18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Автолюбитель

Что грозило тем, кто заклеил в Набережных Челнах портреты Брежнева афишами

Что грозило тем, кто заклеил в Набережных Челнах портреты Брежнева афишами

Крутые виражи стали делом всей жизни Аркадия Дадаева, который стоял у истоков развития автоспорта в Татарстане. В минувшие выходные он, как председатель коллегии судей Федерации автомотоспорта РТ, провел в Набережных Челнах гонки на Кубок Салавата. Далеко не каждый в 80 лет возьмется за такую ответственную работу. О том, какого судью он не включит в судейскую коллегию, о впечатлениях о первых гонках в Челнах он рассказал «Челнинским известиям».

– Аркадий Николаевич, что было самым трудным в прошедших 27 и 28 февраля соревнованиях на Кубок Салавата?

– Форс-мажорные обстоятельства, связанные с погодой, – ее нельзя предугадать. Если в прошлые годы гонщики выезжали на трассу в 20-25-градусный мороз, то нынешние гонки пришлись на оттепель.

 – В чем секрет долголетия соревнований Кубка Салавата, которые вы проводите два десятка лет?

– Инициатива их проведения принадлежит известному певцу Салавату Фатхетдинову, и энергии у него хватит надолго. Салават и сам классный гонщик, душой болеет за сохранение спортивных традиций. Не случайно его 13-летний сын Рустам пошел по стопам отца и в этом году впервые принял участие в соревнованиях на машине «Ока».

– Гонки республиканского масштаба на автодроме «Высокая Гора» неизменно привлекают внимание VIP-персон. С чем это связано – с драйвом, желанием испытать себя?

– Если Петр Первый прорубил окно в Европу, то Татарстан распахнул ворота в российский автоспорт. В республике мы проводим Кубок Президента РТ, чемпионат Европы, зимние трековые гонки. Такими достижениями не может похвастаться ни один регион страны. Известные люди участвуют в гонках ради соперничества, самовыражения: испытать себя в экстремальной ситуации. Вообще, это очень серьезный экзамен для настоящих мужчин.

 – Как вы считаете, почему президент Рустам Минниханов завершил карьеру гонщика?

– Поверьте мне – возраст здесь ни при чем, 78-летний москвич Игорь Борисенко на машине «ГАЗ-51» до сих пор дает фору молодым. Вот и у Рустама Нургалиевича блестящая реакция. Но он все-таки – президент, и у него огромный объем работы государственного масштаба, он отвечает за всю республику. На посту премьер-министра у него было чуть больше времени, и при этом он всегда спрашивал разрешения у Минтимера Шаймиева на участие в гонках.

– С уходом президента гонки стали другими?

– Раньше еще до начала гонок главы меня спрашивали: «А президент будет?». Честно говоря, многие  главы приезжали на гонки не только как зрители, а для решения своих проблем: подписать документы, переговорить  по рабочему вопросу.

 – Правда, что первые автогонки в Челнах вы провели еще сорок лет назад?

 – Летом 1976 года я проводил первые в городе соревнования, посвященные юбилею комсомола. В гонках, в которых было задействовано много интересных машин, приняли участие рабочие КАМАЗа, а поболеть за коллег собралось огромное количество людей. В связи с этим вспоминаю смешную историю. В гостинице по радио слышу, что дневной концерт югославской группы «Серпантин» переносится в связи с опозданием самолета. Выхожу на улицу, стоит автобус «Икарус» с иностранцами. Спрашиваю переводчика: «Артисты приехали?». Он отвечает: «Вчера еще прилетели, сейчас едем смотреть гонки». Тогда я понял – по-умному сработал менеджер, отменивший дневное выступление: горожане не пошли бы на него из-за грандиозного спортивного мероприятия. Артисты выступили лишь на вечернем представлении. Не обошлось и без казуса: по неопытности наши помощники на витринах кинотеатра «Чулпан», на остановках афишами заклеили портреты Брежнева – было видно лишь пол-лица. Пришлось срочно все сдирать, иначе кое-кому пришлось бы партбилет положить на стол.

 – Каковы главные требования к судьям?

– Профессионализм во всем. Я очень строг к судьям, которые не умеют вести себя культурно. Разве нормально, когда судья спрашивает: «Не знаешь, когда жрать пойдем?» Судейская коллегия – это лицо соревнований, и случайных людей здесь быть не должно. Я уже несколько лет веду специальные курсы в Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма, где знакомлю с азами судейской работы, организации соревнований, где все должно работать как часы. Мне импонирует китайская пословица: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся».

 – В вашем возрасте можно и пощадить себя...

– Это не в моем характере. Встаю в 5.30, рабочий день начинается в 8.30. Спать ложусь в 2.30, и не только в дни соревнований. Много читаю, у меня две уникальные коллекции, связанные с увлечением всей жизни, это 800 моделей ретро-автомобилей и редкие музыкальные записи джазовых исполнителей. Слушаю радио, делаю записи – анализ прошедшего дня. Иначе не могу: жизнь – это академия, и надо учиться всегда, независимо от возраста. За плечами сотни посещенных городов и тысячи воспоминаний, уже написал две книги: «Трасса, длиною в жизнь» и «Спорт – жизнь моя».

– Откуда у вас интерес  к автоспорту?

–  Со школьных лет я  увлекался бегом, хоккеем, футболом,  волейболом. Хотя  мечтал стать разведчиком, после школы, с   1953 года, целенаправленно занимаюсь  автоспортом. Последняя  запись в трудовой книжке – автошкола  ДОСААФ города Рязани, где я до сих пор живу. 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (1)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос