18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Полярный летчик спас женщину от медведя, уволил пьяниц и приземлился в Челнах

Полярный летчик Владимир Цоун налетал свыше 12 тысяч часов над Якутией и Арктикой, ныне он живет в нашем городе. Он рассказал "Челнинским известиям" об опасных ситуациях, своей пенсии и заветной мечте.

Владимира  Цоуна  дома не застать –  в  81 год он  легок  на подъем, энергичен  и  очень занят. Круг  интересов  бывшего полярного  летчика с  молодыми глазами  удивляет  многообразием. На  общественных  началах он  работает председателем ТОС «Энтузиасты»,  откликается  на приглашения  школьников, пишет стихи. Недавно вернулся из Москвы, со встречи  полярников. 

 

 

Небом  грезил с детства 

 

"По себе знаю: профессия идет с детства, как и все увлечения", – эмоционально  взмахнул рукой  седовласый  Владимир  Иванович.

 

Он родом из таежного поселка Жигалово, что в 300 километрах от Иркутска. Каждый день в  сторону  Якутска на высоте 3,5 – 4 километра  пролетали самолеты, которые  подросток провожал завороженным взглядом. А напротив дома,  под  охраной, располагался  местный аэродром с самолетами У-2. 

 

"Радостно  было  наблюдать за взлетами  и посадками, фигурами высшего пилотажа, – делится воспоминаниями Владимир Иванович. – Со  школы знал – буду   летчиком и, как мог,  готовился: занимался  борьбой, зачитывался  про  отважных полярников. Хорошо  учиться  помогала память:  с первого раза запоминал параграфы учебников". 

 

В 50-х годах  в летное училище конкурс  был 15 человек на место.  Приехавшего  с документами  парня приметил  представительный мужчина и, остановив в коридоре, посоветовал вначале  окончить  Иркутское техническое  училище. 

 

"Весомым  аргументом стало то, что в будущем  я смогу сам  устранять  неполадки в самолетах, – рассказывает  Владимир Иванович. – Я поступил и окончил техническое училище. Мой  опыт  технаря  не раз выручал при вынужденных посадках, когда я уже стал летчиком". 

 

Три года он отработал на Якутском аэродроме техником,  молодого специалиста не покидала мечта  сесть за штурвал самолета. Он  набирал баллы:  на производстве дорос  до бригадира, не  пропускал тренировок и слыл активистом. И  добился своего – в 23 года стал  курсантом  Бугурусланского летного училища, который окончил  с красным дипломом. 

 

"Я парень  из многодетной семьи, тогда впервые попробовал шоколад, его выдавали в спецпайке  перед  учебными полетами", – вспоминает  молодость  Владимир Иванович. 

 

«Только самолетом  можно долететь»

 

Несмотря на  трудности,  гибель  коллеги-бортмеханика,  летчик  Цоун  не сошел с  обозначенного маршрута и в 60-х годах  получил направление вторым пилотом в  Якутию. 

 

За штурвалом самолета над Арктикой

 

"Мне это  удалось,  спустя год после  училища, – поясняет он. – Другие молодые летчики  ввода в строй командирами  ждали  по 10 лет,  – поясняет  он.  –  Да, зарплата  достойная,  но работать   непросто  из-за  географических особенностей  Якутии".  
Это холода  минус 71 градус, и поломки  самолета,  когда летчики и техники обмораживали руки и лицо, занимаясь ремонтом. Были случаи, когда людям ампутировали обмороженные кисти, случались и смерти. Непредсказуемая погода севера с  полярными ночами добавляла экстрима.  Для  Владимира  Цоуна,  выдержавшего все эти испытания,  рейсы в районе Северного Ледовитого океана  стали  будничной необходимостью.  Работая командиром воздушного судна, водил все типы самолетов  полярной авиации. Менялись  машины, и он переучивался: АН-2, ИЛ-14, АН-24, АН-26, АН-74, МИ-8. 

 

"Воздушные вездеходы – это не лайнеры с  горячим кофе и горячими обедами, – знакомит  он с нюансами  своей работы. – В команде – пять человек, как одно целое. Вообще, в Арктике нет «я», больше  «мы». Там другой ритм жизни, оплошность может  обернуться трагедией". 

 

Даже карт  точных не было, сетует  мой собеседник. Летал  он на  аэрофотосъемку с  геологами, гидрографами, научными сотрудниками (сегодня их работу выполняет спутник), возил грузы на  полярные станции, занимался ледовой разведкой для  проводки  судов, доставлял взрывчатку для геологов. Особые рейсы –  для полярников: с продуктами,  свежим  хлебом,  фруктами, письмами  из дома. 

