Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Последние комментарии
История в фотографиях

Когда в Челнах пустили первый трамвай

В это сложно поверить, но в 70-е годы прошлого века трамваи имели только города-миллионники. Поэтому Набережным Челнам в определенном смысле повезло — трамвайные линии в городе заложили в комплексе со строительством КАМАЗа.


— На трудоустройство в трамвайное управление стояли очереди. Всем было интересно посмотреть, что собой представляет этот вид транспорта, — вспоминает Светлана Степанюк, председатель профсоюзного комитета ООО «Электротранспорт».

Анна Канцелярова приехала на КАМАЗ с подругой Раей Сафиной в октябре 1972 года из Магнитогорска, девушки уже имели второй класс вождения.

— На месте, где сегодня располагается депо, ничего не было, — рассказывает водитель трамвая-наставник Анна Канцелярова, — нас принимали на работу в вагончиках за зданием бывшей дирекции КАМАЗА, что в поселке ГЭС. Тестирований, как сейчас, никаких не было, но с каждым человеком лично беседовали начальник управления Николай Петрович Шунков и начальник службы движения Светлана Степанюк. При приеме на работу водителей трамваев смотрели на возраст (тогда брали с 18 лет), коммуникабельность и внешность. Новеньких отправляли на учебу, а нас переучили в рабочем порядке, поскольку вагоны, которые поступали в Челны из Усть-Катавска, были более современные, чем в Магнитогорске.

До пуска первой пассажирской ветки до поселка Сидоровка все в основном были заняты на строительстве депо. Одновременно шла отладка вагонов и путей. Трамвайные пути в Челнах возводили военные строители. 30 декабря 1972 года состоялся пробный пуск вагона на участке Сидоровка — депо. К месту пуска вагон привезли на платформе. Поставили на рельсы, дали напряжение.
— Когда вагон, полный строителей во главе с первым генеральным директором КАМАЗа Львом Васильевым, тронулся, казалось, он перевернется — так все кричали и прыгали от радости, — вспоминает Светлана Степанюк.

На всю страну потом отрапортовали — в Набережных Челнах пустили трамвай. Но пассажирское движение на этом участке открылось лишь почти через год — 8 октября 1973 года. Среди водителей был проведен конкурс за право провести первый вагон. Его выиграла Александра Сафонова.

— Церемония не была помпезной, — вспоминает Светлана Степанюк. — В 10 часов утра 8 октября разбили шампанское о сцепку вагона, сели в вагон и поехали. Все брали нарасхват билеты из кассы, чтобы сохранить его на память (кондукторов в трамваях не было до 1996 года). Проезд тогда стоил три копейки.

Постепенно трамвайное движение в Челнах развивалось. В ноябре 1973-го пустили трамвай до ремонтно-инструментального завода, в 1976 году — на литейный завод, потом на «Корчагинскую» («Форт-Диалог»). Вагоны шли полными, с интервалами 2-3 минуты.

Зимы, вспоминают сотрудники управления, в 70-х были снежные, а уборочной техники на все управление — 2-3 единицы. Утром всех трамвайщиков отправляли на расчистку путей, чтобы быстрее восстановить движение — к 7 часам камазовцев надо доставить на завод.

— Случались и курьезы, — вспоминает Светлана Степанюк. — Один вагон заехал в снег по окна так, что пассажиры из окон вылезали.

Профессия водителя трамвая считалась в городе престижной, в основном, тяжеловесной техникой управляли молодые девушки. Работа была не из легких — часто случались поломки. Но работали все с энтузиазмом, вспоминает Анна Канцелярова, потому что работу свою любили.

Такое отношение к своему труду сохранилось у трамвайщиков и сегодня. Не случайно, по статистике, 40 процентов коллектива имеет стаж работы на родном предприятии более 15 лет.
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Статьи
Реклама
Реклама
  • 13 июля 2018 - 08:40
    Цены на квартиры в Челнах вырастут на 15-20 процентов
    В Госдуме приняли поправки в закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», который регулирует деятельность застройщиков. По словам чиновников, нововведение защитит потребителей от недобросовестных компаний-однодневок и предоставит гарантии при покупке квартиры. Как такие меры безопасности отразятся на стоимости квартир, выяснили «Челнинские известия».
    13
  • 13 июля 2018 - 08:23
    В какие учреждения не попасть челнинскому инвалиду-колясочнику
    При строительстве и капитальном ремонте челнинских объектов далеко не всегда учитываются интересы мам с колясками и людей с ограниченными возможностями здоровья. «Челнинские известия» провели рейд по городу, чтобы выяснить, насколько общественные места и жилые объекты соответствуют стандартам федеральной программы «Доступная среда».
    23
  • 12 июля 2018 - 14:22
    Как готовят Челны к новому отопительному сезону
    Работы по подготовке городского теплосетевого хозяйства к новому отопительному сезону приближаются к экватору: из 13,8 километров сетей, подлежащих капремонту, выполнено 43 процента. Об особенностях рабочего процесса рассказал директор набережночелнинских тепловых сетей Айрат Зайнуллин.
    0
Реклама
Реклама
Топ-5
Реклама
Конкурсы
Актуальное видео
  • 11 июля 2018 - 10:16
    Иван Купала 18
Реклама
Фотогалерея
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
  • "Выборы президента РФ - 2018"
  • Чемпионат по поеданию шаурмы
  • Кубок Салавата - 2018
  • Лыжня Татарстана - 2018
Новости партнеров
Блоги
Опрос
  • 13 июля 2018 - 13:27
    Чего из перечисленного вы боитесь больше всего?