18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Общество

«Мы не спали трое суток»: полковник юстиции о расследованиях ДТП в Набережных Челнах

«Мы не спали трое суток»: полковник юстиции о расследованиях ДТП в Набережных Челнах

Начальник отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по Закамской зоне Татарстана, полковник юстиции Руслан Аксаков рассказал «Челнинским известиям» о работе дорожных следователей

6 апреля отмечается 60-летний юбилей со дня создания следственных подразделений в системе Министерства внутренних дел. Одним из подразделений главного следственного управления является отдел, возглавляемый челнинцем Рулсаном Аксаковым.

 

– Руслан Николаевич, расследованиями каких ДТП занимается ваше подразделение?

 

– Наш отдел ведет расследования уголовных дел и проводит доследственные проверки по делам о ДТП, произошедших на территории всей Закамской зоны Республики Татарстан. Мы расследуем дела, в которых усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. Минимальные последствия происшествия, на которые мы выезжаем, – причинение тяжкого вреда здоровью. 

 

– Много ли дел приходится расследовать? 

 

– Ежегодно в производстве находится около 120 уголовных дел, не считая доследственных проверок. По итогам проверки может быть либо возбуждено уголовное дело, либо вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, если нет состава преступления. 

 

– Часто ли за нарушения ПДД виновников лишают свободы? 

 

– При наличии отягчающих обстоятельств водителя за нарушение ПДД, по вине которого произошло смертельное ДТП, часто лишают свободы. То есть если водитель находился пьяным за рулем, либо оставил место ДТП (совершил наезд на пешехода и скрылся), либо управлял автомобилем, не имея прав, суд выносит суровый приговор. Виновные заключаются под стражу и помещаются в места лишения свободы. При смертельном ДТП с отягчающими обстоятельствами нарушителю грозит до 15 лет лишения свободы. Если отягчающие обстоятельства отсутствуют, то, как показывает практика, возможно и прекращение уголовного дела за примирением сторон либо условное лишение свободы.

 

– Привлекается ли к уголовной ответственности водитель, если виноват не он, а сбитый пешеход?

 

– В любом случае у нас проводится автотехническая экспертиза, если есть видеозаписи – то и видеотехническая. Когда был совершен наезд на пешехода, перед экспертом стоит главный вопрос: имел ли водитель возможность предотвратить наезд при условии соблюдения ПДД? То есть если бы он двигался без превышения скорости. Если эксперт постановил, что водитель не мог предотвратить наезд, то выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Такая экспертиза проводится вне зависимости от того, переходил ли человек улицу по пешеходному переходу или в неположенном месте. Так как автомобиль – это источник повышенной опасности, водитель обязан принимать меры, вплоть до полной остановки, даже если пешеход появляется в неположенном месте. 

 

– Если водитель совершил наезд и повез пострадавшего в больницу, будет ли это считаться оставлением места происшествия?

 

– Если водитель совершил наезд на пешехода и сразу повез его в больницу – это не считается оставлением места ДТП, так как у него не было умысла скрыться. Правила ПДД позволяют сделать это водителю, если нет другой возможности оказать помощь или нет времени дожидаться скорой помощи. Доставив пострадавшего в медицинское учреждение, водитель все равно должен оставить свои данные, и, как правило, такие водители возвращаются на место происшествия.

 

– Если водитель скрылся с места ДТП, какова вероятность, что его найдут?

 

– У нас раскрываемость ДТП составляет более 90 процентов. Любая часть автомобиля может помочь найти участника происшествия. Многие детали автомобиля имеют нумерацию, по которой возможно установить марку машины, год выпуска и цвет. Информацию нам предоставляют дилеры по нашим запросам. Кроме того, Татарстан – один из самых развитых регионов по видеофиксации на дорогах. Водителю себе дороже оставлять место происшествия, так как это будет отягчающим обстоятельством и тяжесть увеличивается в разы. Если он наехал на пешехода, причинил тяжкий вред его здоровью и остался на месте, то наказание будет до двух лет лишения свободы, возможно, условное. Если же виновник ДТП скрылся – законом предусмотрено наказание на срок до 7 лет в случае причинения тяжкого вреда здоровью. Срок до 12 лет предусмотрен, если ДТП повлекло смерть потерпевшего, а в случае, если преступление повлекло смерть двух и более лиц, – от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности.

 

– Какое дело вам запомнилось больше всего?

 

– Самый яркий пример – это резонансное ДТП с автобусом в Заинском районе. На это происшествие выезжал весь личный состав, мы не спали трое суток. Так как автобус после столкновения проехал еще некоторое расстояние до того, как опрокинулся, площадь осмотра была большая. Мы использовали квадрокоптер для более точной фиксации всех следов. У нас получилась наглядная и наиболее точная картина. Тогда впервые обратились к системе «Платон», которая отслеживает движение грузовых автомобилей. Большой объем работы был при осмотре погибших, опознать тела было невозможно, ведь автобус горел, поэтому проводилось большое количество генетических экспертиз. После выполнения первоначальных следственных действий дело было передано следственной группе, приехали сотрудники из следственного департамента (Москва). Также в состав группы входили и местные следователи. И в течение двух месяцев расследование было закончено, а материалы переданы в суд. 

 

– Были ли дела, над которыми было интереснее всего работать? 

 

– Наиболее интересные дела – это те, где применяется максимум наших специальных сил и средств. Например, подвыпившая компания едет на машине, съезжает в кювет, происходит опрокидывание, один человек погибает, свидетелей нет. Все ехавшие в машине указывают, что именно погибший вел машину, его сажают за руль, чтобы уйти от ответственности. Такая категория дел очень интересна в плане процесса расследования и доказывания истины. Проводим комплексные экспертизы, где автотехник работает совместно с судмедэкспертом. Сопоставляем все следы в автомобиле, где и кому принадлежат капли крови, потожировые отделения и т. д. И практически со 100-процентной вероятностью раскрываем такие дела. Также интересны случаи с установлением места столкновения, где нужна точная фиксация каждого следа колеса, габаритов площади, осыпи осколков, осыпи грязи и т. д. 
А бывает, когда сама Судьба метит виновного.  Однажды один водитель наехал на пешехода, задел сугроб и скрылся. Прибывшая на место происшествия следственная группа увидела на снегу полный отпечаток регистрационного номера автомобиля. 

 

– Какие нарушения чаще всего приводят к трагическим результатам? 

 

– Большинство серьезных происшествий связаны с превышением скорости. На втором месте – это невнимательность водителя. 

 

– Замечается ли какая-нибудь сезонность? В какое время года происходит больше ДТП с пострадавшими?

 

– Осенью и весной чаще происходят наезды на пешеходов. Это связано с тем, что асфальт становится мокрым, поглощает свет фар, и люди на дороге становятся менее заметными. Хочется напомнить пешеходам, что если они видят машину, это не значит, что водитель их тоже видит. Летом же обычно увеличивается общее количество ДТП из-за нарушения скоростного режима и увеличения количества участников дорожного движения: выезжают мотоциклисты, велосипедисты, дети на самокатах. 
Хочу напомнить всем, что правила дорожного движения написаны кровью. Поэтому водителю надо всегда соблюдать ПДД и скоростной режим. Пешеходам стоит помнить, что на дороге они гости, водитель может отвлечься на приборную панель, посмотреть в зеркало заднего вида и не успеть вовремя среагировать.
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос