспирин.
Ветеран медицины, отличник здравоохранения РФ Вильсон Шарифуллин 33 года проработал в скорой и считает, что самыми непредсказуемыми в его практике были новогодние дежурства.
«Моя бригада называлась БИТ-2 – бригада интенсивной терапии, в которую входят врач, фельдшер и реаниматолог, – делится доктор. – Мы выезжали на тяжелые, криминальные случаи. Завели не одно сердце, провели более десятка тысяч реанимационных мероприятий».
Сумка-укладка в 8 кг!
Долгожданное новоселье в современном здании на улице 40 лет Победы коллектив скорой отметил в 2008 году. Здесь созданы все условия для работы, проведения практических занятий. Сейчас в боевой готовности ежедневно по 24-25 бригад. Уже с раннего утра на станции оживленная пересменка у «заправки» – так называют кабинеты по формированию сумок-укладок с препаратами. Одна смена сдает, другая принимает, добирая то, что было использовано коллегой для спасения пациентов. При этом все наперебой рассказывают то о необычном вызове, то об интересном клиническом случае. Казалось бы, у всех солидный опыт, ничем не удивить, ан нет – неизменно делятся пережитым.
В штате преобладают фельдшеры-женщины. Главный их атрибут – сумка-укладка весом в 8 килограммов. Такая ноша не пугает тех, кто влюблен в свою профессию.
К профессионализму медиков уважительно относятся в подразделениях пожарной службы и МЧС, которым ежедневно приходится быть в одной связке. В особом ритме живут и семьи сотрудников скорой, где выходные и праздники отменяются из-за графика дежурств.
«За каждый стук сердца стоим до конца. Это наш главный девиз, – говорит заведующая центральной станцией-врач скорой медицинской помощи Фануза Попова. – Мы прошли через множество испытаний, сталкивались с эпидемиями, катастрофами, но всегда наши медики – пример профессионализма, человечности и сострадания. У нас работают особые люди. Сколько случаев, когда они приезжают выжатыми, как лимон, после успешной реанимации тяжелобольного. Но с улыбками на лицах – спасли!»
А в диспетчерской опять шквал звонков: «У меня плохо с сердцем», «Жена рожает, что делать?», «Спасите – у ребенка температура», «Давление, в глазах темно». Когда видим на дороге скорые с включенными маячками, мы мысленно вслед желаем «Только успейте!»
Фото из архива скорой и Историко-краеведческого музея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)