Город и горожане
С подростками о сексе: как и зачем
Многие взрослые уверены, что поступают правильно, когда знания, касающиеся интимной сферы, прячут под семью замками. О необходимости сексуального образования подростков «Челнинским известиям» рассказала школьный психолог, сексолог, коуч Алёна Бересова
– С какими проблемами к вам приходят подростки?
– Основные запросы – тема взаимоотношений, тема самооценки, самоопределения, тема проработки страхов и всего того, что так или иначе мешает подростку развиваться, существовать в социуме.
– Почему не стоит стыдиться сеансов у психолога, особенно если они касаются сексуальной сферы?
– Почему не стоит стыдиться маме кормить ребёнка грудью или почему не стоит пить кофе? Всё это, в том числе и интерес к своей сексуальности, естественно. Помимо этого, сеансы у сексолога – это эффективно.
– Можно ли говорить с детьми о сексе и как это делать?
– Нужно, но специально провоцировать разговоры без интереса ребёнка не стоит. Всему своё время, и в тот момент, когда у него появится интерес – сначала к своим половым органам, затем к взаимоотношениям, к сексу, – тогда, однозначно, этот интерес нужно удовлетворять. Не избегать темы, не подкидывать книги, а именно на понятном языке дать информацию. Как говорит психолог Михаил Лабковский – отвечай только на вопрос, ни больше, ни меньше. Тут очень важно соотносить свой ответ и возраст интересующегося: от двух до четырёх лет дети уже должны понимать, что есть отличие между полами, и также осознавать, что свои половые органы всем показывать нельзя; в пять-семь лет ребёнок должен знать названия гениталий – как мужских, так и женских; должен понимать, что детей принёс не аист и рождаются они в результате полового акта. Не обязательно в данном случае расписывать любопытному весь процесс, но основы рассказать нужно.
– Что делать родителям, которые боятся самостоятельно начать разговор?
– Вообще есть две темы, из-за которых люди чаще всего конфликтуют и боятся обсуждать их: деньги и секс. Этот страх вызван недостатком информации, собственными комплексами и ограничениями. Это то же самое, что учить переходить дорогу на зеленый свет, но при этом самому перебегать на красный. Если у взрослых возникает проблема с внятным общением по поводу секса с подростком, то это уже вопрос к родителям: а всё ли хорошо в их сексуальной жизни? Возможно, есть смысл и самим обратиться за помощью, почитать литературу и, таким образом, проработать сидящий внутри комплекс, понять, что стоит за страхами и неуверенностью.
– Что происходит с детьми, если с ними не говорят о сексе в семье?
– Когда мы хотим получить информацию и не можем ее получить, мы ищем другие источники, которые оказываются отнюдь не самыми достоверными: это друзья с багажом их опыта, возможно, и не самого удачного; это фильмы, журналы, обрывки разговоров, порно. Если возникла потребность что-то узнать, то подросток это узнает обязательно. Поэтому лучше сразу предоставить ему информацию, пусть и не полную. Это ещё и момент, в который создаются более близкие отношения между родителем и подростком. Взрослому важно осознавать, что ребенок всё равно найдёт любой другой источник информации, если родитель откажется говорить.
– Значит, в российских школах уроки сексуального образования необходимы?
– Эта тема не раз поднималась. В некоторых школах экспериментально вводили так называемые уроки ЗОЖ – здорового образа жизни, на которых поднимались как раз темы, связанные с интимной жизнью, сексуальным поведением и т. д. Эти уроки, я считаю, необходимы, ведь не всем доступна качественная достоверная информация, в том числе и из-за комплексов родителей. В европейских странах подобные занятия – нормальная практика, и дети учатся толерантно относиться к разным взаимоотношениям между полами, знают свои органы, анатомию, физиологию.
фото pixabay.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)