Ученые в России выяснили, что молоко способно лечить опухоль

В Новосибирске завершены доклинические испытания противопухолевого препарата, полученного из грудного молока.

Создание эффективных противоопухолевых препаратов – один из путей решения проблемы рака. Свой вклад в эту работу вносят ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, пишет «Российская газета».

Как рассказал заведующий лабораторией биотехнологии ИХБФМ Владимир Рихтер, новый препарат создан на основе лактаптина – фрагмента к-казеина женского молока.

Изучать свойства компонентов грудного молока в лаборатории начали в 2000-х годах. Способность подавлять рост опухоли у пептида, состоящего из 75 аминокислот, была выявлена в какой-то степени случайно. Оказалось, что этот мини-белок индуцирует процесс апоптоза (программируемой смерти) в опухолевых клетках.

Потенциальное лекарство назвали лактаптином и получили на него российский патент. Но выделять белок из грудного молока человека слишком сложно и дорого. Поэтому в ИХБФМ были получены продуценты аналогов лактаптина. С помощью генной инженерии ученые «заставили» клетки кишечной палочки производить в больших количествах фрагмент человеческого белка. Это открывает дорогу к переходу от лабораторных опытов к производству препарата в промышленных масштабах. После этого начались доклинические испытания.

– Испытания проводились на лабораторных животных – мышах и крысах, рассказывает кандидат биологических наук Владимир Рихтер, мы проверяли наш препарат на безопасность и эффективность. Выяснилось, что лактаптин тормозит скорость роста опухоли примерно на 50 процентов, это соответствует сегодняшним методам химиотерапии. Но в отличии от «химии» наш препарат совершенно безопасен, он не токсичен для организма человека.

Как пояснил ученый, лактаптин запускает «программируемую смерть» в клетках опухоли, но никак не влияет на здоровые клетки.

Сейчас ученые готовят отчет о результатах доклинических испытаний, после чего будет необходимо получить разрешение на испытание препарата уже на реальных больных раком. Планируется, что клинические испытания пройдут в Алтайском краевом онкодиспансере в Барнауле. Помимо этого, у исследователей масса работы по изучению механизмов влиянию лактаптина на отмирание опухолевых клеток.

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

• 28 сентября 2022
    Стоматологическая поликлиника № 1 – первопроходцы и лидеры
    В преддверии Международного дня пожилых людей в стоматологической поликлинике № 1 вспомнили коллег, находящихся на заслуженном отдыхе. Первопроходцы, врачи-стоматологи поделились воспоминаниями о том, как в Набережных Челнах строили первую стоматологическую поликлинику.
  • 28 сентября 2022
    Больше десяти лет пенсионер живет в гараже
    У 66-летнего Ильдара нет прописки и нет дома. Больше десяти лет он скитается – живет то в гараже, то у знакомых. «Челнинские известия» побывали у него в гостях – в гараже в Сидоровке
  • 23 сентября 2022
    Академия роста: как выбрать кружок для ребенка и не ошибиться
    Любопытным детям всегда хочется развлечений, а родители хотят, чтобы помимо веселья дети узнавали что-то новое. В наше время есть тысячи возможностей чтобы желания родителей и детей совпадали. Главное, найти подходящий детский центр, секцию или кружок с профессиональной командой. Предложений на образовательном рынке - масса. Мы решили облегчить жизнь родителям и составить рейтинг проверенных центров развития, в котором детям будет весело, а родителям спокойно.
  • 27 сентября 2022