Город и горожане
Полярный летчик спас женщину от медведя, уволил пьяниц и приземлился в Челнах
Полярный летчик Владимир Цоун налетал свыше 12 тысяч часов над Якутией и Арктикой, ныне он живет в нашем городе. Он рассказал "Челнинским известиям" об опасных ситуациях, своей пенсии и заветной мечте.
Владимира Цоуна дома не застать – в 81 год он легок на подъем, энергичен и очень занят. Круг интересов бывшего полярного летчика с молодыми глазами удивляет многообразием. На общественных началах он работает председателем ТОС «Энтузиасты», откликается на приглашения школьников, пишет стихи. Недавно вернулся из Москвы, со встречи полярников.
Небом грезил с детства
"По себе знаю: профессия идет с детства, как и все увлечения", – эмоционально взмахнул рукой седовласый Владимир Иванович.
Он родом из таежного поселка Жигалово, что в 300 километрах от Иркутска. Каждый день в сторону Якутска на высоте 3,5 – 4 километра пролетали самолеты, которые подросток провожал завороженным взглядом. А напротив дома, под охраной, располагался местный аэродром с самолетами У-2.
"Радостно было наблюдать за взлетами и посадками, фигурами высшего пилотажа, – делится воспоминаниями Владимир Иванович. – Со школы знал – буду летчиком и, как мог, готовился: занимался борьбой, зачитывался про отважных полярников. Хорошо учиться помогала память: с первого раза запоминал параграфы учебников".
В 50-х годах в летное училище конкурс был 15 человек на место. Приехавшего с документами парня приметил представительный мужчина и, остановив в коридоре, посоветовал вначале окончить Иркутское техническое училище.
"Весомым аргументом стало то, что в будущем я смогу сам устранять неполадки в самолетах, – рассказывает Владимир Иванович. – Я поступил и окончил техническое училище. Мой опыт технаря не раз выручал при вынужденных посадках, когда я уже стал летчиком".
Три года он отработал на Якутском аэродроме техником, молодого специалиста не покидала мечта сесть за штурвал самолета. Он набирал баллы: на производстве дорос до бригадира, не пропускал тренировок и слыл активистом. И добился своего – в 23 года стал курсантом Бугурусланского летного училища, который окончил с красным дипломом.
"Я парень из многодетной семьи, тогда впервые попробовал шоколад, его выдавали в спецпайке перед учебными полетами", – вспоминает молодость Владимир Иванович.
«Только самолетом можно долететь»
Несмотря на трудности, гибель коллеги-бортмеханика, летчик Цоун не сошел с обозначенного маршрута и в 60-х годах получил направление вторым пилотом в Якутию.
"Мне это удалось, спустя год после училища, – поясняет он. – Другие молодые летчики ввода в строй командирами ждали по 10 лет, – поясняет он. – Да, зарплата достойная, но работать непросто из-за географических особенностей Якутии".
Это холода минус 71 градус, и поломки самолета, когда летчики и техники обмораживали руки и лицо, занимаясь ремонтом. Были случаи, когда людям ампутировали обмороженные кисти, случались и смерти. Непредсказуемая погода севера с полярными ночами добавляла экстрима. Для Владимира Цоуна, выдержавшего все эти испытания, рейсы в районе Северного Ледовитого океана стали будничной необходимостью. Работая командиром воздушного судна, водил все типы самолетов полярной авиации. Менялись машины, и он переучивался: АН-2, ИЛ-14, АН-24, АН-26, АН-74, МИ-8.
"Воздушные вездеходы – это не лайнеры с горячим кофе и горячими обедами, – знакомит он с нюансами своей работы. – В команде – пять человек, как одно целое. Вообще, в Арктике нет «я», больше «мы». Там другой ритм жизни, оплошность может обернуться трагедией".
Даже карт точных не было, сетует мой собеседник. Летал он на аэрофотосъемку с геологами, гидрографами, научными сотрудниками (сегодня их работу выполняет спутник), возил грузы на полярные станции, занимался ледовой разведкой для проводки судов, доставлял взрывчатку для геологов. Особые рейсы – для полярников: с продуктами, свежим хлебом, фруктами, письмами из дома.
"Разве все перечислишь? – нотки горделивости в голосе Владимира Ивановича. – К летчикам в тех краях самое уважительное отношение".
Экзамены – каждые три месяца
По словам Владимира Цоуна, в годы его работы экзамены они сдавали каждые три месяца, отдельные тренировки на случай ЧП– отказа двигателя.
"Кое-кто и халтурил, я никогда – до седьмого пота тренировался, чтобы днем и ночью быть в готовности номер один, – признался Владимир Иванович. – Это не раз меня выручало".
Так, однажды на речку Уджа он доставил для геологов пять бочек с соляркой по 300 кг. Самолет приземляется на считанные минуты, тогда пришлось одному их выгрузить их без проблем.
"Затем затащил сложенную пустую тару, которую мне накануне оставили полярники, по рации сообщил о взлете и начал набирать высоту,– вспоминает седовласый летчик историю прошлых лет. – Двигатель не тянет, думал, рухну вниз. Удалось совершить мягкую посадку на лед озерка, открыл капот мотора – а там тяга, управляющая газом, отлетела. Примотал ее проволокой и бегом за штурвал. Диспетчер кричит: «Цоун, ты где?». Я слукавил: «Бочка на пути, пришлось на взлете развернуться». Не стал сообщать об аварийной посадке, иначе пришлось бы вызывать техбригаду и комиссию – это чревато отстранением от полетов и минусом в зарплате".
Принцип кнута и пряника
Владимир Цоун не боялся своими поступками разрушить карьеру. Так, ночью, что строго запрещено по инструкции, поднял самолет: на борту находилась женщина, которую ранил медведь. Он спас ее, вовремя доставив в больницу. Тогда его чудом не лишили летной книжки.
Еще история. Его назначили на должность начальника Колымо-Индигирского отряда в поселке Черский. Он получил двухкомнатную квартиру, но поселился в гостиничном номере. На собрании, где его представили, передал ключи нуждающейся семье.
"Зал загудел – роскошный подарок, – улыбается Владимир Иванович. – Но когда я взялся за любителей выпить, настроение сменилось. Летчику идти на вылет, а он лыка не вяжет. В первый год уволил 65 летчиков, во второй – 15. Один выпивоха угрожал родственником в министерстве авиации, но его тоже выпроводил из отряда. Я не имел права рисковать жизнью людей!"
Выбить зарплату помог Чилингаров
В годы экономического кризиса в стране работники авиапредприятий, как и другие, месяцами не получали зарплату.
"Я поехал в Москву пробивать деньги,– вспоминает Владимир Иванович. – С презентом – пакетом сибирских копченых омулей, явился к известному полярнику, ученому-исследователю, заместителю председателя Госдумы Артуру Николаевичу Чилингарову. Мы были знакомы по работе. Он выслушал меня и помог Якутии получить кредит от российского правительства. Большая сумма была выделена специально нашему авиапредприятию".
Пенсия с арктической льготой
В 55 лет летчик Цоун вышел на пенсию, но продолжал работать командиром авиапредприятия. На Большую землю он вернулся в 2003-м. Выбор Набережных Челнов, как места посадки, был не случен – с женой Сайбя Габдрахмановной они как-то приезжали в отпуск к ее родным в наш город. На свои сбережения супруги сумели приобрести квартиры для себя и дочерям.
Сказалась ли арктическая льгота на пенсии?
"Раньше я получал по 30 тысяч рублей, а когда стукнуло 80, добавили еще пять тысяч, – пояснил мой собеседник. – 18 тысяч рублей у жены, работавшей начальником отдела кадров в якутской ЖЭУ. Обидно, что в годы дефолта в банке обнулились все мои сбережения – 77 тысяч рублей!.
В свободное время летчик общается с внуками. Ну, а его заветная мечта – вновь побывать в Арктике, где живут особые люди, полярники.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)