Город и горожане
За что таксисты Челнов вносят клиентов в черный список
Корреспондент «Челнинских известий» пообщался с таксистами и узнал о феномене повышенных тарифов, системе отбора водителей, их заработках, а так же о рейтингах шоферов и пассажиров
Прибыль и расходы
Чтобы иметь представление о заработках таксистов, рассмотрим приблизительную прибыль и расходы на примере сервисов заказа такси, которые работают с помощью приложения в Набережных Челнах.
По словам таксистов, доход водителя с одной поездки в среднем варьируется в пределах 50-70 рублей. Однако это не чистая прибыль, так как агрегатор забирает порядка 15% с каждого осуществляемого заказа. В других службах такси процент удержания может увеличиваться до 21-25% и взыматься даже с чаевых, оставленных пассажиром в приложении.
При таком раскладе таксист получал бы сущие копейки, и редкий водитель бы согласился на столь «рабские условия труда». Именно поэтому один из рассматриваемых нами сервисов предлагает своим сотрудникам «Гарантированное вознаграждение». Оно держится на «трех слонах»: индекс принятия заказов, индекс выполнения и личный рейтинг водителя. Таким образом, чтобы претендовать на вознаграждение (о нем мы расскажем чуть позже), таксисту необходимо выполнить требования по индексу принятия заказов – не менее 75% от общего числа, индекс выполнения заказов – также не менее 75%, и иметь рейтинг от 4 и более баллов.
В случае реализации всех заданных показателей, гарантированный тариф водителя составит 95 рублей за одну поездку. Согласно полученной нами таблице, существует план в 45 поездок, при осуществлении которого водитель получит прибыль в 5900 рублей (к слову, еще в начале февраля она была размером в 6000 рублей, а в декабре, по некоторым данным, достигала 9000).
Сможет ли осуществить все 45 поездок водитель, чтобы добраться до конечной суммы в 5900 рублей – вопрос риторический. Простая арифметика: если одна поездка занимает порядка 20 минут (взять заказ, добраться до клиента и отвезти его в пункт назначения), то в таком случае рабочий день таксиста будет длиться около 15 часов. Расчеты, без сомнения, грубые, но показательные.
«12-часовой рабочий день для водителя по ощущениям приравнивается к выпитой бутылке водки», - признаются таксисты.
И даже этот ежедневный доход в 5900 рублей не является чистой прибылью. Рассмотрим приблизительные цифры на примере. По словам наших источников, только на один газ в течение дня уходит около 800 рублей, арендованная машина обходится примерно в 1200 рублей за сутки, возможные штрафы ГИБДД, обед оплачивается из собственного кармана, и таких расходов может быть куда больше в зависимости от потребностей машины и самого водителя. Плюс никто не отменял комиссию службы заказа такси (в случае с этим сервисом заказа такси – 15%).
Итого за 45 поездок: 5900 – (5900 * 0,15) – 800 – 1200 = 3015 рублей. Поделив на 45, получаем, что с каждой из них водитель заработал 67 рублей.
За 35 поездок: 4310 – (4310 * 0,15) – 700 – 1200 = 1763,5 рублей. Здесь прибыль с одной поездки составляет 50,4 рубля. И так далее.
Стоит отметить, что "привилегированные" водители одного из сервисов, где существует такой же план в 45 поездок, могут видеть конечные точки заказов (рядовым водителям это не дано), что облегчает и ускоряет их работу. Для этого таксисту нужно достигнуть "золотого" или "платинового" уровня. По словам одного из наших собеседников, видя точку В, выполнить план в 45 заказов он может и за 8 часов (вместо 15 по нашим грубым расчетам).
Но далеко не каждому водителю удается воспользоваться этой программой поощрений, чтобы брать только удобные заявки на небольшие расстояния.
Как сообщает сам агрегатор, данная программа поощрений — это система вознаграждений по ежемесячным итогам работы водителя. В ней есть четыре уровня: Бронза, Серебро, Золото и Платина. Для того, чтобы стать участником программы и получить первый, бронзовый уровень, водителю достаточно совершить 10 поездок в месяц без плохих комментариев и оценок от пользователей. Чтобы двигаться на следующие уровни, нужно выполнять больше заказов и следить за своим рейтингом.
Не имея привилегий, по словам другого водителя, он может заплатить агрегатору 600 рублей, получив взамен 12 часов работы "без комиссии" (в данном сервисе заказа такси процент удержания составляет около 21). В таком случае, таксист старается не планировать на это время никаких личных дел, чтобы не потратить время впустую, а также катается на собственном автомобиле на газу, "иначе ничего не заработаешь".
Бонусные зоны
Отдельного внимания заслуживают бонусные зоны, которые повышают прибыль таксистов.
Если водитель берет заказ, находясь в ней, он получает с клиента, вне зависимости от протяженности поездки, около 200 – 350 рублей. Бонусную сумму назначает сам агрегатор. Чаще всего это происходит в часы пик, в утреннее (с 6 до 8-9 часов) и вечернее (с 16 до 19 часов) время. К примеру, коэффициент стоимости поездки для клиента на скриншотах, оказавшихся в нашем распоряжении, варьируется от 1,3 до 3,7. По словам водителей, диапазон достигает 1,1 – 5,0. Таким образом, клиент платит, а водитель получает больше. (*В другом сервисе такие бонусные поездки для водителей могут быть в течение всего дня).
Если адрес клиента не входит в бонусную зону, то, по словам таксистов, пассажир будет ждать машину «очень-очень долго».
После того, как таксист выполняет заказ, забрав клиента из бонусной зоны и выехав за обозначенные пределы с повышенной оплатой, он снимается с «линии» для того, чтобы система распределения не назначила заказ автоматически с учетом расстояния от водителя до места, где нужно забрать пассажира (агрегатор ищет ближайшее к этому месту транспортное средство и связывает его с клиентом). Пока водитель не на «линии», он успевает вернуться в бонусную зону и вновь может «ловить» более прибыльные заказы.
«Никому не хочется с утра возить людей за 100 рублей, когда можно получить в 2-3,5 раза больше», - признаются таксисты.
В этом случае пассажир оказывается заложником ситуации. Он либо готов переплатить, либо может подождать снижения тарифа, либо обращается в другое такси.
Повышенный тариф для пассажира
Бонусная зона водителя
Как сообщает один из сервисов заказа такси, повышение тарифа для клиента может быть связано с плохой погодой, часами пик или массовыми мероприятиями. Стоимость заказа в такой зоне динамически корректируется самим агрегатором.
Отбор водителей
В Челнах информация о том, что водитель такси попал в ДТП или совершил наезд на пешехода, появляется чуть ли не каждую неделю.
Как же происходит отбор водителей, и какие требования предъявляет работодатель, чтобы обезопасить клиентов?
Из разговора с таксистами мы узнали, что критерии отбора если и есть, то никакого доверия не внушают.
«В одном таксопарке ставят в условиях отсутствие судимостей, а в другом не проверяют и этого. Главное, чтобы были права и опыт вождения от 5 лет», - говорят они.
При нарушении правил перевозки пассажиров (хамство, физическое насилие и проч.) водителя блокируют на определенный срок и не дают возможности работать. Но обойти систему, по словам таксистов, просто. Достаточно написать по номеру в одном из мессенджеров, предоставив права и документы на машину, к примеру, вашего друга или ближайшего родственника, и тебя автоматически регистрируют как нового сотрудника. Пережить блокировку и продолжить работу таксисту приходится, "ведь зарабатывать нужно", а вот пассажиру такие тонкости неизвестны. Кто знает, может быть, вчера ваш водитель «зарядил кому-то в табло», получил за это бан, а сегодня уже возит клиентов под другим именем.
«Когда клиент садится сзади, он не видит лицо водителя, только затылок. И люди зачастую не обращают внимания на то, кто к ним приехал. Самое страшное, когда родители вызывают такси для детей. Там не знаешь, кто может приехать», - признаются водители.
Что касается таксопарков, то, как сообщил наш источник, при приеме водителя на работу они являются только «подключашками», которые принимают людей, «неважно кого и как». Можно приехать в офис, отдав документы для подключения. Если офиса в вашем городе нет, то все делается самостоятельно с помощью сообщений в мессенджере.
Эксперимент
Для проверки достоверности информации об отсутствии жесткого отбора, полученной в беседе с водителями, мы решили провести собственный эксперимент и пройти удаленную регистрацию в нескольких сервисах заказа такси.
Для начала мы ознакомились с требованиями, которые работодатели опубликовали на своих сайтах: они находятся в свободном доступе, и получить их не составляет труда.
Так, одни критерии отбора водителей включают в себя: стаж вождения от 3 лет; возраст от 21 года; устройство на базе Android; паспорт или ВНЖ/РВП; права категории B: Россия, Белоруссия, Киргизия и Казахстан. И требования к автомобилю: авто не старше 2004 года выпуска; 4+ двери; хорошее состояние; российские номера; подойдёт автомобиль с брендированием других компаний.
Мы отправили заявку в мессенджере по номеру одного из сервисов заказа такси (к слову, эти номера можно найти в приложениях по поиску работы), сопроводив ее водительскими правами и документами на машину, а также предоставив свой номер телефона. То же самое мы проделали с номерами других служб такси.
Регистрацию мы прошли в тот же день, без лишних вопросов нас оформили в обоих сервисах заказа такси. После чего достаточно было скачать приложение такси, пройти диагностику (фотоконтроль, предоставить СТС и права; см. скриншоты) и «выходить на линию», то есть принимать и осуществлять заказы. Никаких справок о состоянии здоровья, наличии судимостей и прочих документов нам предоставлять не потребовалось.
К слову, машина у нашего «подставного водителя» оказалась трехдверная. В документации это не указано, но при прохождении фотоконтроля мы решили воспользоваться фотошопом: взяли изображение машины в интернете и поменяли номера.
Вот, что из этого вышло. В сервисе заказа такси проходить фотоконтроль транспортного средства нам вовсе не пришлось. Оказалось, что сделать это можно в течение 30 дней с момента регистрации, таким образом, весь месяц водитель может выполнять заказы без проверки состояния транспортного средства. Другое дело, если на вас пожалуется пассажир и уведомит службу безопасности. (За время работы над данным материалом нам удалось побеседовать с водителем с разбитым бампером, который выбрал этот таксопарк, так как в остальных с подобной поломкой на линию выйти не удастся). Таким образом, нам потребовались лишь СТС, водительские права, документ удостоверяющий личность и наш «подставной водитель».
Осталось только загрузить документы, дождаться их проверки и можно выходить на линию.
Мы решили уточнить, что делать водителю такси при остановке сотрудниками ДПС, если у него отсутствует лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Ответ прост:
Рейтинг клиента
Рейтинг водителя и рейтинг клиента – две стороны одной медали. Говоря о первой, всегда нужно помнить и о второй. Сниженный показатель водителя непосредственно сказывается на его заработке, а как формируется рейтинг пассажира и на что влияет он?
Оценки в рейтинге выставляет водитель, руководствуясь субъективным отношением к тому, кто находится в салоне его автомобиля. Но есть один важный момент. По словам нашего источника, оценка, выставляемая клиенту, зависит не только от того, как он себя ведет, но и от того, куда он едет.
«Например, клиент живет в 59 комплексе, а на работу ездит на Сидоровку. Если мне прилетел такой заказ, то я отвезу человека туда один раз, и, чтобы он больше мне не попадался, поставлю ему одну звезду. Поймите, когда отвозишь клиента на большие расстояния, ты не только теряешь время, но и деньги, если придется возвращаться «пустым», что случается нередко», - пояснил челнинский такстист.
Если же таксист напишет пользователю еще и отзыв («алкаш, наркоман»), то несколько поездок клиента с одной звездой приведут к блокировке.
Получается, что система оценок, изначально нацеленная на мотивацию пассажиров и таксистов быть лучше, в нынешних реалиях превращается в способ манипулирования агрегатором для упрощения работы водителей. «Обнулить» рейтинг можно лишь, пройдя регистрацию повторно, но уже с другого номера. Престижным считается рейтинг от 4.9 до 5.00.
Анна Гаврилова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)