18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Неимоверная жара, отсутствие бензина и море впечатлений: челнинцы на машине добрались до границы с Афганистаном

Неимоверная жара, отсутствие бензина и море впечатлений:  челнинцы на машине добрались  до границы с Афганистаном

Челнинец Мансур Сайфуллин вместе со своей дочерью Индирой покорил среднеазиатские пустыни на собственном авто и добрался до границы с Афганистаном. Об особенностях этого путешествия он рассказал «Челнинским известиям».

На границе с Узбекистаном проверяют даже снимки в фотоаппарате

–  У меня 20 лет водительского стажа и опыт поездки своим ходом  в Крым, – пояснил  Мансур Марсович. –  Летом  решил побывать на своей родине,  в  Узбекистане, откуда уехал в 70-х годах, повидаться с другом- сослуживцем, с которым служили в Башкортостане.   Проложенный  по карте Среднеазиатский маршрут  благополучно  осуществили с дочерью Индирой на моей машине «КИА Каренс». Проехали по желтым  пескам  пустыни, любовались  красивейшими старинными  городами Бухара, Самарканд, Навои, Хива, Ургенче, видели  величественные минареты и  крепости, прогулялись  по настоящему  восточному базару.  На память о путешествии привезли домой видео и более 500 фотографий.  

– Я тоже вожу машину, была готова  подменить папу и сесть за руль, тем более, что он оформил на меня, как полагается, генеральную доверенность, – присоединилась к разговору  Индира. – Но  он настоящий  мужчина:  сам проехал весь маршрут туда и обратно, а это  более 6 тысяч километров.

Маршрут вычертили такой  – Татарстан, Башкортостан, Каракалпакия, Казахстан, Узбекистан и его крайняя область – город Термез на реке Амударья. Словом, челнинцы добрались до границы с Афганистаном.

В дальнюю дорогу  главный  штурман Мансур  Марсович  собирался очень основательно. Все снаряжение, необходимое для путешествия «на колесах», по его  словам, можно разделить на несколько групп. Первым делом  он тщательно подготовил автомобиль, прослуживший десять лет. Запасся водой (три упаковки бутылок по 5 литров) и бензином (20-литровая канистра).

Второй важный этап  – документы и деньги, ведь  маршрут пролегал по территории государств, где существует своя валюта: тенге и сум. Обменять  купюры можно было заранее или же на таможне. Обойтись  без наличных денег не получится и  «непредвиденные расходы»  надо предусмотреть заранее:  кафе или автозаправки по дороге в степи или пустыне могут быть, а вот банкоматы только в городах.

-–Планируя поездку в Среднюю Азию, нужно учитывать,  что в Казахстан можно попасть по российскому паспорту, а чтобы пересечь границу с Узбекистаном,  – требуется  заграничный, – делится опытом  Мансур Марсович. – Понадобятся  еще и техпаспорт на автомобиль,   водительское удостоверение и медицинская страховка. Если ничего не забыть, то  проблем с пересечением границ возникнуть не должно. Особо  скажу – о заполнении таможенной декларации. Вносите в нее все, начиная от личных вещей, украшений, и заканчивая мобильным телефоном, камерой и даже флешкой.  На   таможне обязательно отключите и снимите  видеорегистратор,  будьте готовы к тому, что пограничник  проверит ноутбук, просмотрит  фотографии на фотоаппарате: запрещено снимать здания госучреждений.

  Декларацию потом  предъявляешь и  на обратном пути. Количество денег нужно указывать правдиво, иначе, если будут несовпадения между фактом и декларацией, разницу могут изъять. Вывозить больше денег, чем ввез, нельзя. Поэтому, если вдруг  будете снимать деньги в Узбекистане в банкомате, обязательно потратьте их. А иначе, если найдут, на границе заберут.

За превышение скорости в Казахстане – штраф 8500 рублей

Приятной неожиданностью для наших туристов стало качество дорог. В Казахстане  проложены очень хорошие прямые асфальтированные дороги – Мансур  Сайфуллин убежден, что это  благодаря  ралли «Шелковый путь». Но никаких примечательных ландшафтов вокруг,  разве что могут появиться верблюды, которые по двое-трое важно вышагивают по степи.  

 В Узбекистане бетонная автотрасса отвечает всем современным требованиям и стандартам, но трудно  поверить – в стране  практически нет бензина, и все машины ездят на газу. Поэтому газовых заправок много, бензоколонок крайне мало,  и литр топлива стоит 3500 сум (45 рублей). Бензин продается и на черных рынках, и на дорогах в пятилитровых пластиковых баллонах  за 5000 сум (65 рублей). Но неизвестна его  марка, и водители топливо заливают «на авось».

– Конечно, мы читали на форумах, что могут быть проблемы, но такого масштаба не ожидали, – рассказывает Мансур Сайфуллин. – Взятая про запас  канистра  с бензином не раз выручала на автотрассе: едешь 300 километров и ни одной АЗС!    

Самый трудный участок – между  границами Казахстана и Узбекистана. Всего  95 километров, но острые камни повредили колесо  машины,  и его Мансуру Сайфуллину пришлось  менять.  Потом дополнительно покупать еще запасное.

На пути следования   челнинских  путешественников раз 17  останавливали сотрудники ГИБДД.  Самые строгие и  придирчивые, как выяснилось, – патрулируют в безлюдных степях Казахстана.

 – Для себя усвоил правило –  нельзя останавливаться на автотрассе, – говорит  Мансур Марсович. – Не успеваешь и глазом моргнуть, как тут же подъезжает патруль,  и начинает  обход вокруг машины – нет ли брошенного окурка или другого мусора.  Иначе – штраф до 5000 рублей и договориться невозможно. Там строгие местные устои –  запрещено ездить с тонированными стеклами, я же  этот момент не учел, и мне чудом  повезло, что обошлось без разборки и эвакуации на штрафстоянку.

 Как говорят казахи, их научили чтить закон и ПДД быстро и надолго. Причина простая —  большие штрафы за нарушение правил дорожного движения. За превышение скорости от 10 до 20 км/ч — штраф 19820 тенге (5662 рубля), превышение от 20 до 40 км/ч — штраф 29730 тенге (8500 рублей). Но есть и позитивный  момент: при оплате штрафа в течение семи дней — скидка 50%.

А вот узбекские инспекторы  ГИБДД  с челнинским  туристом здоровались  за руку: «Здравствуй, братан!», интересовались, откуда он и куда едет. Претензий не было – свою роль, считает Мансур  Сайфуллин,  играло то, что они видели – в машине  отец с дочерью.

Машинам составляют конкуренцию телеги, запряженные ишаками

Индира впервые прокатилась на арбе, запряженной ишаком

Вообще, Сайфуллины  в один голос, восторженно рассказывали,  что люди везде хорошие, по-русски говорят многие, а некоторые даже  без акцента.

– Везде  нам были  рады, – улыбается Мансур Сайфуллин. – Когда останавливались у друзей или знакомых на ночлег, мы  купались во внимании и заботе,  нас буквально носили на руках, потчевали от души фирменными блюдами.

Незнакомые люди пригласили отца с дочерью  в гости  после ЧП –  на узбекской дороге, вечером,  неожиданно загорелся кузов «Газели», которая ехала впереди челнинцев.   Из него выбежали мужчины и начали суетиться, кричать: «Су! Су!» («Вода! Вода!»).  Мансур и Индира  остановились, быстро вытащили из багажника баллоны с водой и передали встревоженным пассажирам, которые и потушили огонь. Благодарный хозяин  предложил своим спасителям  ужин и ночлег.

 Говоря об уровне жизни простых людей, наши путешественники отметили, что особого богатства у них нет,  но и бедности тоже. В домах много красивых самотканых ковров и полное отсутствие  мебели, так что  есть и спать пришлось на полу.  Машин в городах очень  много, и  ни одной женщины за рулем. Любопытно, что там совсем нет  популярных среди  российских автовладельцев   «блатных» номеров. На иномарку «КИА Каренс» с номером «202» и  с надписью  «Набережные Челны» на заднем стекле оглядывались  практически все прохожие. Проезжающие водители сигналили, дружелюбно махали руками.  

– Мужчины таксуют, и это их основной заработок, – пояснила Индира. – Удивило, что  современные машины  уживаются с сельским  транспортом  –  местные жители передвигаются  на лошадях с арбой, ездят на ишаках, навьючив на них  столько тюков, что  у животного лишь уши торчат.

Из окна автомобиля удивленные путешественники наблюдали верблюдов

Что такое чилля?

Челнинские  автопутешественники убедились, что в июле на Среднеазиатском маршруте –   самое пекло.  В  Узбекистане с конца июня до начала августа длится самый жаркий период лета, стоит  40-45-градусная жара. Согласно народной традиции, такая погода  называется чилля. 

– Спасались тем, что я  не снимал с головы шляпу, которую постоянно мочил водой, а дочь была в белом платке, –  говорит  Мансур  Марсович. – В машине постоянно работал кондиционер, (он и жрал бензин!),  аппетита  не было – в придорожных кафе брали чай, фирменные лепешки за 13 рублей  и кипяток в термос,  в баллоны набирали родниковую воду. В городах на улицах из-за жары  было мало  жителей, а возле достопримечательностей  практически ни одного туриста.  Оказывается, лучшее время для посещения Узбекистана – август и сентябрь. К этому времени и жара спадает, и все фрукты поспевают.

Итоги. Всего путешествие заняло 12 дней. Время в пути туда  — 4 суток (3100 км).
Время в пути обратно — 3 суток (3070 км). На бензин и покупку шин ушло около 30 000 рублей. На штрафы – ни рубля.

Встреча с другом-сослуживцем Исмаилом Якубовым в городе Шурчи. Его дом традиционен для Узбекистана - в нем нет мебели
Грецкие орехи в июле еще не созрели

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос