Об электронном правительстве и официальных электронных услугах
Подводя итоги прошедшего года, многие федеральные СМИ назвали серьезным достижением начало функционирования так называемого «электронного правительства». В Татарстане правительственный портал заработал несколько лет назад, но представление об этой сфере у большинства людей до сих пор расплывчатое. Что же такое электронное правительство и какими интернет-услугами на сегодняшний день могут воспользоваться челнинцы?
Что такое электронные услуги?
Если выражаться проще — это услуги, которыми можно воспользоваться в любом месте и в любое время при наличии компьютера (карманного компьютера или мобильного телефона), подключенного к сети Интернет. Классическим примером электронных услуг можно назвать сайт российских железных дорог, на котором наглядно представлена информация о расписании движения поездов, номерах составов и вагонов, количестве в них свободных мест. Кроме того, обладатели пластиковых карт международных платежных систем, таких как Visa или Mastercard, могут оплатить проезд в вагоне, что называется «онлайн», т. е. на определенной странице вводятся данные пассажира, реквизиты карты, выбирается маршрут и дата отправления. После подтверждения оплаты со счета карты снимается сумма, равная стоимости билета по выбранному направлению, а справочная информация о маршруте, вагоне и посадочном месте формируется в таблицу, которую при наличии принтера легко распечатать. Следует учесть, что распечатанная таблица с данными о посадке сама по себе не является ни проездным билетом, ни посадочным талоном. Для проезда необходимо предъявить проводнику удостоверение личности на имя пассажира, указанного в регистрационной форме.
Как работает электронное правительство?
Изначально федеральный проект «электронное правительство» задумывался как командно-административная система, подразумевающая также электронный документооборот. Система ориентирована, в первую очередь, навести порядок внутри госструктур, систематизировать работу ведомств и исключить «недопонимание» между самими органами власти. Примером такого недопонимания может быть ситуация, в которой учреждение А требует от вас справку с определенными данными из учреждения Б, а оно отказывает вам, аргументируя тем, что такие справки не предоставляет. Созданная система электронного документооборота должна пресечь возможность появления подобных ситуаций «на корню». Это исключит ваше участие в данном процессе. Ведомства будут вести диалог между собой напрямую.
Но полностью отказаться от привычных бумажных документов нам придется не скоро. Тем не менее, пользуясь электронными услугами, уже сегодня можно в значительной степени сократить время, затрачиваемое на выполнение рутинных операций, например, таких, как подача заявок или оплата счетов.
Что сегодня доступно челнинцам?
На сегодняшний день челнинцы могут воспользоваться, например, такой услугой как Интернет-приемная кабинета министров Республики Татарстан. На сайте правительства республики prav.tatar.ru в разделе «Интернет-приемная» можно задать свой вопрос, отправить предложение или жалобу, предварительно заполнив форму. Чтобы обращение было рассмотрено, необходимо ввести свою фамилию, имя, отчество и почтовый адрес. Для удобства обратной связи можно указать адрес электронной почты и/или контактный телефон.
Вопросы можно задавать как всему правительству, так и отдельно по министерствам. Если вы знаете, к какой области относится ваша проблема, лучше адресовать ее непосредственно ведомству, которое за нее отвечает. Это ускорит ее рассмотрение. Если заданный вопрос относится к компетенции министерства, то он будет рассмотрен в течение тридцати дней.
Для удобства каждому обращению присваивается номер и пароль. По ним можно узнать, на какой стадии рассмотрения находится обращение. Перед тем, как задать вопрос, рекомендуется посмотреть список часто задаваемых вопросов и ответов на них, он представлен по каждому министерству.
Сайт республиканского управления ГИБДД http://gibdd.tatar.ru/ имеет дополнительные услуги по проверке наличия неоплаченных штрафов.
На сайте управления федеральной налоговой службы Республики Татарстан http://www.r16.nalog.ru челнинцы могут воспользоваться «онлайн» услугой личного кабинета налогоплательщика и узнать информацию о задолженности по имущественному, транспортному или земельному налогам. Информация доступна только для физических лиц и граждан РФ. Личный кабинет также предоставляет дополнительную услугу — распечатку платежного документа (извещение) по форме №ПД (налог). Это поможет сэкономить время на ручном заполнении платежного бланка и избавит от лишней проверки всех реквизитов.
Также на сайте есть возможность личного обращения в налоговую службу с вопросом в электронном виде. Если обращение составлено с учетом всех требований, ответ придет на почтовый адрес, указанный в форме.
Какие коммерческие электронные услуги существуют сегодня?
Примеров можно привести множество, остановимся на наиболее актуальном. На сайте почты Татарстана ФГУП УПС «Татарстан почтасы» в разделе «Интернет — услуги», челнинцы могут воспользоваться шестью электронными сервисами. Наиболее популярной является «онлайн»-подписка на газеты и другие печатные издания. Подписаться могут как частные лица, так и предприятия. Для удобства подписчиков к оплате принимаются пластиковые карты. Нужно выбрать месяц подписки, вид доставки и подписной год. После этого появится перечень изданий, из которых вы сможете выбрать СМИ по своим интересам.
Но все же пока рынок государственных электронных услуг не радует своим разнообразием. По заявлению Президента России Дмитрия Медведева, страна должна полностью сформировать оказание госуслуг в электронном виде к 2015 году.
Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа