Дети подземелья: сколько зарабатывают уличные музыканты в Набережных Челнах
Что первое вам приходит в голову, когда вы видите музыкантов в переходе? Возможно, что это просто любители? Так или иначе, сегодня в эту деятельность вовлечено огромное количество ребят с самыми разными навыками. Это своего рода новый молодежный движ с сотнями различных историй.
Чтобы приоткрыть завесу тайны, мы побеседовали с двумя участницами этого «рейва» - Анастасией Хамитовой и Анастасией Волковой, которые играют на достаточно экзотичных для этих мест инструментах – скрипке и виолончели.
«Нас засняли в подземке и отправили Игорю Лерману»
Насте Хамитовой 19 лет. Она училась в музыкальной школе по классу скрипки с 14 лет, далее – продолжила музыкальное образование в челнинском колледже искусств. Этим летом сдает вступительные экзамены в вузы Москвы.
«Надеюсь в будущем играть в симфоническом оркестре. За счет такого своеобразного опыта (игры в переходах) появилось больше уверенности в себе. Это помогает в учебе», - рассказывает Настя.
Юная скрипачка говорит, что ее позвали играть в переход однокурсники, потому как многие учащиеся выходят на такую «работу».
«В мой первый день я думала: «интересно пробовать что-то новое». Помимо этого, конечно, было и очень страшно, потому что никогда не знаешь, насколько благосклонная аудитория попадется сегодня. С опытом уже проще выходить, уже знаю, в каких точках какие люди», - признается Анастасия.
Обычно музицирование в подземках ребята не обсуждают с преподавателями колледжа, потому что это ими не особо приветствуется. Но однажды случилась интересная история.
«Нас засняли в подземке, отправили видео нашему директору, позже оно как-то попало Игорю Михайловичу Лерману, художественному руководителю Органного зала и Камерного оркестра. Он потом сказал, что прежде не слышал такого уровня игры в колледже у студентов, и раз мы и вправду так хорошо владеем инструментом, он готов пригласить нас на работу в оркестр!» - радуется Настя.
Игра в подземке – это для ученицы колледжа своего рода мелкий заработок. Он, в свою очередь, очень разный, зависит от времени суток, дня недели и погоды. Где-то за час выходит 500-600 рублей стабильно, подсчитывает девушка. Также немаловажно, что это время, проведенное в приятной компании, потому что музыканты всегда выходят вдвоем или втроём.
«С самой «тусовкой» музыкантов, которые выходят играть в переход, я особо не контактирую, - говорит Анастасия. - Но, насколько мне известно, она достаточно давно существует, но я в ней только с прошлого года – меня привели однокурсники. Если у кого-то есть очень сильное желание попасть в компанию, то просто нужно подойти к любому музыканту в подземке, познакомиться, и тебя обязательно введут в курс дела. По поводу нашего «графика работы» - мы «забиваем» (бронируем) подземки вечером в 21.00 уже на следующий день, и есть ещё несколько правил – нельзя забить больше, чем на три часа, можно забивать для друзей»
Сравнивая опыт выступлений на сцене и в подземке, Анастасия уверена: главная разница – в слушателях. В подземке люди часто останавливаются послушать, потому что им это нравится, и зритель не имеет завышенных ожиданий. На сцене же музыкант обязан сделать все в наилучшем виде, не имея права на ошибку.
«Продолжая тему ценителей музыки из подземки, могу сказать, что в большинстве своем реагируют они очень хорошо. Не всем, конечно, нравится тембр скрипок, но если мы выходим с виолончелистами, то останавливается больше людей, часто говорят приятные слова. Это мотивирует развиваться», - считает Анастасия.
«Мы научились по человеку определять, что бы ему могло понравиться»
20-летняя тезка Анастасия Волкова закончила музыкальную школу №4 по классу виолончели, а потом - колледж искусств в Челнах.
«У меня никогда не было предвзятого мнения о музыкантах в переходах, другое дело, что я теперь осознаю, как это – играть на «точках». Я, напротив, стала больше внимания обращать на них - чаще стала материально поддерживать и смотреть на это с другой стороны», - говорит Анастасия.
Впервые поиграть не в стенах колледжа ей предложила однокурсница, угадав давнее Настино желание.
«Мы взяли табуретку в руки и пошли играть. В дальнейшем мы играли с моей однокурсницей Эльзой, она тоже виолончелистка. Помню, каким был мой первый день: мы спустились вниз по лестнице в подземку, начали расставлять все вещи и готовить инструменты: табуретки, пульт, чехол, настройка инструментов и момент истины – первые ноты. Один из важных факторов – мы недостаточно много репетировали, соответственно, не знали, какой репертуар точно «заходит» людям. Второй фактор – это бездушное отношение людей к этому «делу». Виолончель достаточно редкий инструмент для того, чтобы встретить его «в городской природе», и у некоторых наши выступления вызывали шок, удивление, было видно, что прохожим это интересно, но большинство просто проходили мимо, никак не реагировали», - вспоминает девушка свой дебют.
По признанию Анастасии, особенно тяжело в первые дни, когда только начинаешь «карьеру». Под конец рабочего дня дуэт виолончелисток примерно понимал, как составлять репертуар – уже сегодня у девушек сформировался определенный список композиций.
«Мы научились по человеку определять, что бы ему могло понравиться. Допустим, если проходит влюбленная пара, мы играем что-то лирическое, если это семья - играем что-то веселое, задорное», - поясняет Анастасия.
Игра в поземке для девушки – подработка. Играет дуэт примерно по два часа, потому что физически больше «работать» сложно, да и заработок непостоянный – от двух до четырех тысяч на двоих.
«Помню, самый маленький гонорар был 1600 рублей, самый крупный - 4000. Однако благодаря подземке иногда удавалось найти заинтересованных людей, которые обращались к нам с деловыми предложениями. Так, мы выступали на частных мероприятиях, днях рождениях уже на коммерческой основе», - повествует музыкант.
Основная трудность для девушек – габариты виолончели. Не каждый бы осмелился пойти с ней в переход и играть. К тому же за инструментом играют сидя - иначе невозможно, плюс приходится таскать с собой табуретки. Но Анастасия признается, что уже привыкла: виолончель - за спину, табуретку – перед собой, и вперед!
«У челнинских музыкантов из подземки есть специальные группы в соцсетях и общие чаты. Чат этот, кстати, называется «Конференция уличных музыкантов», так что это что-то вроде названия нашей музыкальной банды. В этих конференциях мы договариваемся о времени, когда будем играть, и точках, чтобы не было накладок. Эти ребята также устраивают различные мероприятия, куда приглашают всех музыкантов», - поясняет наша собеседница.
По словам Насти, у многих людей есть стереотип, что уличные музыканты – это люди несерьезные, и игрой в подземках они зарабатывают на какой-нибудь развлекательный досуг и тусовки. Но на самом деле нельзя говорить, что все уличные музыканты такие. Для кого-то это даже основной способ заработка на данный момент.
Никита КОЧНЕВ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (4)