 

"Разве все перечислишь? – нотки  горделивости   в  голосе Владимира Ивановича. – К летчикам в тех краях  самое уважительное отношение". 

 

Экзамены – каждые три месяца

 

По словам Владимира Цоуна, в годы его работы экзамены  они сдавали каждые три месяца, отдельные  тренировки  на  случай  ЧП– отказа двигателя. 

 

"Кое-кто и  халтурил,  я  никогда – до седьмого пота тренировался, чтобы днем и ночью  быть в готовности номер один, – признался  Владимир Иванович. – Это не раз  меня выручало". 

 

Так, однажды  на речку  Уджа  он доставил для геологов  пять бочек  с соляркой по 300 кг.  Самолет приземляется на считанные минуты, тогда пришлось одному их выгрузить  их без проблем.

 

"Затем затащил сложенную  пустую тару, которую мне накануне оставили полярники, по рации сообщил о взлете и  начал набирать высоту,– вспоминает  седовласый  летчик историю прошлых лет. – Двигатель не тянет, думал,  рухну вниз. Удалось совершить  мягкую посадку на лед озерка, открыл  капот мотора  – а там  тяга, управляющая газом, отлетела. Примотал ее проволокой и бегом за штурвал. Диспетчер  кричит: «Цоун, ты где?».  Я слукавил: «Бочка на пути, пришлось  на взлете развернуться». Не стал сообщать об аварийной посадке, иначе пришлось бы вызывать  техбригаду и комиссию – это  чревато отстранением  от полетов и минусом в зарплате". 

 

Принцип  кнута и пряника

 

Владимир  Цоун  не боялся своими поступками разрушить карьеру. Так, ночью, что строго запрещено по инструкции,  поднял самолет: на борту находилась  женщина,  которую ранил медведь.  Он спас ее, вовремя доставив в больницу. Тогда его чудом  не лишили  летной книжки. 
 Еще история. Его назначили на должность начальника  Колымо-Индигирского отряда в  поселке Черский. Он получил двухкомнатную квартиру, но поселился  в гостиничном  номере. На  собрании, где его представили, передал ключи нуждающейся семье. 

 

"Зал  загудел – роскошный подарок,  – улыбается  Владимир  Иванович. – Но  когда я  взялся за любителей выпить, настроение сменилось.  Летчику идти на вылет, а он лыка не вяжет. В первый год уволил 65 летчиков, во второй – 15. Один выпивоха угрожал родственником в министерстве  авиации, но его тоже  выпроводил из отряда.  Я не имел права рисковать  жизнью людей!" 

 

Выбить  зарплату  помог  Чилингаров

 

В  годы  экономического  кризиса в стране работники  авиапредприятий, как и другие, месяцами не получали  зарплату. 

 

"Я поехал в Москву пробивать  деньги,– вспоминает Владимир Иванович. – С презентом –  пакетом  сибирских  копченых омулей,  явился  к  известному  полярнику, ученому-исследователю,   заместителю  председателя  Госдумы Артуру Николаевичу  Чилингарову. Мы были знакомы по работе.  Он  выслушал меня и помог  Якутии получить кредит от российского правительства.  Большая сумма была выделена специально нашему  авиапредприятию". 

 

С легендарным Артуром Чилингаровым

 

Пенсия с арктической льготой 

 

В  55 лет  летчик  Цоун  вышел на пенсию, но  продолжал  работать командиром  авиапредприятия.  На  Большую землю  он  вернулся  в  2003-м.  Выбор Набережных Челнов, как места посадки, был не случен – с женой Сайбя Габдрахмановной они как-то приезжали  в отпуск к ее родным в наш город. На свои сбережения  супруги сумели приобрести квартиры для себя  и дочерям.  

 

Сказалась  ли  арктическая  льгота на пенсии? 

 

"Раньше я получал  по 30 тысяч рублей, а когда  стукнуло  80, добавили  еще пять тысяч, – пояснил мой собеседник. – 18 тысяч рублей  у  жены, работавшей начальником отдела кадров  в якутской  ЖЭУ. Обидно, что в годы дефолта в банке обнулились все мои сбережения – 77 тысяч рублей!. 

 

В свободное время  летчик  общается  с внуками. Ну, а его заветная мечта  – вновь побывать в  Арктике, где  живут особые люди, полярники. 
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (3)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос