Блоги
Как ездить по Африке за копейки
Зачем в сенегальских автобусах кондуктор сидит в металлической клетке? Далеко ли от Дакара до Петербурга? Как можно проехать 80 км за 8 часов?
Начало: В Африку вдвоём с семейным монстром
Часть вторая.
26.03.2018
Вчера Наташа нам показала порт, откуда отправляются теплоходы на остров Горе, поэтому после ранней побудки мы торопимся туда. Кроме нас в семь утра едут только школьницы, мы их узнаём по одинаковой синей форме: кто-то из них в мусульманском платке, кто-то с непокрытой головой, с африканскими косичками. Кстати, в Сенегале есть бесплатные школы для бедных, их финансирует Евросоюз, который заинтересован, чтобы в регионе был мир. Не подумайте, что из альтруистических соображений, иначе бы школы появились повсюду – просто здесь самый западный глубоководный порт в Африке.
Рядом с нами на сиденья никто не садится. Почему? Непонятно. Я разглядываю учебники девчонок, некоторые умудряются, как мы когда-то, делать уроки прямо на коленях, за полчаса до урока. Это геометрия за шестой класс, а школьницам лет по 16-17.
Мы на острове Горе, раньше сюда свозили будущих рабов перед отправкой на американские плантации, так что эта земля и сохранившиеся колониальные здания помнят очень тяжелые времена.
Остров совсем крошечный, весь обойдешь за 30 минут, на улицах почти никого нет, рестораны и кафе закрыты, но нас уже запеленговала местная продавщица и бросилась вдогонку с подносом на голове. Там у неё всякие поделки, бусы, браслетики, но мне ничего не надо, я вообще терпеть не могу безделушки и готова ей угодить только в том случае, если она продаст магнитик. Магниты у неё конечно есть, самодельные – деревянная дощечка, на которой нарисована толстая, как она сама, женщина. Мы знакомимся. Фатима утверждает, что на картинке – она, а нарисованный ребёнок, сидящий за плечами, её сын. За этот эксклюзивный магнитик торговка хочет 5000 франков, я говорю, что могу дать только половину, сходимся на 3000.
Так, дело сделано, магнит есть, теперь надо позавтракать, но кроме кошек и коршунов на острове, похоже, никто ещё не проснулся. Может после вчерашнего или понедельник выходной? Скорее всего нормальные туристы раньше одиннадцати вообще из отелей не выбираются, но мы же ненормальные!
В одном кафе вижу парня, который вытирает столы. Спрашиваю, могут ли нам приготовить завтрак, благо по-французски все слова звучат точно так же, как и по-русски: кофе, омлет, кетчуп, майонез. Переводчика не надо! Здесь до сих пор сохранилось сильное влияние колонизаторов – омлет не абы какой, а гурманский, с колбасой и сыром. Французскую булку и картошку фри принесли сами, я не спрашивала. Слово “туалет” тоже французское! Короче, сидим в ресторане на берегу Атлантического океана и сибаритствуем! Замечательно!
Ветер дует неслабый, но нам не увидеть таких водных просторов до самой Мавритании. На юге Сенегамбии, в междуречьи Сенегала и Гамбии, нас ждут только сушь и пески, ну, максимум небольшие речушки и озёра, поэтому, несмотря на холод, мы всё равно наслаждаемся, загружаем в обонятельную, осязательную и зрительную память образы океана!
Следующей точкой путешествия является розовое озеро Ретба. Я его видела в интернете – это что-то необыкновенное, писк! Точнее “пинк”, по-немецки и по-английски “розовый”! Наталья туда никогда на автобусах не ездила, да и вообще, так, как мы путешествуем, я думаю, никто никогда не ездил! Это, наверное, история для Тимофея из моей первой африканской поездки http://chelny-izvest.ru/blog/blogs/1220-pokupayte-potom-fotografiruyte, её можно назвать: КАК ЕЗДИТЬ ПО АФРИКЕ ЗА КОПЕЙКИ. Да, ему бы это понравилось! На самом деле, мы так не хотели, но то ли Наташа, то ли её знакомая, у которой она консультировалась, не поняли, как мы собирались на автобусе добраться до озера, в общем, получилось нечто!
Чтобы понять как мы влипли, я должна рассказать о том, что муниципальный транспорт в Дакаре стоит в переводе на евро – 25 центов, а проезд в такси, в среднем, три евро. Именно столько стоит в Мюнхене разовая поездка в метро, автобусе или трамвае, поэтому заплатить такие деньги нам ничего не стоило. Но муж сказал Наташе, что мы привыкли ездить на автобусах, чему наша русская сенегалка сильно удивилась, но спорить не стала. Хотим на автобусе, значит на автобусе! Сначала сесть на №11, потом пересесть на №73 и окажетесь на озере!
В результате мы стояли больше двух часов в пробке, а потом ещё столько же добирались до места. В это время супруг несколько раз порывался выскочить на ходу из автобуса и ему мешала только окружающая его толпа, потому что я спокойно сидела, а он уступал женщинам место, когда салон набивался битком.
Интересно, что кондуктор в городском автобусе заперт в металлической клетке! Сначала мы не догадались о её предназначении, хохотали, высказывая предположение, что так он прячется на случай ограбления, но, когда в салоне автобуса все стояли на выдохе, потому что вдохнуть не получалось от тесноты, нам стало понятно, зачем нужно это пространство, ограниченное металлическими прутьями.
Однажды автобус сломался, мы выходили и пересаживались на другой, хорошо, что на дворе весна и температура щадящая, а вот с августа по ноябрь мы бы в этой дороге сдохли. Народ спокойный, никто не кричит, не ругается, только супруг выходит периодически из себя. Я его уговариваю принять всё как есть, это часть путешествия, но моих увещеваний хватает не надолго. В который раз радуюсь тому, что у нас разный темперамент!
Гляжу по сторонам: сенегальцы любят жевать палочки. Наташа рассказывала, что так они чистят зубы и укрепляют десны, а палочки бывают разными по вкусу – и сладкие, и горькие. На автостанции парни-коробейники заходили в автобус с шариковыми ручками и бижутерией, пытались хоть что-то продать. Не понимаю, разве можно на вырученные от этого деньги жить? Что там можно заработать?
Многие дети просят милостыню, Наташа сказала, что это бич Сенегала – почти в каждой семье пять и более детей, родители из деревень отправляют их учиться в город, находят там наставников, но ребятишки с утра до вечера бродят по улицам с пустыми мисками и попрошайничают.
Ну, даже самая длинная дорога когда-то заканчивается! Мы всё-таки добрались до озера. Оно оказалось обычным, серым. А где же обещанный “Розовый слон”? Я всматриваюсь в него и кажется, что вроде бы оно розовеет! Может быть это только внушение, ведь я сама себе что угодно могу внушить, вот, кажется, уже не серое.
В это время нам навстречу едет парень на мотоцикле, он останавливается и говорит: “Меня зовут Той, я покажу вам розовое озеро, надо только отъехать от берега к центру”.
Поторговались, за 4000 франков он согласился. Я, видимо, накаталась по озеру в прошлую поездку на всю жизнь и лодки у меня вызывают почти аллергическую реакцию, но цвет озера иначе не увидеть. На самом деле оно не такое уж розовое, и на середине скорее цвета глины, чем розовое, вероятно его так назвали, чтобы туристов заманить!
Короче, ничего особенного. Единственное, что поразило, это мылкая вода, говорят, что содержание соли в нём, как в Мёртвом море!
Выпрыгиваю из лодки и меня тут же берут в оборот местные товарки. На головах у них снова огромные подносы с разной бижутерией, как у Фатимы, которые прекрасно держатся и не падают, как приклеенные. И от самих девок невозможно избавиться, прилипчивые, как скотч, и жуткие нахалки, но я тоже не лыком шита, и кроме сладостей они у меня ничего не могут выцаганить, хотя просят, то ручку, то бон-бон.
Потом Той начинает перечислять всех своих детей и просить для них печенье. Мафия! Их браслеты всё же висят теперь у нас на книжной полке и напоминают мне о той встрече на озере Ретба.
Обратная дорога получилась ничуть не лучше: нам сказали сесть на тот же №73, а потом на №53. В итоге, мы два с половиной часа объезжали какие-то городские трущобы, деревни и промзоны. Муж был уже в бешенстве, потому что он следил за движением по карте и видел, как почти доехав до места, наш автобус отклонялся от маршрута и уезжал вкруговую обратно! Как он умом не тронулся! Однако и эта дорога закончилась: водитель сказал: “Конечная”. Кроме нас до неё никто не доехал!
Мы быстро пересели на проезжающую мимо маршрутку и всё-так поехали в сторону города Тиес. К счастью, по дороге в автобус заходили женщины с расфасованными по кулькам мандаринами и продавали их всего за 500 франков. Мы сразу взяли и слопали два пакета. Это нас спасло от неминуемой голодной смерти и добавило настроения! А что удивляться, мы сегодня, кроме завтрака на острове, ничего не ели!
И на этом автобусе мы тоже не доехали до места. Уже в полной темноте нам пришлось стоять на развилке и ловить такси! Это окончательно вывело супруга из шаткого равновесия, и он уже, как потерпевший, орал матом, вовсе не благим, а я смотрела на него с удивлением и думала: чего он нервничает? Всё равно ничего нельзя изменить!
Тиес – третий по величине город страны, в нём проживает свыше 600 тысяч человек, на туристических сайтах его называют сенегальским Санкт-Петербургом и рекомендуют обязательно посидеть в его кафешках. Какие кафешки?! Время – десятый час! Мы пропетляли 80 километров за восемь часов! Загрузились в отель, сейчас кроме постели ничего не хочется, я даже не готова идти есть. Муж тоже сказал, что сбегает в магазин, купит чего-нибудь перекусить, и спать!
Второй день экономим на ужине. Правда, отели по 50 евро, это совсем недешево. Пока он ходит, я приняла душ и включила телек. Прикол! Первое, что вижу на экране – Путин и погода в Москве. Где это мы находимся? Точно что ли Петербург?!
27.03.2018
Наш отель называется “Круассан”, поэтому неудивительно, что на завтрак нам подали огромные горячие круассаны, капучино и чай. Раньше я говорила, что самые вкусные круассаны в Барселоне, добавлю: и в сенегальском городе Тиес!
Сегодня администратор наконец-то понял, что мы хотим, и объяснил нам вчерашнюю ошибку! Мы должны были спрашивать не “ле бюс” (автобус), а “такси-коллектив”, именно на них перемещаются по стране люди! О, мы такое видели уже в Иране и в Узбекистане, знаем, что на выезде из города стоят машины и собирают народ. Вчера мы бы тоже так могли доехать до озера Ретба, если бы правильно озадачили Наташу! Но лучше поздно, чем никогда! Мы едем в Бур, оттуда в Жоаль-Фадиут, местечко, которое туристы прозвали сенегальской Венецией!
Машина набралась моментально. Водитель взял мой рюкзак и положил его на багажник сверху. Такого, памятуя о дожде в Буркина-Фасо, я допустить не могла и забрала свой рюкзак в салон. Таксист ничего объяснять мне не стал, я сама всё поняла потом, когда через несколько метров нас остановил дорожный патруль – багаж должен находится в багажнике, а в салоне только люди!
По дороге смотреть не на что – обычная помойка, попрошайничают дети, я вспоминаю о том, что в обоих отелях не оказалось москитных сеток, в Мали они висели в каждом номере, а тут что малярийных комаров нет? Вчера меня укусили пару раз, а мужа и вчера, и сегодня. У кого риск заражения выше? Инкубационный период от 7-ми до 21-го дня, так что надо быть готовыми ко всему!
Продолжение следует.
Комментарии (5)