Общество
Такси в Челнах станет меньше, а цены выше
Количество такси в городе резко сократится, а цены вырастут. Такие изменения произойдут по мнению экспертов «Челнинских известий» после вступления в силу 1 сентября 2011 года Федерального закона № 69 «О безопасности дорожного движения», призванного упорядочить работу такси. Впрочем, наши собеседники также не исключают, что многие легальные водители просто снимут шашечки и начнут «бомбить по-черному».
«Ничего, кроме стресса»
По новому закону все легальные такси должны быть оборудованы шашечками на кузове, фонариками на крыше автомобиля, таксометрами, а водители должны выдавать клиентам кассовые чеки, квитанции и работать по установленным фиксированным тарифам.
– Законом предусмотрено создание в муниципалитетах специального органа, который будет выдавать таксистам разрешения. Конечная цель – рост качества услуг. Я сам часто пользуюсь такси, но иногда машины, которые приезжают, откровенно говоря, ничего кроме стресса не вызывают, – сказал в беседе с нами начальник отдела транспорта и связи Исполкома города Марат Хафизов.
Для получения лицензии машина должна быть в собственности или лизинге, а ее владельцу необходимо иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя и стаж непрерывного вождения автомобиля не менее трех лет или общий стаж не менее пяти лет. Привлекать частных водителей с их транспортом запрещается. Сегодня подавляющее большинство служб такси в Челнах фактически являются диспетчерскими пунктами, которые принимают и раздают заказы водителям, а те покупают информацию за абонентскую плату.
За нарушение закона вводятся штрафы: для граждан – 2500 рублей, должностных лиц – 20 тысяч рублей, юридических лиц – 500 тысяч рублей.
«Проблем не вижу»
Набрав в поисковой системе Интернета слова «такси Набережных Челнов» мы без труда нашли сайт, на котором указаны номера телефонов и названия 79 служб такси. Однако, выяснилось, что некоторые из них уже канули в лету, другие сменили телефоны и даже названия. Как нам удалось узнать, реально сегодня в городе работают 63 фирмы, из них только около десяти имеют свыше 100 автомобилей, в остальных насчитывается примерно от 20 до 70 машин.
Директор такси «2.18» Марс Габбасов считает, что со вступлением в силу нового закона эти мелкие фирмы уйдут с рынка.
– Я приветствую новые правила, в городе нужно наводить порядок. Возможно, это приведет к некоторым социальным последствиям, ведь многие фирмы, не имеющие своих автомобилей и работающие с частниками через рацию, столкнутся с большими проблемами. Как правило, в них работают люди, которые после работы выезжают на своем автомобиле подработать на три-четыре часа. Большинство из таких, конечно, отсеются. Не думаю, что кто-то из них рискнет «уйти в тень», штрафные санкции в законе предусмотрены немалые.
Особых проблем с введением этого закона для себя Марс Габбасов не видит, поскольку служба такси, возглавляемая им, уже сегодня соответствует всем требованиям.
– Единственное – нужно будет докупить таксомоторные счетчики. А так, я думаю, вскоре качество обслуживания повысится, соответственно, возрастет и цена услуг такси. Это все-таки в идеале должен быть комфортный и безопасный вид транспорта. К примеру, все наши автомобили оснащены подушками безопасности. А один мой знакомый в Ижевске накупил «Мерседесы», заставил водителей открывать клиентам дверь, по пути можно холодной минералки попить, свежую прессу почитать. Если в Челнах также будут готовы платить за поездку 300 рублей, то почему бы и нам не предложить клиентам такие бонусы? – говорит Марс Габбасов.
«Закон – сырой»
Не совсем согласен с ним Марат Хафизов, который считает, что закон все-таки нуждается в доработке.
– Есть ряд спорных моментов, скажем, требование о том, что автомобили должны быть в собственности у одного предпринимателя или юридического лица. Если наш российский водитель будет работать не на собственной машине, то через год она, скорее всего, развалится. Для обсуждения таких вопросов Минтранспортом РТ создана рабочая группа, которая должна выработать методику внедрения закона в жизнь. Думаю, неизбежно создание СРО (саморегулируемой организации, – прим. ред.), которая бы выработала дополнительную ответственность таксистов друг перед другом. То есть челнинцев должны возить не просто случайно подвернувшиеся водители на непонятно какой машине, они должны получать качественную услугу, – отметил он.
Есть претензии к закону и у другого члена рабочей группы Минтранса РТ от Набережных Челнов – руководителя такси «5 девяток» Сергея Валишева.
– Закон очень сырой, его нужно дорабатывать. Сегодня в России служб такси, имеющих собственные машины, очень мало – меньше 10 процентов, они не справятся с объемом рынка. В таком случае цены взлетят просто до сумасшедших высот. Или возьмем требование о том, что машины должны быть одной марки и одного цвета. Может оно и правильное, но на сегодня это слишком круто. Нужно все-таки идти пошагово: сначала что-то маленькое потребовать, потом еще что-то и так дойти до окончательной цели, а не разом. Это, по-моему, просто чушь – требовать, чтобы с 1 сентября у всех машин был, например, белый верх и синий низ.
У «бомбил» дешевле
Сергей Валишев согласен с тем, что такси скоро подорожает.
– Безусловно, закон скажется на стоимости проезда в такси. Теперь водителям перед выездом необходимо будет проходить медосмотр и техосмотр. А это дополнительные расходы, потому что сегодня ни у кого нет ни медиков, ни механиков. Затраты в итоге лягут на водителей, которые будут вынуждены поднимать цену проезда. В конце лета, думаю, проезд по новому городу будет стоить 100 рублей, вместо сегодняшних 70-80 рублей, – спрогнозировал он.
По словам Сергея, самое обидное – закон отразится на тех, кто хочет легально работать на рынке, и вынудит их «уйти в тень».
– Если в твоей машине нет шашек, то закон тебя уже не касается. Скажем, он никак не повлияет на тех «бомбил», которые стоят на остановках. Более того, закон заставляет людей, которые сегодня ведут легальный бизнес, работать без шашек, – считает С. Валишев.
Действительно, просто подвезти попутчиков власти запретить не могут. Услуги «бомбил» будут по понятным причинам дешевле, чем у легальных такси, что для пассажиров немаловажно. Поэтому привычка голосовать возле дороги у людей никуда не уйдет.
И еще один нюанс: хоть закон и вступает в силу с 1 сентября 2011 года, тем не менее, наказывать его нарушителей начнут только с 1 июня 2012 года. И можно смело предположить – никаких особых изменений (кроме повышения цен, естественно!) до этого времени ждать не стоит.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)