Автолюбитель
Что грозило тем, кто заклеил в Набережных Челнах портреты Брежнева афишами
Крутые виражи стали делом всей жизни Аркадия Дадаева, который стоял у истоков развития автоспорта в Татарстане. В минувшие выходные он, как председатель коллегии судей Федерации автомотоспорта РТ, провел в Набережных Челнах гонки на Кубок Салавата. Далеко не каждый в 80 лет возьмется за такую ответственную работу. О том, какого судью он не включит в судейскую коллегию, о впечатлениях о первых гонках в Челнах он рассказал «Челнинским известиям».
– Аркадий Николаевич, что было самым трудным в прошедших 27 и 28 февраля соревнованиях на Кубок Салавата?
– Форс-мажорные обстоятельства, связанные с погодой, – ее нельзя предугадать. Если в прошлые годы гонщики выезжали на трассу в 20-25-градусный мороз, то нынешние гонки пришлись на оттепель.
– В чем секрет долголетия соревнований Кубка Салавата, которые вы проводите два десятка лет?
– Инициатива их проведения принадлежит известному певцу Салавату Фатхетдинову, и энергии у него хватит надолго. Салават и сам классный гонщик, душой болеет за сохранение спортивных традиций. Не случайно его 13-летний сын Рустам пошел по стопам отца и в этом году впервые принял участие в соревнованиях на машине «Ока».
– Гонки республиканского масштаба на автодроме «Высокая Гора» неизменно привлекают внимание VIP-персон. С чем это связано – с драйвом, желанием испытать себя?
– Если Петр Первый прорубил окно в Европу, то Татарстан распахнул ворота в российский автоспорт. В республике мы проводим Кубок Президента РТ, чемпионат Европы, зимние трековые гонки. Такими достижениями не может похвастаться ни один регион страны. Известные люди участвуют в гонках ради соперничества, самовыражения: испытать себя в экстремальной ситуации. Вообще, это очень серьезный экзамен для настоящих мужчин.
– Как вы считаете, почему президент Рустам Минниханов завершил карьеру гонщика?
– Поверьте мне – возраст здесь ни при чем, 78-летний москвич Игорь Борисенко на машине «ГАЗ-51» до сих пор дает фору молодым. Вот и у Рустама Нургалиевича блестящая реакция. Но он все-таки – президент, и у него огромный объем работы государственного масштаба, он отвечает за всю республику. На посту премьер-министра у него было чуть больше времени, и при этом он всегда спрашивал разрешения у Минтимера Шаймиева на участие в гонках.
– С уходом президента гонки стали другими?
– Раньше еще до начала гонок главы меня спрашивали: «А президент будет?». Честно говоря, многие главы приезжали на гонки не только как зрители, а для решения своих проблем: подписать документы, переговорить по рабочему вопросу.
– Правда, что первые автогонки в Челнах вы провели еще сорок лет назад?
– Летом 1976 года я проводил первые в городе соревнования, посвященные юбилею комсомола. В гонках, в которых было задействовано много интересных машин, приняли участие рабочие КАМАЗа, а поболеть за коллег собралось огромное количество людей. В связи с этим вспоминаю смешную историю. В гостинице по радио слышу, что дневной концерт югославской группы «Серпантин» переносится в связи с опозданием самолета. Выхожу на улицу, стоит автобус «Икарус» с иностранцами. Спрашиваю переводчика: «Артисты приехали?». Он отвечает: «Вчера еще прилетели, сейчас едем смотреть гонки». Тогда я понял – по-умному сработал менеджер, отменивший дневное выступление: горожане не пошли бы на него из-за грандиозного спортивного мероприятия. Артисты выступили лишь на вечернем представлении. Не обошлось и без казуса: по неопытности наши помощники на витринах кинотеатра «Чулпан», на остановках афишами заклеили портреты Брежнева – было видно лишь пол-лица. Пришлось срочно все сдирать, иначе кое-кому пришлось бы партбилет положить на стол.
– Каковы главные требования к судьям?
– Профессионализм во всем. Я очень строг к судьям, которые не умеют вести себя культурно. Разве нормально, когда судья спрашивает: «Не знаешь, когда жрать пойдем?» Судейская коллегия – это лицо соревнований, и случайных людей здесь быть не должно. Я уже несколько лет веду специальные курсы в Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма, где знакомлю с азами судейской работы, организации соревнований, где все должно работать как часы. Мне импонирует китайская пословица: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся».
– В вашем возрасте можно и пощадить себя...
– Это не в моем характере. Встаю в 5.30, рабочий день начинается в 8.30. Спать ложусь в 2.30, и не только в дни соревнований. Много читаю, у меня две уникальные коллекции, связанные с увлечением всей жизни, это 800 моделей ретро-автомобилей и редкие музыкальные записи джазовых исполнителей. Слушаю радио, делаю записи – анализ прошедшего дня. Иначе не могу: жизнь – это академия, и надо учиться всегда, независимо от возраста. За плечами сотни посещенных городов и тысячи воспоминаний, уже написал две книги: «Трасса, длиною в жизнь» и «Спорт – жизнь моя».
– Откуда у вас интерес к автоспорту?
– Со школьных лет я увлекался бегом, хоккеем, футболом, волейболом. Хотя мечтал стать разведчиком, после школы, с 1953 года, целенаправленно занимаюсь автоспортом. Последняя запись в трудовой книжке – автошкола ДОСААФ города Рязани, где я до сих пор живу.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)