Культура
Игорь Лерман: «Непросто работать во времена культа денег»
В Органном зале сегодня, 15 мая, ожидается аншлаг. Камерный оркестр Игоря Лермана закрывает свой 29-й творческий сезон. Накануне знаменитый маэстро дал интервью «Челнинским известиям», где раскрыл ключевые события нового, юбилейного 30-го сезона.
- Игорь Михайлович, чем порадуете и удивите слушателей на концерте, посвященном закрытию сезона?
– Почему надо всегда ждать сюрпризов? А нельзя просто прийти и послушать музыку, которая никогда не повторяется? Даже если играем одно и то же произведение, оно все равно звучит от концерта к концерту по-разному. Потому что становятся другими и музыканты и слушатели, мы думаем и чувствуем иначе. Эту программу я хочу назвать «Необыкновенный концерт», как у кукольника Образцова. В Органном зале будут выступления органистов Ильмиры Сулеймановой и Эльмиры Ахметовой, любимой певицы Людмилы Филипповой, замечательного ударника Алексея Кислова, детского театра. Недавно прошел День Победы, и мы вспоминаем прошлое, своих родных, мой папа тоже служил военным врачом. Часть программы концерта прозвучит в память о всех ветеранах войны.
– А что нам ждать от летней афиши Органного зала?
– Каждый выход на сцену нашего оркестра тематически продуман. К примеру, 20 июня представим программу «Сабантуй» и исполним татарскую музыку. Артисты челнинского татарского драмтеатра покажут инсценировку «Зарисовки Сабантуя», выступят фольклорные ансамбли «Заман» из «ДК Энергетик» и «Эллуки» Кузкеевского Дома культуры Тукаевского района.
– Такой музыкальный Сабантуй впервые?
– Помню, однажды мы провели в колледже искусств вечер татарской музыки. В зале на 300 мест сидели три-четыре человека, среди них была и Файруза Мустафина, тогда заместитель мэра, она поднялась на сцену и с горечью сказала: «Где же татары? Для них же звучит родная музыка, неужели неинтересно?». С тех пор ситуация изменилась.
В конце 2007 года на сцене Органного зала прошел первый международный фестиваль классической и фольклорной музыки «Татарский ренессанс». В таком сочетании ничего необычного нет – всякая настоящая музыка, которая живет в веках, произошла, прежде всего, от национальной музыки. Народная музыка на большой сцене почти не звучит – только на свадьбах, посиделках, в самодеятельных коллективах. Мы решили этот пробел восполнить, подав ее в миксе с классикой. Тогда я пригласил Владимира Спивакова и его камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и сказал ему: «Есть условие - надо обязательно сыграть татарскую музыку». И они исполнили седьмую симфонию Жиганова. Мы живем в Татарстане, и должны исполнять национальную музыку.
- А что по выездным концертам?
- На 11 июля запланировано открытие новой фестивальной площадки «Летние вечера в Елабуге». Я познакомил организаторов с пианистом Борисом Березовским, а потом все закрутилось. В программе елабужского фестиваля, кроме выступления Березовского, музыка в исполнении альтиста Юрия Башмета, Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнева, нашего оркестра.
90 процентов наших концертов – благотворительные. Вот и 10 июня мы впервые выступим перед заключенными колонии в Менделеевске. Исполним произведения, которые им понравятся. (Смеется). Но «Мурку» точно играть не будем!
– В планах Камерного оркестра есть гастроли в регионы, где вы никогда не бывали?
– Планируем в октябре-ноябре большой гастрольный тур – Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Хабаровск, Красноярск. Предварительная договоренность уже есть. Я хотел бы выступить во многих городах, но есть сложности – там нас мало знают… Уверен, что пока.
– Кого пригласили выступить 9 октября – на открытие 30-го юбилейного сезона? Срок, конечно, далекий, но вы умеете планировать на несколько шагов вперед.
– (Смеется). Если бы умел, то уже уехал бы отсюда. Конечно, не обойтись без некоторого официоза, но мы постараемся, чтобы на юбилейном вечере доминировала праздничная атмосфера. Впервые в Челны приедет лучший трубач мира Сергей Накаряков. Он живет в Париже и согласился, услышав в записи, как играет наш оркестр. Сделал мне скидку в гонораре, но все равно дорого получается. Все приглашения – это риск. Наш народ хочет или бесплатно прийти на концерт, или им нужны большие имена, как Денис Мацуев, Валерий Гергиев.
А вот 5 декабря поздравить нас с юбилеем приедет Владимир Спиваков и его оркестр «Виртуозы Москвы».
– Трудно ли музыкантам работать в стране во времена культа денег?
– А когда было легко? В нашей нецивилизованной стране культура, к сожалению, всегда занимает последнее место. Конечно, есть громкие имена Башмета, Спивакова, Гергиева, Мацуева. А те музыканты, что живут в таком городе, как наш, никому не нужны… Спасибо КАМАЗу, который нас всегда поддерживает, а мы часто выступаем перед заводчанами.
– Почему же так пессимистично? Жизнь музыкантов и города очень изменилась с открытием в Челнах Органного зала. Вы так не считаете?
– Появление Органного зала – это смысл нашей деятельности. Ты можешь играть сколько угодно, но если нет сцены, то какой резон? То, что мы имеем сейчас – это действительно счастье. Очень люблю нашу публику, каждый раз, выходя на сцену, готов всех обнять и расцеловать.
– Какой подарок будет самым желанным к юбилею оркестра?
– Уже получили «подарок» – отбирают то, что имеем: пытаются сократить ставку водителя и лишить нас единственного автобуса. Говорят, что мы с инструментами можем добираться и на общественном транспорте. Представьте, каково это ехать в нем с контрабасом? А как же быть с гастролями? Придется их сократить, ведь аренда транспорта – это хлопотно, требуется оформлять много документов.
– Хотели бы увидеть на праздничном концерте своих учеников – Жанну Тонаганян, Артема Кононова, в которых, как педагог, вы вложили столько сил, а они вас…
–… предали, хотите сказать? У меня нет слов, как обозначить эти поступки. Моя любимая Жанна, которую я когда-то случайно встретил во дворе музыкальной школы, увидел ее руки и привел в класс, сейчас живет в Лондоне. Когда-то ее игру слушал всемирно известный американский скрипач Иегуди Менухин. Не знаю, чем там она занимается сейчас – лично мне Жанна не сообщала. Но мне передали, что она все время борется с собой, чтобы вычеркнуть из памяти свое челнинское прошлое. Это разве нормально? Артем – в Германии, как можно было артисту бросить оркестр в сложный период? Но сейчас рядом со мной замечательные музыканты, которым я очень благодарен. Они преданы мне, и я им. Это больше, чем педагог и ученики, – у нас дружба.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)