Автолюбитель
Авторынок выбирается из кризиса. Но медленно
Вчера федеральные СМИ сообщили о том, что авторынок России по итогам августа впервые в нынешнем году поднялся на второе место в Европе, уступив лишь Германии. Немцы купили за восемь месяцев 201 тысячу машин, россияне — 155 тысяч. А как обстоят дела в Набережных Челнах? В поисках ответа на этот вопрос журналист «Челнинских известий» изучил сегодняшнее состояние рынка продаж новых автомобилей.
О глубине кризиса, охватившего эту сферу, красноречиво говорят цифры, предоставленные нашей газете пресс-службой челнинской ГИБДД. В 2006 году в Набережных Челнах было зарегистрировано 14641 новый автомобиль, в 2007-м — 20674. Все мы помним, что в конце 2008 года разразился мировой кризис, который, естественно, отразился на статистике: к концу года в нашем городе было продано уже 19121 автомобиль, то есть на 7,5 процента меньше, чем в предыдущем году. А в 2009-м, на который пришелся пик кризиса, челнинцы приобрели всего 5433 автомобиля — в 3,5 раза меньше!
Поэтому, когда оптимистично говорят о росте продаж, нужно иметь в виду, что этот рост относительно самой низшей точки. По прогнозам экспертов, несмотря на все благоприятные тенденции, наблюдаемые в последнее время на этом рынке, по итогам года объем продаж новых автомобилей в городе не превысит уровень даже 2006 года, не говоря уже о благополучном 2007-м. Например, генеральный директор челнинского дивизиона «Таттранском Холдинг» (автосалоны «Сапсан») Азамат Джантаев считает, что по итогам текущего года в Набережных Челнах будет продано около 12 тысяч автомобилей.
При этом необходимо иметь в виду, что некоторая часть из этих машин будет куплена за счет искусственного стимулирования спроса государством, ведь ни для кого не секрет, что рост продаж на российском авторынке обусловлен госпрограммой утилизации старых автомобилей. Заместитель генерального директора компании «Авто-1» Айдар Шамсетдинов не скрывает, что основной спрос обеспечивает именно эта мера господдержки.
— Дела идут неплохо, машины «уходят» в основном по программе утилизации. Весной, когда была первая волна, и чаще всего обращались пенсионеры, больше спрашивали классику, на нее существовала даже очередь. Сейчас на «семерки» очереди нет, люди, имеющие сертификаты, предпочитают покупать 14-ю модель «ВАЗа», «Калину», очень большой спрос на «Приору», ее покупателям приходится ждать полтора-два месяца. Всего с начала года по программе утилизации нами реализовано около 1500 автомобилей, — поделился Айдар Шамсетдинов.
А вот в ОАО «Соллерс — Набережные Челны» почему-то решили засекретить статданные. В ответ на запрос «Челнинских известий» руководитель департамента по связям с общественностью компании Лилия Оболонская сообщила, что «пока решили не давать цифры». Хотя месяц назад 116auto.ru, ссылаясь на нее же, писал о том, что «Фиаты» среди участников программы утилизации занимают в Татарстане второе место по популярности после «ВАЗов» во многом благодаря тому, что на территории республики реализуются со скидкой в 90 тысяч рублей («Фиат Албеа») и 150 тысяч рублей («Фиат Дукато»). Тогда, месяц назад, сообщалось, что таким образом продано 184 машины, а в целом в России реализовано 450 автомобилей.
Зато Азамат Джантаев с удовольствием поделился, что по программе утилизации автосалон на проспекте Хасана Туфана, за который он непосредственно отвечает, продает в среднем до 40 «Фиат Албеа».
— У нас рост по сервисному направлению составляет 17 процентов к прошлому году, по продажам автомобилей — в 2,5 раза. Однако тут необходимо оговориться, что прошлый год для нас был очень тяжелый и продаж особых не было. А в этом году мы продаем в среднем по 120 автомобилей в месяц. Недавно подписали протокол о намерениях и вскоре начнем работать с брендом «Фольксваген». Рассматриваем возможности сотрудничества еще с двумя брендами, — заметил Азамат Джантаев.
Конечно, несправедливо было бы связывать рост спроса на новые автомобили только с госпрограммой утилизации старых автомобилей. Банки, пережив кризис, стали более охотно выдавать кредиты, их условия стали несколько мягче. Скажем, в том же «Сапсане» 43 процента автомобилей, купленных в этом году, челнинцы оформили в кредит.
Но даже имея наличные деньги, как это ни парадоксально, не только в Набережных Челнах, но и в целом России приходится ждать поступления машины от одного до трех месяцев. По прогнозам экспертов нашей газеты, даже к концу года очередь по большинству популярных моделей может сохраниться.
Разъясняя сложившуюся ситуацию «Челнинским известиям», владелец компании «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев еще в марте текущего года отметил, что многие автопроизводители в 2009 году обожглись на кризисе и на 2010 год, перестраховавшись, запланировали себе минимальные объемы. Домашнее виноделие Дробилка для винограда в Украине
— Поскольку производственные мощности предприятий не загружены, по большинству брендов, производимых в России, к концу года очередь должна исчезнуть, но по некоторым моделям, где производственные мощности ограничены, она еще сохранится. Дело в том, что производители формируют заказ на три-шесть месяцев вперед. Чтобы произвести больше машин, нужно добавить рабочие смены, набрать людей, обучить их, а это не так быстро делается, — считает Вячеслав Зубарев.
Если же посмотреть на российский рынок, так сказать, глобально, то он по-прежнему остается одним из самых привлекательных для мировых автопроизводителей. Как отметил недавно президент «Тойота Мотор» в России Такеши Исогая, уровень автомобилизации на душу населения в нашей стране составляет лишь 40 процентов от западноевропейского. Расширение прослойки среднего класса, по его мнению, приведет к устойчивому росту спроса на машины. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что возраст автомобилей, находящихся в стране в эксплуатации, также намного выше, чем в странах ЕС. Это означает, что вскоре старые авто будут меняться на новые. Тем более, этот процесс стимулируется государством.
Видимо, учитывая все это, АвтоВАЗ решил поднять розничные цены на свои автомобили на два процента. Пока...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)