Общество
«У похабных блогеров больше просмотров»: филолог из Челнов рассказал о природе мата
С некоторых пор мы стали замечать, что в нашей жизни стало много мата. Что бы это значило? Вокруг стало больше стресса или мы расхлебываем последствия «разгула демократии»?
О судьбе крепкого русского словца «Челнинские известия» поговорили с кандидатом филологических наук Николаем Удаловым.
– Николай Васильевич, вы согласны с утверждением, что мата в языковом обороте современного общества стало слишком много?
– На мой взгляд, популярность мата растёт последние 15 лет. Еще редактор "Словаря Ожегова" Наталья Шведова как-то сказала, что любое переломное время сопровождается языковой пеной. Когда пена сходит, остаётся настоящий язык. На мой взгляд, переломное время затянулось. Сейчас в какой-то мере мы действительно наблюдаем разгул мата.
Его избыточность особенно стала очевидной с приходом в нашу жизнь социальных сетей. В какой-то мере это объясняется тем, что в соцсетях мат монетизируется. В Ютубе и Инстаграм* похабные блогеры набирали и набирают больше просмотров и подписчиков, нежели их "пресные" конкуренты. Ведь действительно – зачем подбирать точные, хлесткие, но литературные выражения, если одним грубым словом можно достичь того же результата? К сожалению, уровень культуры тех, кто берет в руки микрофон или камеру, оставляет желать лучшего. Впрочем, есть и такие, кто виртуозно и даже уместно пользуется матом. Вот на моем любимом канале "Изолента Лайф" почти на постоянной основе выступают несколько экспертов, которые прямо в эфире ругаются непристойные выражениями. У одних это получается гармонично и даже здорово. Например, телеведущий и режиссёр Тигран Кеосаян вполне органичен в своих высказываниях. Его последний пламенный спич, сдобренными крепкими выражениями, был посвящён выезду представителей "псевдокультурной прослойки" за рубеж. Все было сказано чётко, к месту и по делу. Симпатичен и журналист Михаил Шахназаров, который и стихотворение с использованием ненормативной лексики может прочитать, и анекдот рассказать, но ощущение неловкости это не вызывает.
– Но не все так мастерски владеют словом. Из уст некоторых народные выражения звучат грубо и примитивно.
– Согласен. К слову, на фоне разгула матершинников уважение вызывают те, кто вообще не использует мат. У экономиста Михаила Хазина и писателя Дмитрия Пучкова (Гоблин – прим. ред.) их нет в обороте. Внутреннее табу не позволяет им использовать мат "для оформления" мыслей.
– Все-таки настоящая интеллигенция не опускается до ругани, получается...
– Я бы не стал так однозначно утверждать. Вспомним хотя бы нашего выдающегося филолога и культуролога Дмитрия Лихачева, который заявлял, что русская интеллегенция всегда круче всех владела матом. Хотя сам Лихачев, даже будучи в Соловках, не научился выражаться и считал, что "если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело".
– Однако живучесть крепких выражений свидетельствует о том, что мат необходим, некоторым – как воздух...
– Да. Тот же профессор Дмитрий Лихачев признавал, что мат – самый быстрый способ снять нервное напряжение. Выругался и разрядился. От себя добавлю – матершинные выражения бывают более емкими и доходчивыми, нежели их литературные аналоги. Я, например, уверен, что офицер в состоянии в двух матерных словах объяснить новобранцу устройство какого-нибудь технического устройства. Если же он начнёт цитировать инструкцию, то процесс обучения затянется…
– Русский мат уникален, является ли он национальным достоянием?
– Я бы не стал утверждать, что русские крепкие выражения - это нечто самобытное. Во-первых, это не русское явление, а общее, славянское. И на 90% словарный запас у нас общий. Поэтому когда вы на каком-то видео слышите, как представители иных славянских народностей крепко выражаются, не спешите возмущаться: дескать, они эксплуатируют ненормативный русский язык. Отнюдь. Они разговаривают на своём языке. Однако специфика, конечно, есть. Например, поляков, как правило, не напрягают те выражения, которые у нас считаются традиционно нехорошими. И, наоборот. Слово "курва", например, для многих русских просто обзывательство, его даже можно услышать с экрана телевизора, прочитать в рассказе и т.д. Для поляков – запредельные грубость и оскорбление.
– А вам не кажется, что мат "закостенел"? Русский язык пополняется новыми выражениями, а сквернословие нет.
– На самом деле, в русском языке есть пять слов, которые представляют собой чистый мат. Остальное – сленг, в том числе и уголовный, интерпретация нехороших выражений, заменители мата. Все это не стоит на месте – развивается, дополняется, обрастает новыми смыслами. Среднестатистический гражданин владеет, может быть, пятью процентами этого "богатства", и слава Богу.
– Нужно ли запрещать мат?
– Не вижу в этом смысла. Тревожит другое. Когда в культурном пространстве появляются так называемые авторитеты, которые налаживают коммуникации со своей аудиторией посредством мата. Дескать, посмотрите, какой я крутой – не стесняюсь в выражениях. И люди воспринимают это как норму поведения. Происходит вульгаризация языковой среды. Граждане не стесняются разговаривать матом в салоне автобуса, на улице, даже дети на игровой площадке общаются посредством ненормативных выражений. А это ненормально. Мат – табуированная часть языка. Его использование должно быть ограничено внутренней культурой. Сейчас не принято приводить в пример Запад, и все же приведу. Там, даже если человек просто громко разговаривает по телефону, к нему подойдут и потребуют "приглушить звук". У нас даже при использовании забористых выражений редко кто делает замечание.
*Признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)