18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

История в фотографиях

Когда в Челнах пустили первый трамвай

Когда в Челнах пустили первый трамвай

В это сложно поверить, но в 70-е годы прошлого века трамваи имели только города-миллионники. Поэтому Набережным Челнам в определенном смысле повезло — трамвайные линии в городе заложили в комплексе со строительством КАМАЗа.


— На трудоустройство в трамвайное управление стояли очереди. Всем было интересно посмотреть, что собой представляет этот вид транспорта, — вспоминает Светлана Степанюк, председатель профсоюзного комитета ООО «Электротранспорт».

Анна Канцелярова приехала на КАМАЗ с подругой Раей Сафиной в октябре 1972 года из Магнитогорска, девушки уже имели второй класс вождения.

— На месте, где сегодня располагается депо, ничего не было, — рассказывает водитель трамвая-наставник Анна Канцелярова, — нас принимали на работу в вагончиках за зданием бывшей дирекции КАМАЗА, что в поселке ГЭС. Тестирований, как сейчас, никаких не было, но с каждым человеком лично беседовали начальник управления Николай Петрович Шунков и начальник службы движения Светлана Степанюк. При приеме на работу водителей трамваев смотрели на возраст (тогда брали с 18 лет), коммуникабельность и внешность. Новеньких отправляли на учебу, а нас переучили в рабочем порядке, поскольку вагоны, которые поступали в Челны из Усть-Катавска, были более современные, чем в Магнитогорске.

До пуска первой пассажирской ветки до поселка Сидоровка все в основном были заняты на строительстве депо. Одновременно шла отладка вагонов и путей. Трамвайные пути в Челнах возводили военные строители. 30 декабря 1972 года состоялся пробный пуск вагона на участке Сидоровка — депо. К месту пуска вагон привезли на платформе. Поставили на рельсы, дали напряжение.
— Когда вагон, полный строителей во главе с первым генеральным директором КАМАЗа Львом Васильевым, тронулся, казалось, он перевернется — так все кричали и прыгали от радости, — вспоминает Светлана Степанюк.

На всю страну потом отрапортовали — в Набережных Челнах пустили трамвай. Но пассажирское движение на этом участке открылось лишь почти через год — 8 октября 1973 года. Среди водителей был проведен конкурс за право провести первый вагон. Его выиграла Александра Сафонова.

— Церемония не была помпезной, — вспоминает Светлана Степанюк. — В 10 часов утра 8 октября разбили шампанское о сцепку вагона, сели в вагон и поехали. Все брали нарасхват билеты из кассы, чтобы сохранить его на память (кондукторов в трамваях не было до 1996 года). Проезд тогда стоил три копейки.

Постепенно трамвайное движение в Челнах развивалось. В ноябре 1973-го пустили трамвай до ремонтно-инструментального завода, в 1976 году — на литейный завод, потом на «Корчагинскую» («Форт-Диалог»). Вагоны шли полными, с интервалами 2-3 минуты.

Зимы, вспоминают сотрудники управления, в 70-х были снежные, а уборочной техники на все управление — 2-3 единицы. Утром всех трамвайщиков отправляли на расчистку путей, чтобы быстрее восстановить движение — к 7 часам камазовцев надо доставить на завод.

— Случались и курьезы, — вспоминает Светлана Степанюк. — Один вагон заехал в снег по окна так, что пассажиры из окон вылезали.

Профессия водителя трамвая считалась в городе престижной, в основном, тяжеловесной техникой управляли молодые девушки. Работа была не из легких — часто случались поломки. Но работали все с энтузиазмом, вспоминает Анна Канцелярова, потому что работу свою любили.

Такое отношение к своему труду сохранилось у трамвайщиков и сегодня. Не случайно, по статистике, 40 процентов коллектива имеет стаж работы на родном предприятии более 15 лет.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос