18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Блоги

«Liba Fata – ales gute Zum Fatatak ich hab dich Lib»

Оксана Задумина ,
0

В большинстве земель Германии введен принцип обучения «чтение через письмо» швейцарского педагога-реформатора Юргена Райхена. Он заключается в том, что дети не учатся читать с помощью букв, не изучают обычный алфавит, а воспринимают слова c помощью звуков, на слух.

По методу Райхена школьники учатся воспринимать слова c помощью таблицы звуков, на слух (у них нет обычной азбуки). Ученики пишут по принципу «как слышится, так и пишется», а учителя не объясняют им грамматики, не исправляют ошибки и запрещают это делать родителям. Только в третьем классе детям начинают объяснять, что существуют правила и что им нужно следовать.

Методика, изобретённая в 70-х гг. и впервые применённая в Германии в 1995 г., вызывает постоянные споры, против неё выступают как родители, так и учителя. В то же время, положительное действие методики Ю. Райхена научно не доказано. И даже наоборот, исследования, проведенные в 2005 г. показали, что в классах, занимающихся по этой методике (или ее разновидности – принципу Зоммера-Штумпенхоста), намного больше детей имеют проблемы с освоением чтения и письма, чем в классах, которые используют традиционную методику с алфавитом. Особенно страдают при этом дети мигрантов.

Кроме того, учащиеся приходят в школу с разным уровнем подготовки, и новая методика мешает тем, кто уже умеет читать, фактически, «затупляет» детей. По словам Аги Шрюндер-Йенцен – профессора Университета Потсдама, новая методика является односторонней, и в ней слишком мало внимания уделяется собственно обучению чтению.

Тестирования показывают, что 40 лет назад учащиеся 4-х классов делали примерно 7 ошибок в 100 словах, а теперь 16. Преподаватели вузов отмечают поистине драматическое ухудшение знаний грамматики у студентов и предупреждают о последствиях введения методики: молодые учителя, попавшие в своё время под действие реформы, не могут написать без ошибок двух-трёх предложений и поэтому неспособны научить грамоте других [1].

Одну из последних дискуссий по поводу спорного принципа обучения развернул депутат Бранденбургского земельного парламента от партии CDU Х.Вихман [2], которому его десятилетняя дочь Козима, учащаяся четвёртого класса, написала поздравление с грубейшими ошибками (особо следует отметить, что его жена филолог-германист). Народный избранник выступает против использования данного метода и требует его запрещения.

Тем не менее, в этом году неоднозначная методика добралась и до Баварии. Министр культуры Германии Людвиг Шпаенле считает, что её внедрение давно назрело, перспективно и позволит унифицировать педагогическую работу. Отмечая плюсы подхода, чиновник говорит о том, что новые принципы позволят отойти от фронтальной формы обучения и не поучать детей. Правда, министр всерьёз опасается, что к их применению ещё не готовы сами учителя [3].

Действительно, 53% учителей смотрят на новый «Учебный план плюс» критически. Непонятно, – вопрошают они, – какие критерии оценок годятся для этой новой методики? Детям не ставят оценок, а родители не в состоянии контролировать процесс. Вот мнение одной из родительниц (семья переехала из Новосибирска, живут четвёртый год в Мюнхене): «Два года в школе «валяли дурака», что-то там писали, читали, как хотели, а теперь, в третьем классе «завернули гайки». Пошла грамматика, так всё сложно – за год 14 контрольных точек, проверки, диктанты. Ничем другим не успеваю заниматься, только учимся».

В России также предпринимались шаги по внедрению данной методики. В 1994 г. в рамках образовательной программы по раннему обучению чтению через письмо в нескольких образовательно-воспитательных учреждениях Белгорода и белгородской области был начат эксперимент по введению элементов технологии Ю. Райхена. Учителя отправлялись на стажировки в Германию, в Дортмунд и Верль (земля Северный Рейн-Вестфалия), организовывали семинары, перенимали немецкий опыт.

Начатый эксперимент продолжается до сих пор, и хотя результаты использования новых методических приёмов остались неясными, педагоги отмечают, что дидактические игры немецких школьников, адаптированные для российских учащихся являются любимой частью урока. «Игры – занятие для тех, кто выполнил программу урока: кончил дело – гуляй смело. Желание поиграть стало для первоклассников мотивирующим средством для быстрой и качественной работы. На занятиях царит атмосфера свободы и непринужденности, доброты и уважения друг к другу». Дети работают без учебников, но с помощью алфавитных таблиц-радуг. Большое место на занятиях по обучению грамоте с помощью метода Ю. Райхена занимает предметная деятельность: дети заполняют пустые окошечки в таблицах-радугах, рисуют, раскрашивают, вырезают, клеят, с помощью алфавитной таблицы подписывают свои рисунки и предметные картинки.

Помимо Белгорода подобные эксперименты проводились также на Украине, а в Болгарии данная методика была внедрена организованно и масштабно. Однако в результате, болгарские педагоги вслед за немецкими преподавателями фиксировали и продолжают отмечать ухудшение знаний родного языка среди нового поколения студентов, прошедших обучение в школе по методике Ю. Райхена, указывая на их катастрофическую неграмотность.

Инновационные методики Глена Домана, Сесиль Лупан, Марии Монтессори и других вводятся в качестве эксперимента в учебные заведения разных стран. Российским автором неординарного способа обучения детей чтению является ведущий специалист Санкт-Петербургской лингвистической школы Николай Александрович Зайцев. Он изобрел необычные кубики, которые содержат не буквы, а единицы письма и чтения – «склады». Обучение чтению по методу Зайцева строится на «складовом» принципе. Это имеет нечто общее с методикой Ю. Райхена, так как изучаются не отдельные буквы, а слоги.

Большинство новаторских методик объединяет стремление их авторов к неограниченной свободе учащихся в процессе обучения. Например, Г. Доман сформулировал четыре основных принципа, на которых базируется его учение:

самые лучшие преподаватели для малыша – его родители;

обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

не надо проверять своего ребенка;

любознательность поддерживается быстротой и новизной.

С. Лупан, вдохновленная его идеями подчёркивала, что «ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь».

Очевидно, что западные педагоги-реформаторы пытаются отойти от зарегламентированного процесса обучения грамоте, сделать переход от игры к учёбе менее болезненным для малыша, сохранить максимально игровые элементы в начальной школе. А это значит, что изначально возникает проблема, которая не имеет простого решения. «Каждый СЛЫШИТ, как он дышит. Как он дышит, так и ПИШЕТ, не стараясь угодить...» (Булат Окуджава).

PS: Текст поздравления должен был выглядеть так:
«Lieber Vater, alles Gute zum Vatertag, ich habe dich lieb».
Дорогой отец, всего хорошего в День Отца, я люблю тебя.

Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос