Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Последние комментарии
Культура

Нияз ИГЛАМОВ: «Игнорируя театр, человек обкрадывает себя»

Очередной гость программы «Культурный город с Армандо Диамантэ» на телеканале Эфир-ТНТ председатель коллегии театральных критиков Татарстана Нияз Игламов поделился, что рад борьбе опытного и молодого режиссеров в татарском театре Челнов, сказал, что считает театр кукол самым серьезным видом искусства, и заявил, что в Казанском университете культуры и искусств работают дилетанты.

/content/images/4fcbc4378a18b1338754103.jpg
«Не нужно выбирать между спортом и культурой»
— Нияз, вы в Челнах бываете достаточно часто, недавно в городской газете вышла статья с громким названием о том, что, по-вашему, одному из наших театров грозит катастрофа. Чем вызван такой интерес к Челнам?
— Челны — это один из крупных городов не только Татарстана, но и России, который и в социально-экономическом, и в культурном плане очень динамично развивается. Он обгоняет по многим показателям некоторые областные центры. А поскольку экономикой я интересуюсь меньше, чем культурой, меня зовут на премьеры в челнинских театрах, на фестивали, которые здесь проходят. А что касается упомянутой статьи, то понятно же, что громким заголовком журналист хотел привлечь внимание читателей к важной проблеме — в городе нет ни одного здания, построенного под нужды театра. Острее всего эта проблема проявляется в татарском драматическом театре, там просто нет сцены. Этот угол не позволяет творить ни режиссеру, ни художнику, ни актерам.
Большие проблемы из-за отсутствия здания испытывает и театр кукол. Это особенно печально, потому как детский театр воспитывает, готовит зрителя, в конце концов, формирует городскую культуру. К сожалению, сегодня в обществе сформировалось несерьезное отношение к детским театрам. На самом деле это, может быть, самый серьезный вид искусства.
— Вы ведь в этот раз приехали на фестиваль «Рабочая лошадка»?
— Да, руководство челнинского театра кукол делает большое и нужное дело – второй раз проводит международный фестиваль, на котором я работаю в качестве члена жюри. Насколько я знаю, другого театрального фестиваля такого уровня в Челнах нет. И вот это второстепенное отношение к театру кукол проявляется и со стороны управления культуры города. Из министерства культуры республики на открытие представители приехали, а местных чиновников нет. Это удивительно!
Творческим людям общаться нужно и с представителями бизнеса, и государственных структур, чтобы совместными усилиями вырабатывать инновационные проекты. Я знаю, например, что здесь, в Челнах, городские власти выделяют средства на постановки в театрах. Вообще, Челнам повезло, что здесь долгое время работал Ильдар Халиков. Я это говорю не потому, что он сейчас стал премьер-министром. Меня поразило то, что это единственный мэр, который звонил и интересовался моим мнением о челнинских театрах. Я очень надеюсь, что он будет так же продолжать на республиканском уровне. Он человек прагматичный и четко понимает, что лицо города или республики — это не только хоккей. Спорт тоже нужен, он также объединяет людей, приносит в общество здоровый климат. Просто не нужно выбирать между спортом и культурой. Это все равно, что спрашивать у ребенка: «Ты кого больше любишь, папу или маму?»

Татарский театр — для всего народа, русский — для интеллигенции
А что вы скажете про художественный уровень татарского театра?
— В Закамском регионе есть несколько самобытных татарских театров — в Альметьевске, Челнах, Нижнекамске. У театра должно быть свое лицо, некая неповторимость, отличие от других театров. И я считаю, что это качество присуще татарскому драмтеатру Челнов. Но, как правило, меня не устраивает драматургия. Это вообще очень большая проблема — современная национальная драматургия. Когда я бываю в Челнах, львиная доля критики приходится на выбор пьес.
— Гостем нашей программы был Равиль Сабыр — драматург, две пьесы которого поставлены в татарском драмтеатре. Вы говорите о репертуарных проблемах. Можно же взять классику, допустим, в этом году Мольера поставили в татарском театре. Казалось бы, нет никакой проблемы? Или все же есть?
— Я считаю, что татарский театр без классики — мировой, русской, татарской — жить не может. Впрочем, и русский театр тоже, все проверяется классикой. Что касается Равиля Сабыра, то я считаю его очень перспективным и талантливым автором. Это замечательно, что у челнинского татарского драмтеатра есть свой драматург, потому что всегда хорошо, когда автор пишет, зная конкретных актеров, рассчитывая реальные возможности театра. И Мольер, и Шекспир были так называемыми сценариусами своих трупп, они писали для них, нисколько не задумываясь о величии, о том, что они станут классиками.
В прошлом году мы проводили в Казани фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло», куда пригласили татарский театр Челнов со спектаклем «Скупой» по Мольеру в постановке Булата Бадриева. Я считаю Булата интересной и весьма самобытной фигурой. В отличие от него главный режиссер Фаиль Ибрагимов сторонник классического стиля, он уже сделал себе имя и не так зависит от экспериментов, от поиска нового театрального языка, как более молодой Бадриев. Вообще, челнинскому театру очень повезло, что здесь работают два самобытных режиссера. В других татарских театрах хорошо, если есть один.
— А насколько для татарского театра характерна борьба поколений?
— В этом отношении татарский театр ничем не отличается ни от русского, ни от французского, ни от другого. Это вообще суть искусства — борьба поколений. Я имею в виду не интриги, не подковерную борьбу, а именно столкновение мировоззрений. Если этого нет, значит, искусство умирает. И если существует эстетический, художественный конфликт между Бадриевым и Ибрагимовым, я только рад. От этого выигрывают все — театр, актеры, зрители. Потому что это дает новый импульс для развития.
Понимаете, татарский театр — это всегда нечто большее, чем просто театр. Это место концентрации национальной интеллигенции: музыкантов, литераторов, представителей других творческих профессий. Русский театр тоже может выступить в такой роли и должен выступать. Но в условиях, когда в Москве принимаются политические решения вроде печально известного закона № 309, ограничивающего этно-региональный компонент в обучении, ситуация вокруг татарских театров выглядит более остро.
Русский театр вообще, — я не имею в виду в Челнах, — находится на таком этапе развития, когда все определяет наличие сильного режиссера. Валентин Никитич Ярюхин, конечно, диктатор, он пытается держать свой театр в стальном кулаке. С художественной точки зрения, это сегодня единственный путь для русского театра. По крайней мере, он дает художественно убедительные результаты. Еще нужно учесть, что у русского театра немножко иная миссия, иная функция в обществе. Татарский же театр существует для всего народа, русский — в большей степени это театр интеллигенции. То есть у него уже сформировался зритель. У татарского театра он тоже когда-нибудь сформируется.

«Это не театр, это другое хорошее»
— «Мастеровые» больше ставят классику, не обращаются к творчеству местных авторов, а может быть, их просто пока нет?
— Для того, чтобы в Челнах родился местный русский автор, нужно делать соответствующие усилия. И в принципе, русский театр не так зависим от современной драматургии, как татарский. По ряду причин. Хотя бы потому, что вся мировая классика переведена на русский язык. В татарском театре, например, перевод «Скупого» делал сам Булат.
— С русского?
— К сожалению, с русского. Это тоже очень большая проблема. Если большинство русских переводов сделано с оригиналов, то здесь идет двойной перевод и смещение смыслов. Даже Пастернак сильно коверкает и искажает смысл Шекспира! Так что уводы в сторону неизбежны.
— А что вы можете сказать об уровне актеров?
— В нашем казанском театральном образовательном процессе все зависит от мастера — кто у кого учился. Например, в том же челнинском татарском драмтеатре есть актеры, учившиеся у Салимжанова, и у них сразу чувствуется уровень. Есть актеры, учившиеся у других хороших мастеров. А есть актеры, особенно молодые, которые учились, я считаю, у дилетантов — некоторых педагогов театрального училища, а особенно университета культуры и искусств Казани. Они сами не владеют профессией, чему они могут научить?
— Ваш отец работал в свое время в институте культуры...
— Я и сам работал! Но дело в том, что и отец, и я читали теоретические курсы, а все-таки самое главное в актера закладывает мастер по актерскому искусству. А здесь уж кому как повезет.
— Что вы можете сказать тем, у кого «нет времени» сходить в театр?
— Мне, честно скажу, малоинтересны люди, которые не ходят в театр. Как правило, с ними не о чем говорить. Очень редко кто-то из них разбирается в изобразительном искусстве, в литературе. Люди, которые не ходят в театр, грубо говоря, сами себя обкрадывают. Я любому из них на трех пальцах могу доказать, как они не правы. Потому что театр уникален тем, что это самый синтетический из всех видов искусств. В нем есть литература, изобразительное искусство, скульптура, живопись, графика, архитектура, пластическое искусство и много еще чего.
— Знаете, у нас ведь еще есть детский театр при Органном зале...
— Ну, пусть они это называют театром, но это не театр. Это другое хорошее.


Программу «Культурный город с Армандо Диамантэ» можно посмотреть каждую пятницу в 19 часов.

Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Статьи
Реклама
  • 18 января 2019 - 10:07
    Уйдет ли эпоха? Камгэсэнергострой почти банкрот
    В этом году первому крупному предприятию Набережных Челнов ПАО «Камгэсэнергострой» должно исполниться 55 лет. Правда, отпразднуют ли в компании юбилей, вопрос спорный. Сегодня предприятие распродает недвижимость, а арбитражный суд РТ ввел процедуру наблюдения и назначил конкурсного управляющего. Что может произойти с родным для многих челнинцев КамГЭСом, выяснили «Челнинские известия».
    14
  • 18 января 2019 - 09:56
    Как начать бегать и полюбить это дело (+ видео)
    Выйти на беговую дорожку многим взрослым людям мешают психологические барьеры, которые появились еще в школе. Нелюбовь к бегу сложилась с тех пор, как каждую четверть из уст физрука слышалось: «Сегодня бежим кросс в 2 километра».
    1
  • 18 января 2019 - 08:15
    Эдуард Николаев третий раз подряд выиграл ралли «Дакар»
    В целом это уже четвертая победа для пилота команды «КАМАЗ-мастер»
    10
Реклама
  • 17 января 2019 - 11:42
    Лечение по интернету может ликвидировать очереди в поликлиниках
    Уже год в России работает закон о телемедицине: теперь законно можно получить консультацию врача не выходя из дома, главное – иметь выход в интернет. Общение со специалистом идет по видеосвязи, без личной беседы. Но пока что врачи, что пациенты разделились на два лагеря: одни категорически против нововведения, другие – обеими руками за.
    17
  • 17 января 2019 - 09:28
    Старую часть Набережных Челнов в этом году ждут серьезные перемены
    В городе начались встречи чиновников, депутатов, представителей правоохранительных органов и управляющих компаний с челнинцами. Одна из первых прошла в Комсомольском районе с участием руководителя исполкома. Ринат Абдуллин общался с жителями 1,2,3,4 комплексов поселка ГЭС.
    12
  • 16 января 2019 - 08:35
    Советы экспертов: как дотянуть до следующей зарплаты
    Новогодние праздники закончились, во многих семьях наступил маленький экономический кризис. Бюджет нужно растянуть до следующей зарплаты, которая у многих будет еще не скоро. «Челнинские известия» узнали у опытной домохозяйки, челнинской модницы и опытного электромонтажника, как они экономят на продуктах, одежде и обуви, а так же на электроэнергии.
    12
Реклама
  • 15 января 2019 - 09:53
    Рейд по челнинским магазинам: как производители скрывают реальную стоимость продуктов
    Яйца по девять штук, молоко по 800 граммов, сахар по 900 граммов: трюк со снижением веса продуктов в упаковке - ход не новый, но эффективный, он помогает скрыть реальную стоимость товара. За ту же цену потребитель получает тот же продукт, но чуть меньшего объема. Корреспондент «Челнинских известий» прошелся по магазинам города и выяснил, насколько сильно распространена эта практика.
    19
  • 14 января 2019 - 09:52
    Бизнес на дому: когда у соседей не выдерживают нервы
    Во все времена находятся предприимчивые граждане, которые занимаются бизнесом на дому. Одни скрывают от окружающих свое занятие, другие делают это открыто. Подъезжают машины, ходят посторонние люди, хлопают двери. Не у всех соседей надомника выдерживают нервы. Они начинают жаловаться в инстанции.
    8
  • 11 января 2019 - 08:31
    Православные праздники и посты в 2019 году
    Представляем вашему вниманию православный календарь с праздниками на 2019 год, отмечаемых в России.
    1
Реклама
Реклама
Топ-5
Конкурсы
Реклама
Актуальное видео
  • 18 января 2019 - 16:28
    Крещение 2019
Реклама
Фотогалерея
  • Фестиваль цветов - 2018
  • День строителя - 2018
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
  • "Выборы президента РФ - 2018"
  • Чемпионат по поеданию шаурмы
Блоги
  • 14 января 2019 - 10:57
    "станцую для вас"
    Сестра, приезжавшая на новогодние праздники, подивилась. В вагон метро вошли двое парней, один из которых нес табличку про другого: "Станцует для вас за 50, 100, 500, 1000, 2000 рублей".
    Марина Огородникова
    0
Опрос
  • 18 января 2019 - 14:56
    Как часто вы убираетесь дома?