18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Общество

«К больным ездили на лошади, а главврача поселили на складе»

«К больным ездили на лошади, а главврача поселили на складе»

Удивительные факты и редкие кадры из истории скорой Челнов.

Челнинская скорая сегодня – это  более 160 тысяч вызовов в год  для специалистов в васильковой  униформе. В сутки зимой – 700 вызовов, летом – 400-500. С оказанием экстренной помощи выполняется 98 процентов выездов. В автопарке – 51 автомобиль скорой. 

 

С 2021 года станция полностью перешла на работу в едином «облачном» информационном пространстве с  интеграцией базы данных ТФОМС, Республиканского  центра медицины катастроф.

 

Ни с чем не сравнимая миссия: спасать людей от инфарктов, травм,  сильнейших  болей, ожогов и переломов. Да  разве перечислишь все сигналы SOS?  Круглыми сутками  коллектив  станции скорой: врачи, фельдшеры, медсестры, санитары, водители – на службе жителей  полумиллионного автограда и Тукаевского района.  Для работы есть специально оборудованные  машины,  необходимые лекарства,  современное оборудование.   А как  было раньше?

 

Семейная династия со стажем  в 102 года

 

В 1922 году  земским доктором в Челнинском кантоне – Мысовые Челны, был назначен  Иван Бустеряков.  Он купил  дом и участок, где расположился первый медицинский пункт. Династию продолжили  его дети – врачи Александр, Николай и  Галина, которые  работали в больнице, были призваны на фронт в годы Великой Отечественной войны и были удостоены  боевых наград.  

 

Александр и Иван Бустеряковы

 

Сегодня их достойная преемница – фельдшер Ирина Западнова. Она представитель  четвертого поколения  династии – правнучка  Ивана Бустерякова. Энергичная женщина, стойко выдержав все трудности, 40 лет  проработала на выездах, а коллектив давно для нее вторая семья.

 

Ирина Западнова

 

В непогоду фельдшеры ходили к больным по сугробам с носилками

 

Исторической вехой в летописи челнинской скорой считается  1954 год: при поликлинике райбольницы создали  отделение для оказания неотложной медицинской помощи  больным и роженицам. Днем люди обращались либо в  поликлинику, либо в стационар. А с 16 часов до 8 утра  на вызовы ездила единственная  карета. Из-за плохих дорог машина часто ломалась и медики без слов пересаживались на гужевой транспорт – лошадь. Так что  они попутно заботились  еще  о сене, надежных колесах для извозчика и полозьях для саней.

 

Здание скорой докамазовского периода, 1969 год

С 1959 года у службы новый статус – самостоятельное оперативное  лечебное учреждение. Правда,  в  то  время  в штате было два фельдшера,  а в гараже – два УАЗа. Только  слаженная работа  помогала  обслуживать  жителей города и близлежащих сел. При этом скорая нередко сама попадала в экстремальные ситуации. Зимой застревали в снегу, а медиков ждал тяжелобольной. Выход один: с носилками по сугробам бегом к нему.  В распутицу  машины проваливались в грязь по лобовое стекло, приходилось звать на помощь водителя трактора. 

 

Первым главным врачом станции скорой стала Зайтуна Каримова. Она  эмоционально рассказывала о годах своей молодости:

 

«В Челны я приехала в конце 50-х годов из Азнакаево. Самыми красивыми были Старые Челны. Поначалу жила  в доме ребенка  (на большой Красной улице возле лесозавода у Камы – эта территория с началом  работы  ГЭС ушла под  воду) в освободившемся складе, где  раньше хранили картошку. Но совсем скоро дали трехкомнатную  квартиру  на Элеваторной  горе, с печкой. Работать было трудно, многого не хватало, но все же интересно, ведь рядом  были крепкие профессионалы с быстрой реакцией, умевшие молниеносно ориентироваться в  обстановке».

 

Алло,  скорая «1003»?

 

Строительство заводов «КАМАЗа» и нового города на Каме стало серьезным  испытанием   для скорой  и заставило работать в другом ритме.  Вызовы по номерам  «03» в  поселке ГЭС и «1003» в новом городе поступали   не только из  частных поселков и рабочих общежитий, но и на стройплощадки, где  травмы получали  рабочие.  Заявки принимали  по телефону «03», записывали на листке на бумаге и отправляли  диспетчеру по транспортной ленте. 

 

Здание скорой в 1974 году

 

В 1973 году, когда первые жилые дома построили в новом городе, был организован филиал станции скорой № 1.  Он  не имел  помещения  и существовал на «колесах».  По ночам располагался в трехкомнатной квартире лома 4/06, где  шел прием больных.  А днем здесь слушали  жалобы  пациентов  медработники поликлиники  № 3. Спустя год коллектив  филиала  переехал  в отдельное здание – на улицу Комарова поселка ЗЯБ. 

 

В 80-х годах медики  выезжали  на УАЗах и РАФиках. Разве их  сравнить с современными «Фордами» – они больше, удобнее, лучше оснащены спецаппаратурой,  имеют дизельные двигатели. Это немаловажно, если учесть, что одна  машина  в день, в среднем  преодолевает  по 200-300 километров.

Здание скорой в 1984 году

Как и сейчас, в минувшие годы  жаркие смены выдавались  в «пик» сезонных заболеваний – гриппа и ОРВИ. Диспетчеры  принимали по  1000 вызовов в сутки. В непростые времена столкнулись медики и с дефицитом препаратов, и в медицинских чемоданчиках  держали лишь анальгин и аспирин.

 

Ветеран медицины, отличник здравоохранения РФ  Вильсон Шарифуллин  33 года проработал в  скорой и считает, что самыми непредсказуемыми в  его практике были  новогодние дежурства. 

 

«Моя бригада называлась БИТ-2 – бригада интенсивной терапии, в которую входят врач, фельдшер и реаниматолог, – делится доктор. – Мы выезжали на  тяжелые, криминальные случаи. Завели не одно сердце, провели более десятка тысяч реанимационных мероприятий».  

 

 

Сумка-укладка в 8 кг!

 

Долгожданное новоселье в современном здании на улице  40 лет Победы  коллектив скорой  отметил в 2008 году. Здесь созданы все условия для работы, проведения практических занятий.  Сейчас  в боевой готовности  ежедневно по 24-25 бригад. Уже с  раннего утра на станции  оживленная пересменка  у  «заправки»  – так называют  кабинеты по формированию сумок-укладок  с препаратами. Одна смена  сдает,  другая принимает,  добирая  то,  что было  использовано коллегой для спасения пациентов. При этом все наперебой рассказывают то о необычном вызове, то об интересном клиническом случае. Казалось бы,  у всех солидный опыт, ничем  не удивить, ан нет – неизменно делятся пережитым. 

 

В штате  преобладают  фельдшеры-женщины.  Главный  их атрибут – сумка-укладка  весом в 8 килограммов.  Такая ноша не пугает тех, кто  влюблен в свою профессию.   

Оформление карты вызова

К профессионализму  медиков  уважительно относятся  в подразделениях пожарной службы и МЧС, которым  ежедневно  приходится быть в одной связке. В особом ритме живут и семьи сотрудников скорой,  где выходные и праздники отменяются  из-за графика дежурств.   

 

«За каждый стук сердца  стоим до конца. Это наш главный девиз, – говорит заведующая центральной станцией-врач скорой медицинской помощи  Фануза Попова. – Мы  прошли через множество испытаний,  сталкивались с эпидемиями, катастрофами, но всегда наши медики – пример профессионализма, человечности и сострадания. У  нас работают особые люди. Сколько  случаев, когда  они  приезжают выжатыми, как лимон, после успешной реанимации тяжелобольного. Но с улыбками на лицах – спасли!»

 

А в диспетчерской опять шквал звонков: «У меня плохо с сердцем»,  «Жена рожает, что делать?», «Спасите – у ребенка температура», «Давление,  в глазах темно». Когда видим  на дороге скорые с включенными маячками, мы мысленно вслед  желаем «Только успейте!» 

 

Фото из архива скорой и Историко-краеведческого музея  

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (1)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос