Бытие и битие. Ювенальная юстиция или ликбез для родителей

Тема насилия над детьми в семьях в нашей стране более чем актуальна. Достаточно взглянуть вокруг: мамы, срывающиеся на малышей, папы, дымящие в коляски, – картина обыденная и даже приевшаяся. А ведь это только ничтожная часть того, что стало традицией в общении между родителями и детьми. При этом у нас принято скрывать или оправдывать неприглядные методы воспитания.
Задача – не карать родителей, а помочь семье жить нормально
Из поколения в поколение невротики растят новых невростеников. Не потому ли невозможно решить в стране ни проблему дедовщины в армии, ни высокую криминализацию общества, ни проблему коррупции – ведь еще с пеленок дети приучаются жить не по закону, а по понятиям, которые культивируются в семье. Замкнутый круг. Как его разорвать? Как привить культуру воспитания детей? Как изменить градус агрессии в обществе?
Возможно, это осуществимо только с помощью «воли свыше» – государственной политики защиты детей. И как ни больно это осознавать, зачастую защищать их придется от собственных родителей. Давно обсуждаемый закон о ювенальной юстиции призван отчасти решить эту проблему, четко регламентируя степень ответственности родителей за невыполнение своих обязанностей, а также регулируя работу социальных служб и органов полиции по защите детей.
Насущную необходимость подобной революции сверху признает и руководитель отдела по делам несовершеннолетних УМВД Набережных Челнов Римма Искандрова. Проработав в системе охраны и профилактики правонарушений более 20 лет, она убеждена, что разобщенность общества в условиях рыночной экономики сказалась на семейных ценностях худшим образом.
– Что творится в семье, не всегда очевидно. Если факты физического насилия мы еще можем отследить по сообщениям из детсадов, школ, поликлиник, то в ситуациях, когда на ребенка давят психически, сделать что-то сложно, пока ребенок сам не обратиться за помощью. Дети зачастую не знают, как реагировать и куда обращаться в этом случае. Необходимо больше информировать детей. Это именно та ниша, которую должна заполнить ювенальная юстиция, став своего рода ликбезом для родителей и детей. Ведь как дети не знают, где искать защиты от самодурства родителей, так и родители зачастую не знают, как надо воспитывать и растить детей, – считает Римма Искандрова.
По ее словам, в прошлом году было зафиксированно 160 фактов насилия над детьми в семьях. Возбуждено 23 уголовных дела, в том числе за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, сопряженное с жестоким обращением.
Параллельно ведется профилактическая работа, говорит руководитель отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения «Доверие» Гульнур Галлимова.
– За 2011 год мы помогли 6127 семьям. Большинство из них находятся в тяжелой жизненной ситуации. Мы отслеживаем условия жизни детей в таких семьях. Отдельные случаи рассматриваем на межведомственной комиссии, решая, что нужно и можно сделать. Сейчас на межведомственном учете состоят 186 семей и 278 детей. Задача социальных работников – не карать родителей за нерадивое отношение к детям, а помочь семье жить нормальной жизнью, – говорит Гульнур Галлимова.
«Нет чужих детей...»
Пример эффективной связки госорганов и гражданского объединения – это работа «Союза отцов». Городская общественная организация под руководством челнинского бизнесмена Юрия Соленова ставит целью изменить родительский менталитет. На смену формалистскому авторитарному подходу в воспитании детей должно прийти сознательное родительство. Более 100 активных отцов объединились, чтобы продемонстрировать на своем примере, что значит быть настоящим отцом. Их кредо – нет чужих детей, есть окружение моего ребенка.
– Обсуждая эти проблемы, мы не можем категорически принимать или отвергать звучащие предложения, необходимо рассматривать ситуацию со всех сторон – почему существует насилие над детьми в семье? Может быть, это общественное мнение: «Все так делают, и я так буду!». Значит, нужно менять общественное сознание. Лев Толстой так и сказал: «Воспитание – это процесс, который начинается с себя», – пояснил свою точку зрения на введение ювенальной юстиции Юрий Соленов.
Помощь друг другу, изменение менталитета родителей, объединение усилий для профилактики жестокого обращения – все это хорошо. Только дети продолжают плакать. В сознании большинства укоренилось, что дети – это наша собственность, с которой «что хочу, то и ворочу». И поэтому к малейшему проявлению внимания государства к процессу воспитания мы относимся ревностно, порой до паранойи. И еще не вникнув в суть обсуждаемого закона о ювенальной юстиции, многие с пеной у рта начинают обвинять сторонников его введения чуть ли не в геноциде народа. Но во многих странах уже пришли к тому, что ювенальная юстиция необходима. Или мы, как всегда, пойдем своим путем?
Для справки
Ювенальная юстиция – раздел юстиции, занимающийся делами несовершеннолетних. То есть, с одной стороны, судами над малолетними правонарушителями, а с другой — защитой прав детей, в том числе и от посягательств родителей. 18 ноября 2011 года Госдумой РФ был принят закон № 264736-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка». Считается, что именно с этим законом произошло переориентирование внутренней государственной политики на приоритет прав ребенка.
Из поколения в поколение невротики растят новых неврастеников. (Фото с сайта blog.pzl.pl)
Светлана ЛЕВИТАН
Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа