Город и горожане
Фото с сайта kamaz.ru
«Работы еще непочатый край»
— Сергей Анатольевич, 22 февраля, на заседании Горсовета, посвященном итогам 2010 года, было отмечено, что высокий рост промышленного производства удалось достичь за счет ОАО «КАМАЗ». А как вы оцениваете результаты, достигнутые компанией в 2010 году? Какие три события этого года вы считаете самыми важными?
— Результаты превзошли наши ожидания и прогнозы. Всего в 2010 году по группе «КАМАЗ» реализовано товарной продукции и услуг на 64,6 миллиарда рублей. Продажи грузовых автомобилей составили 32293 единицы. Рост по сравнению с 2009 годом — соответственно, 26,6 и 24,7 процента. На российском рынке продано 28254 грузовых автомобиля, на внешних рынках — 4039. Доля «КАМАЗа» в своем классе на рынке России составила около 50 процентов.
Запоминающихся событий было немало, среди них прорывное значение будет иметь, я думаю, запуск проекта «Маяк» в сентябре на автомобильном заводе, который внедряется совместно с германским концерном «Даймлер» и фирмой «Лин Каучинг». Его реализация приведет к значительному росту производительности труда. В докризисный период КАМАЗ ставил задачу выпускать 250 автомобилей в сутки на двух конвейерах усилиями шести производственных смен. Сейчас автомобильный завод работает в три смены: одна на конвейере № 1, две — на конвейере № 2. При этом выпускается 180 автомобилей, в отдельные дни февраля темп выпуска доходил до 200 машин.
— В 2009-м и 2010 годах федеральное правительство оказало предприятию поддержку через госзаказ. Будучи в ноябре 2010 года в Набережных Челнах, заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов заявил, что КАМАЗ сегодня не нуждается в финансовой поддержке. Означает ли это, что в 2011 году помощи в прежних объемах не будет?
— Мы благодарны государству за ту огромную и многостороннюю помощь, которую оно оказало в период кризиса. Его заказы позволили нам удержать объемы выпуска основной продукции КАМАЗа на приемлемом уровне — уровне выживаемости. В 2010 году гособоронзаказ, например, составил около 15 процентов продаж, в 2009-м — 20 процентов. В этом году объем госзакупок резко сократился. Можно сказать, сегодня мы работаем, ориентируясь исключительно на собственные силы.
Сергей Борисович прав в том плане, что оставлять предприятия любой отрасли, не только автопрома, на «бюджетной игле» во время подъема экономики и роста рынков сбыта не только необязательно, но и опасно. Разумеется, различные формы протекции к своим производителям и регулирование процессов в целом должны оставаться постоянной функцией государства, независимо от состояния экономики. Это, например, законодательная защита российского рынка и интересов отечественных производителей — как «изнутри», так и «снаружи», стимулирование обновления грузового автопарка транспортных компаний (а он по-прежнему продолжает оставаться весьма «возрастным»), создание условий для технического и технологического перевооружения предприятий, дальнейшее совершенствование и развитие технических регламентов. Здесь работы еще непочатый край.
— Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономразвития подготовить предложения по программе утилизации грузовых автомобилей и автобусов. Какой эту программу видит руководство ОАО «КАМАЗ»? Будете ли вы развивать собственную программу утилизации грузовиков?
— Утилизация грузового автотранспорта существенно отличается от утилизации легковых автомобилей как по масштабам и сложности в процедурно-технологическом отношении, так и по размерам выплачиваемой компенсации. Поэтому разработка государственной программы по грузовикам требует большей тщательности, учета всех особенностей и опыта утилизации транспорта полной массой до 3,5 тонны. Могут возникнуть проблемы с нехваткой утилизаторов, следствием которой является преодоление расстояния от владельца автомобиля до утилизатора. Здесь отводится важная роль производителю, и он сам решает все вопросы логистики. КАМАЗ готов к этому лучше, чем другие автозаводы, и в процессе будущей утилизации, я думаю, наша компания будет лидером.
Необходимость этой меры по коренному обновлению грузового парка страны не подвергается сомнению, поскольку совершенно очевидны доводы в его пользу, как экономические, так и экологические. Это, если хотите, одна из составных частей объявленной модернизации России. Свои предложения по разрабатываемой программе КАМАЗ уже внес. Что касается замены грузовых автомобилей, находящихся в эксплуатации на самом КАМАЗе более 10 лет, то она уже началась и будет завершена в течение 2011-2012 годов.
«Соцпакет на 2011 год — 600 миллионов рублей»
— Ведет ли КАМАЗ набор персонала? Сколько работников сегодня требуется компании, на какие специальности?
— Как известно, КАМАЗ возобновил прием на работу еще весной прошлого года. В 2010 году мы трудоустроили на заводах и в подразделениях почти 10 тысяч человек, в основном по рабочим профессиям. Прием на работу ведется на имеющиеся или освободившиеся вакантные места. Избирательный набор опытных и высококвалифицированных специалистов мы проводили даже во время экономического кризиса. В настоящее время штат работников под существующие объемы выпуска продукции практически полностью укомплектован.
— Какова средняя заработная плата на предприятии? Как она менялась в течение года? Какие льготы и формы поддержки включает в себя соцпакет компании?
— Средняя месячная заработная плата на КАМАЗе увеличилась в 2010 году с 11,1 тысячи рублей в январе до 18,1 тысячи рублей в декабре. В течение года она шла только в рост. Дважды была проведена пятипроцентная индексация тарифов и окладов, от которых отсчитывается конечная сумма заработной платы. Кроме того, в производственных подразделениях она увеличивалась и по мере роста объемов выпуска продукции.
В 2010 году КАМАЗ выполнил основные социальные обязательства, несмотря на все еще сложную экономическую ситуацию. В центре внимания у нас всегда были и будут наши ветераны. Затраты по программе негосударственного пенсионного обеспечения составили 97,5 миллиона рублей, а по программе «Забота» — 26,4 миллиона рублей. На приобретение оздоровительных путевок для работников КАМАЗа выделено 20,8 миллиона рублей, а для детей — 12,2 миллиона рублей.
На дополнительные оплачиваемые отпуска и материальную помощь израсходовано 35 миллионов рублей. Предоставляется бесплатное питание работникам с тяжелыми условиями труда, на что выделено 25 миллионов рублей. Весь персонал получает адресную компенсацию на питание в столовых и буфетах в размере 20 рублей ежедневно (всего 65 миллионов рублей). Приобретены новогодние подарки для детей работников на сумму 2,8 миллиона рублей. Сформирован социальный пакет на 2011 год на сумму 613,2 миллиона рублей.
— Одним из самых острых социальных вопросов на сегодня в Набережных Челнах по-прежнему остается обеспеченность жильем. Какую поддержку оказывает КАМАЗ своим работникам в решении жилищных проблем? Как налажено сотрудничество с Государственным жилищным фондом?
— КАМАЗ предоставляет своему персоналу немало возможностей по улучшению жилищных условий. Во-первых, мы оказываем материальную помощь работникам, состоящим в списках очередности на жилье с апреля 1993 года и ранее, а также улучшившим свои жилищные условия.
В социальном пакете 2011 года на эти цели заложено 20 миллионов рублей. Во-вторых, КАМАЗ участвует в реализации республиканской программы государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья путем вложения денежных средств. За пять лет совместной деятельности с «Объединением молодежного строительства РТ» справили новоселье более 500 молодых семей. В-третьих, предоставляются целевые займы молодым работникам в соответствии с локальными нормативными актами компании. Размер денежных средств, выделяемых в 2011 году на эти цели, составляет 6 миллионов рублей. В-четвертых, частично возмещаются затраты (выплачивается компенсация) за проживание в общежитиях «КАМАЗжилбыта» работникам и их детям, а бывшим работникам КАМАЗа — неработающим пенсионерам и инвалидам 1-2-й групп оплата за проживание возмещается полностью.
Завершена работа по перепрофилированию общежитий ЗАО «КАМАЗжилбыт» в домах 1/14, 1/15, 1/16, 1/17, 23/07 под семейное проживание работников КАМАЗа с правом приобретения занимаемого жилья в собственность по цене в два-три раза ниже рыночной. Это позволило улучшить жилищные условия 650 работникам.
«Появился дилер в королевстве Бутан»
— КАМАЗ одним из первых среди отечественных автопроизводителей начал интеграцию в мировой автопром. Каковы перспективы сотрудничества с «Даймлер» и другими иностранными компаниями?
— В плане дальнейшего развития стратегического партнерства с этим германским концерном подписаны договоры о создании двух совместных предприятий — «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» по выпуску и продажам легких грузовых автомобилей Fuso Canter в России и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» по производству и реализации тяжелых грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros и Axor. Первая продукция этих СП уже отгружена потребителям. В декабре подписано соглашение о намерениях по сотрудничеству в области производства мостов для коммерческих автомобилей «КАМАЗ». На первом этапе мы планируем вложить в это производство 50 миллионов евро.
— В начале 2010 года было открыто СП «КАМАЗа» в Индии. Удалось ли реализовать намеченные планы по данному проекту?
— Российско-индийское предприятие «КАМАЗ ВЕКТРА МОТОРЗ ЛИМИТЕД» в городе Хосур развивается согласно плану, принятому 25 февраля 2010 года. В ближайший период на рынок Индии будет поставлено 1000 автомобилей «КАМАЗ» местного производства. Сейчас СП выпускает одну модель автомобиля — «КАМАЗ-6540». Это уникальный четырехосный бортовой автомобиль грузоподъемностью 19 тонн, адаптированный к построенным в последнее время в Индии бетонным дорогам с ограниченной допустимой осевой нагрузкой. Российские автомобили используются в крайне тяжелых условиях угольных и железорудных карьеров. Активно идут переговоры с индийскими портами, занимающимися расширением своих территорий.
В дальнейшем завод с проектной мощностью до 5000 автомобилей в год начнет выпускать специально адаптированную к местным условиям технику: магистральный тягач «КАМАЗ-5460», самосвалы «КАМАЗ-65115, -6520 и -65201». «КАМАЗ ВЕКТРА МОТОРЗ ЛИМИТЕД» имеет достаточно развитую дилерскую сеть по стране. Недавно появился и первый зарубежный дилер — в соседнем королевстве Бутан. Проведена работа по локализации производства и поиску местных поставщиков компонентов: ее уровень уже приближается к 50 процентам в стоимостном исчислении.
— Год назад вы обещали показать общественности новую кабину «КАМАЗа» в конце 2010 года. Как идет работа по данному проекту, когда мы сможем на нее посмотреть?
— Речь в том случае шла о рестайлинговой кабине для «КАМАЗов» модельного ряда 2010 года, а не о совершенно новой. Она уже устанавливается на серийные автомобили, которые сходят с главного сборочного конвейера. Эти модели будут выпускаться до 2013 года включительно, в лексиконе специалистов их называют «существующим продуктом с новым качеством». Новой же кабиной будут оснащаться грузовики следующего поколения «КАМАЗов», которое можно охарактеризовать так — «практичный high-tech». Работа по созданию этой кабины ведется.
КАМАЗу и МАЗу необходимо разумное разделение труда
— В последние дни в СМИ активно обсуждается возможная сделка по покупке КАМАЗом акций Минского автомобильного завода. Чем для вас интересно сотрудничество с белорусскими партнерами?
— Весь автомобильный бизнес мира движется именно в этом направлении: происходит слияние или реализуются другие формы объединения, создаются более крупные корпорации, заключаются соглашения о стратегическом партнерстве. Очевидна, например, нецелесообразность «раздельных» затрат двух наших предприятий, выпускающих одну и ту же продукцию и действующих в едином экономическом и таможенном пространстве, на одни и те же конструкторские и технологические разработки. Необходимо какое-то разумное разделение труда. Экономические выкладки тут понятны. Сейчас идет переговорный процесс и говорить о конкретных решениях преждевременно.
— Поделитесь, пожалуйста, ожиданиями на 2011 год. Есть ли у Вас какие-либо серьезные опасения? Что, по-вашему, ждет автомобилестроение, в целом, экономику страны?
— Надеюсь, что в ближайшие годы экономика страны будет подниматься, несмотря ни на какие пессимистические прогнозы отдельных источников. В следующем году, по нашим расчетам, емкость российского рынка по грузовикам камазовского класса составит около 70 тысяч единиц. Вопрос лишь в том, какую долю там займет «КАМАЗ». Мы намерены удержать 45-55 процентов. Еще хочу отметить, что к 2020 году правительство страны намерено вырастить национального лидера-производителя в секторе коммерческого транспорта. Сейчас на эту роль может претендовать только КАМАЗ. Необходимые для этого условия — замкнутый производственный контур, полная продуктовая линейка и полноценное участие в международных альянсах — есть только у нас.
Сергей КОГОГИН: «В 2010 году мы взяли на работу 10 тысяч человек»
Не секрет, что генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин нечасто соглашается на интервью. Может быть, поэтому каждый раз, когда в СМИ появляются его ответы на вопросы, это всегда вызывает интерес. Для читателей «Челнинских известий» Сергей Анатольевич не только оценил итоги 2010 года и поделился ожиданиями на 2011 год, но и рассказал о подготовке программы утилизации грузового транспорта, соцпакете компании, переговорах с руководством МАЗа, развитии СП в Индии и многом другом.
Фото с сайта kamaz.ru
«Работы еще непочатый край»
— Сергей Анатольевич, 22 февраля, на заседании Горсовета, посвященном итогам 2010 года, было отмечено, что высокий рост промышленного производства удалось достичь за счет ОАО «КАМАЗ». А как вы оцениваете результаты, достигнутые компанией в 2010 году? Какие три события этого года вы считаете самыми важными?
— Результаты превзошли наши ожидания и прогнозы. Всего в 2010 году по группе «КАМАЗ» реализовано товарной продукции и услуг на 64,6 миллиарда рублей. Продажи грузовых автомобилей составили 32293 единицы. Рост по сравнению с 2009 годом — соответственно, 26,6 и 24,7 процента. На российском рынке продано 28254 грузовых автомобиля, на внешних рынках — 4039. Доля «КАМАЗа» в своем классе на рынке России составила около 50 процентов.
Запоминающихся событий было немало, среди них прорывное значение будет иметь, я думаю, запуск проекта «Маяк» в сентябре на автомобильном заводе, который внедряется совместно с германским концерном «Даймлер» и фирмой «Лин Каучинг». Его реализация приведет к значительному росту производительности труда. В докризисный период КАМАЗ ставил задачу выпускать 250 автомобилей в сутки на двух конвейерах усилиями шести производственных смен. Сейчас автомобильный завод работает в три смены: одна на конвейере № 1, две — на конвейере № 2. При этом выпускается 180 автомобилей, в отдельные дни февраля темп выпуска доходил до 200 машин.
— В 2009-м и 2010 годах федеральное правительство оказало предприятию поддержку через госзаказ. Будучи в ноябре 2010 года в Набережных Челнах, заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов заявил, что КАМАЗ сегодня не нуждается в финансовой поддержке. Означает ли это, что в 2011 году помощи в прежних объемах не будет?
— Мы благодарны государству за ту огромную и многостороннюю помощь, которую оно оказало в период кризиса. Его заказы позволили нам удержать объемы выпуска основной продукции КАМАЗа на приемлемом уровне — уровне выживаемости. В 2010 году гособоронзаказ, например, составил около 15 процентов продаж, в 2009-м — 20 процентов. В этом году объем госзакупок резко сократился. Можно сказать, сегодня мы работаем, ориентируясь исключительно на собственные силы.
Сергей Борисович прав в том плане, что оставлять предприятия любой отрасли, не только автопрома, на «бюджетной игле» во время подъема экономики и роста рынков сбыта не только необязательно, но и опасно. Разумеется, различные формы протекции к своим производителям и регулирование процессов в целом должны оставаться постоянной функцией государства, независимо от состояния экономики. Это, например, законодательная защита российского рынка и интересов отечественных производителей — как «изнутри», так и «снаружи», стимулирование обновления грузового автопарка транспортных компаний (а он по-прежнему продолжает оставаться весьма «возрастным»), создание условий для технического и технологического перевооружения предприятий, дальнейшее совершенствование и развитие технических регламентов. Здесь работы еще непочатый край.
— Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономразвития подготовить предложения по программе утилизации грузовых автомобилей и автобусов. Какой эту программу видит руководство ОАО «КАМАЗ»? Будете ли вы развивать собственную программу утилизации грузовиков?
— Утилизация грузового автотранспорта существенно отличается от утилизации легковых автомобилей как по масштабам и сложности в процедурно-технологическом отношении, так и по размерам выплачиваемой компенсации. Поэтому разработка государственной программы по грузовикам требует большей тщательности, учета всех особенностей и опыта утилизации транспорта полной массой до 3,5 тонны. Могут возникнуть проблемы с нехваткой утилизаторов, следствием которой является преодоление расстояния от владельца автомобиля до утилизатора. Здесь отводится важная роль производителю, и он сам решает все вопросы логистики. КАМАЗ готов к этому лучше, чем другие автозаводы, и в процессе будущей утилизации, я думаю, наша компания будет лидером.
Необходимость этой меры по коренному обновлению грузового парка страны не подвергается сомнению, поскольку совершенно очевидны доводы в его пользу, как экономические, так и экологические. Это, если хотите, одна из составных частей объявленной модернизации России. Свои предложения по разрабатываемой программе КАМАЗ уже внес. Что касается замены грузовых автомобилей, находящихся в эксплуатации на самом КАМАЗе более 10 лет, то она уже началась и будет завершена в течение 2011-2012 годов.
«Соцпакет на 2011 год — 600 миллионов рублей»
— Ведет ли КАМАЗ набор персонала? Сколько работников сегодня требуется компании, на какие специальности?
— Как известно, КАМАЗ возобновил прием на работу еще весной прошлого года. В 2010 году мы трудоустроили на заводах и в подразделениях почти 10 тысяч человек, в основном по рабочим профессиям. Прием на работу ведется на имеющиеся или освободившиеся вакантные места. Избирательный набор опытных и высококвалифицированных специалистов мы проводили даже во время экономического кризиса. В настоящее время штат работников под существующие объемы выпуска продукции практически полностью укомплектован.
— Какова средняя заработная плата на предприятии? Как она менялась в течение года? Какие льготы и формы поддержки включает в себя соцпакет компании?
— Средняя месячная заработная плата на КАМАЗе увеличилась в 2010 году с 11,1 тысячи рублей в январе до 18,1 тысячи рублей в декабре. В течение года она шла только в рост. Дважды была проведена пятипроцентная индексация тарифов и окладов, от которых отсчитывается конечная сумма заработной платы. Кроме того, в производственных подразделениях она увеличивалась и по мере роста объемов выпуска продукции.
В 2010 году КАМАЗ выполнил основные социальные обязательства, несмотря на все еще сложную экономическую ситуацию. В центре внимания у нас всегда были и будут наши ветераны. Затраты по программе негосударственного пенсионного обеспечения составили 97,5 миллиона рублей, а по программе «Забота» — 26,4 миллиона рублей. На приобретение оздоровительных путевок для работников КАМАЗа выделено 20,8 миллиона рублей, а для детей — 12,2 миллиона рублей.
На дополнительные оплачиваемые отпуска и материальную помощь израсходовано 35 миллионов рублей. Предоставляется бесплатное питание работникам с тяжелыми условиями труда, на что выделено 25 миллионов рублей. Весь персонал получает адресную компенсацию на питание в столовых и буфетах в размере 20 рублей ежедневно (всего 65 миллионов рублей). Приобретены новогодние подарки для детей работников на сумму 2,8 миллиона рублей. Сформирован социальный пакет на 2011 год на сумму 613,2 миллиона рублей.
— Одним из самых острых социальных вопросов на сегодня в Набережных Челнах по-прежнему остается обеспеченность жильем. Какую поддержку оказывает КАМАЗ своим работникам в решении жилищных проблем? Как налажено сотрудничество с Государственным жилищным фондом?
— КАМАЗ предоставляет своему персоналу немало возможностей по улучшению жилищных условий. Во-первых, мы оказываем материальную помощь работникам, состоящим в списках очередности на жилье с апреля 1993 года и ранее, а также улучшившим свои жилищные условия.
В социальном пакете 2011 года на эти цели заложено 20 миллионов рублей. Во-вторых, КАМАЗ участвует в реализации республиканской программы государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья путем вложения денежных средств. За пять лет совместной деятельности с «Объединением молодежного строительства РТ» справили новоселье более 500 молодых семей. В-третьих, предоставляются целевые займы молодым работникам в соответствии с локальными нормативными актами компании. Размер денежных средств, выделяемых в 2011 году на эти цели, составляет 6 миллионов рублей. В-четвертых, частично возмещаются затраты (выплачивается компенсация) за проживание в общежитиях «КАМАЗжилбыта» работникам и их детям, а бывшим работникам КАМАЗа — неработающим пенсионерам и инвалидам 1-2-й групп оплата за проживание возмещается полностью.
Завершена работа по перепрофилированию общежитий ЗАО «КАМАЗжилбыт» в домах 1/14, 1/15, 1/16, 1/17, 23/07 под семейное проживание работников КАМАЗа с правом приобретения занимаемого жилья в собственность по цене в два-три раза ниже рыночной. Это позволило улучшить жилищные условия 650 работникам.
«Появился дилер в королевстве Бутан»
— КАМАЗ одним из первых среди отечественных автопроизводителей начал интеграцию в мировой автопром. Каковы перспективы сотрудничества с «Даймлер» и другими иностранными компаниями?
— В плане дальнейшего развития стратегического партнерства с этим германским концерном подписаны договоры о создании двух совместных предприятий — «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» по выпуску и продажам легких грузовых автомобилей Fuso Canter в России и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» по производству и реализации тяжелых грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros и Axor. Первая продукция этих СП уже отгружена потребителям. В декабре подписано соглашение о намерениях по сотрудничеству в области производства мостов для коммерческих автомобилей «КАМАЗ». На первом этапе мы планируем вложить в это производство 50 миллионов евро.
— В начале 2010 года было открыто СП «КАМАЗа» в Индии. Удалось ли реализовать намеченные планы по данному проекту?
— Российско-индийское предприятие «КАМАЗ ВЕКТРА МОТОРЗ ЛИМИТЕД» в городе Хосур развивается согласно плану, принятому 25 февраля 2010 года. В ближайший период на рынок Индии будет поставлено 1000 автомобилей «КАМАЗ» местного производства. Сейчас СП выпускает одну модель автомобиля — «КАМАЗ-6540». Это уникальный четырехосный бортовой автомобиль грузоподъемностью 19 тонн, адаптированный к построенным в последнее время в Индии бетонным дорогам с ограниченной допустимой осевой нагрузкой. Российские автомобили используются в крайне тяжелых условиях угольных и железорудных карьеров. Активно идут переговоры с индийскими портами, занимающимися расширением своих территорий.
В дальнейшем завод с проектной мощностью до 5000 автомобилей в год начнет выпускать специально адаптированную к местным условиям технику: магистральный тягач «КАМАЗ-5460», самосвалы «КАМАЗ-65115, -6520 и -65201». «КАМАЗ ВЕКТРА МОТОРЗ ЛИМИТЕД» имеет достаточно развитую дилерскую сеть по стране. Недавно появился и первый зарубежный дилер — в соседнем королевстве Бутан. Проведена работа по локализации производства и поиску местных поставщиков компонентов: ее уровень уже приближается к 50 процентам в стоимостном исчислении.
— Год назад вы обещали показать общественности новую кабину «КАМАЗа» в конце 2010 года. Как идет работа по данному проекту, когда мы сможем на нее посмотреть?
— Речь в том случае шла о рестайлинговой кабине для «КАМАЗов» модельного ряда 2010 года, а не о совершенно новой. Она уже устанавливается на серийные автомобили, которые сходят с главного сборочного конвейера. Эти модели будут выпускаться до 2013 года включительно, в лексиконе специалистов их называют «существующим продуктом с новым качеством». Новой же кабиной будут оснащаться грузовики следующего поколения «КАМАЗов», которое можно охарактеризовать так — «практичный high-tech». Работа по созданию этой кабины ведется.
КАМАЗу и МАЗу необходимо разумное разделение труда
— В последние дни в СМИ активно обсуждается возможная сделка по покупке КАМАЗом акций Минского автомобильного завода. Чем для вас интересно сотрудничество с белорусскими партнерами?
— Весь автомобильный бизнес мира движется именно в этом направлении: происходит слияние или реализуются другие формы объединения, создаются более крупные корпорации, заключаются соглашения о стратегическом партнерстве. Очевидна, например, нецелесообразность «раздельных» затрат двух наших предприятий, выпускающих одну и ту же продукцию и действующих в едином экономическом и таможенном пространстве, на одни и те же конструкторские и технологические разработки. Необходимо какое-то разумное разделение труда. Экономические выкладки тут понятны. Сейчас идет переговорный процесс и говорить о конкретных решениях преждевременно.
— Поделитесь, пожалуйста, ожиданиями на 2011 год. Есть ли у Вас какие-либо серьезные опасения? Что, по-вашему, ждет автомобилестроение, в целом, экономику страны?
— Надеюсь, что в ближайшие годы экономика страны будет подниматься, несмотря ни на какие пессимистические прогнозы отдельных источников. В следующем году, по нашим расчетам, емкость российского рынка по грузовикам камазовского класса составит около 70 тысяч единиц. Вопрос лишь в том, какую долю там займет «КАМАЗ». Мы намерены удержать 45-55 процентов. Еще хочу отметить, что к 2020 году правительство страны намерено вырастить национального лидера-производителя в секторе коммерческого транспорта. Сейчас на эту роль может претендовать только КАМАЗ. Необходимые для этого условия — замкнутый производственный контур, полная продуктовая линейка и полноценное участие в международных альянсах — есть только у нас.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)