Город и горожане
Наследство делят так, что у адвокатов волосы на голове встают дыбом
«Суды по разделу наследства очень эмоциональные, иной раз такое количество грязи выливают люди друг на друга, что у нас волосы на голове дыбом встают!» – не скрывал своих эмоций в разговоре с журналистом «Челнинских известий» адвокат с 20-летним стажем Алексей Комаров. Судя по «градусу» выяснений отношений, можно судить, в каком обществе мы живем. Право на собственность деформировало мораль. Делят квартиры, автомобили, мебель, посуду, стиральные машины и даже сервизы и ложки-поварешки. Из-за наследства родные люди нередко превращаются во врагов. Упреки, склоки, ненависть, зависть – вот все,что остается от прежних отношений между родственниками. Почему так происходит?
Сыр-бор из-за деревенского дома
Две сестры и брат, узнав о завещании матери, пришли в ярость и устроили войну своему младшему брату. Они обратились в городской суд с иском о признании завещания недействительным, а мать – недееспособной.
Пожилая женщина жила одна недалеко от Челнов в стареньком доме, который постоянно нуждался в ремонте. Из взрослых детей лишь один младший сын часто ее навещал: привозил продукты и лекарства, копал огород, сажал картофель, латал прохудившуюся крышу, подправлял забор. Все остальные приезжали в деревню лишь по праздникам и в отпуск на шашлыки, не особо утруждая себя заботами. За год до смерти мать, видя старания и заботу сына и желая сохранить родовое гнездо, оформила на него завещание. Дом был оценен всего-то в 50000 рублей. Несмотря на это, далеко не бедные родственники затеяли разборку.
«В зале заседания возмущенные сестры и брат потребовали родную мать признать умалишенной, – рассказывает адвокат Наталья Федяева. – 40-летний наследник всячески противился этому и тяжело переживал их нападки. Ради того, чтобы защитить ее память, он был готов каждому выплатить его долю, хотя работал простым рабочим на заводе. Но его никто не слушал».
Судя по представленным медицинским документам, пожилая женщина до подписания завещания перенесла два инсульта. Это и стало решающим фактором для признания ее недееспособной.
«Суд мы проиграли, и это несмотря на положительные свидетельские показания участкового врача, соседей, сотрудников сельского поселения», – резюмировала адвокат.
Сестра тайком оформила дарственную
Поводом для распри брата с сестрой стала трехкомнатная квартира в поселке ГЭС. После смерти отца рядом с 74-летней матерью остался сын. Он женился, привел в дом жену, но отношения свекрови с невесткой не сложились. И хозяйка не дала своего согласия на ее прописку. Здоровье пожилой женщины было неважное: гипертония, сердце пошаливало, она практически не выходила на улицу. Молодая женщина, несмотря на ее косые взгляды, все терпела и ухаживала за ней. У молодых родилась девочка, и посмотреть на свою племянницу пришла тетя, дочь хозяйки квартиры. В разговоре случайно выплыло, что дарственная на родительскую квартиру уже два года как оформлена на нее. Женщина смогла втайне осуществить свой план, когда ее брат с молодой женой уехали в отпуск. Она пригласила нотариуса в квартиру, и мать подписала все необходимые документы.
«В действительности получалось так, что в случае смерти хозяйки квартиры сын тоже должен был покинуть родной дом и практически остаться без крыши над головой», – говорит адвокат Алексей Комаров.
Мужчина обратился в суд с требованием признать сделку недействительной и аннулировать свидетельство о праве собственности на спорную квартиру.
«Родные люди в зале суда не стеснялись в выражениях, и всячески оскорбляли друг друга, – рассказывает Алексей Комаров. – С огромным трудом мне удалось уговорить их пойти на мировое соглашение. Они согласились, но разошлись кровными врагами».
На основании документа о мировом соглашении брат отказался от своих исконных требований. А его сестре 1/3 долю в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, после смерти матери в течение трех месяцев предстоит безвозмездно подарить племяннице.
За расписку – миллион
80-летний житель частного поселка оставил сыновьям добротный двухэтажный дом стоимостью шесть миллионов рублей. Мужчины на семейном совете решили его продать через полгода, когда вступят в права наследства. Но у старшего брата созрел свой план. Чтобы прибрать дом к рукам, он пошел на хитрость. Как обеспеченный человек, имеющий свой бизнес – две автозаправки, он предложил младшему миллион рублей в обмен за расписку о том, что он не имеет никаких претензий к семейному наследству.
Так и решили. Но вмешалась жена младшего брата и убедила мужа, что он здорово продешевил: в семье трое детей, и деньги лишними не будут. В итоге мужчина, работающий строителем, обратился в суд с иском. Точка в этом вопросе еще не поставлена. Братья поссорились, не общаются, и все переговоры ведут через адвоката.
«Спасибо, что нашли дядю!»
«Отдельная тема – о племянниках и внуках, которым престарелые одинокие дяди и тети, дедушки и бабушки отписывают квартиры и денежные сбережения в надежде, что они будут за ними ухаживать, а потом достойно похоронят», – говорит адвокат Ирина Архипова.
К сожалению, пожилые люди часто все равно остаются один на один со своими проблемами и болезнями. А желание общаться с дальними родственниками приводит к тому, что квартиры одиноких челнинцев превращаются в ночлежки, а опекуны вольготно пользуются пенсией хозяев, покупая спиртное и закуску. Только вмешательство полицейских дает возможность доверчивым пенсионерам перебраться в дом престарелых.
Но бывает и наоборот, адвокатам приходится искать родственников пожилых людей, чтобы облегчить жизнь старикам. Пенсионеры обращаются к ним с просьбой найти родных и переписать на них свое наследство. Приносят пожелтевшие фотографии, называют сохранившиеся в памяти адреса. И терпеливо ждут.
«Год назад с огромным трудом мне через адресное бюро в Перми удалось найти племянника, которого искал пожилой мужчина, проживающий в поселке ЗЯБ, – говорит Алексей Комаров. – Челнинец жил один в разбитой однокомнатной квартире с неработающим санузлом, с тонкой струйкой воды из крана и перегоревшими лампочками».
40-летний племянник быстро приехал, продал квартиру дяди за 900000 рублей и увез его с собой в Пермь.
«Знаете, он недавно прислал мне письмо и поблагодарил за дядю, – делится Алексей Комаров. – Сообщил, что у них все нормально: на вырученные деньги отремонтировали свой дом, сделали хороший пристрой для обретенного родственника, за которым ухаживают всей семьей. В конверте была и фотография: в летней беседке улыбающийся дядя в окружении домочадцев пьет чай из самовара».
Цифры и факты.
С начала года в городском суде было рассмотрено 15 спорных вопросов, связанных с наследованием имущества. Удовлетворено 13 исков; отказано – по двум.
Для сравнения, за аналогичный период прошлого года были вынесены решения по 19 искам. Удовлетворены 13. Отказано – по шести.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (4)