Город и горожане
Заброшенные дачи оказались вне закона
В каждом садоводческом обществе есть десятки участков, которые не обрабатываются и заросли бурьяном. Такие бесхозные земли доставляют проблемы и соседям, и СНТ в целом, ведь они приносят дополнительные расходы по земельному налогу, являются местами складирования мусора, там часто случаются пожары. Подробнее об этой проблеме «Челнинские известия» поговорили с председателем СНТ «Бережок» Янна Фахразиева.
Чтобы стать хозяином, нужно… отказаться
«У меня в обществе 60 заброшенных участков. Основная масса бывших владельцев получила на них в 90-е годы государственные акты, которые в то время считались правоустанавливающим документом на владение дачей. Такие участки можно перераспределить или продать только после изъятия государственного акта у владельца, – рассказывает о ситуации в СНТ «Бережок» Янна Фахразиева. – Но найти их бывает довольно сложно, ведь многие хозяева уже умерли или уехали из города. В прошлом году меня по интернету нашла женщина из Смоленска, которой пришел земельный налог на участок под Челнами. Мы с ней оформили все отказные документы. Но это единичный случай».
Информацией о том, выдавался ли госакт на данный участок, располагает Росреестр. Покупатели должны сами сделать запрос, заплатить госпошлину. Многие получают положительный ответ, поэтому не могут законно приобрести участок.
Можно, конечно, иметь дело с родственниками. Но если человек умер, а родственники написали отказную, не вступая в наследство, документ не будет иметь силы.
«Они должны сначала вступить в наследство, а это судебная процедура, и только после этого имеют право отказаться от участка или пользоваться им», – поясняет эксперт.
«Зачем вы вырубили мою вишню?»
Некоторые председатели садовых обществ пытались решить проблемы брошенных участков. Например, самовольно вырубали на них заросли в целях пожарной безопасности. В итоге оказались в суде.
В одном из обществ пожилая владелица заросшего участка подала в суд на председателя, заявив, что приходит на этот участок летом и собирает там вишню. «Это мои деревья, зачем вы их тронули?» – сказала она, и закон встал на ее сторону.
Некоторые председатели действовали согласно уставам своих СНТ и отдавали землю, если та не использовалась в течение трех лет, ответственным дачникам. Но в конечном счете не все смогли оформить свои права на владение, поскольку не выполнялось главное требование закона – изъятие госакта.
Свет в конце тоннеля
Но есть общества, председатели которых в те же 90-е годы оформили один госакт на весь земельный массив, то есть вся земля принадлежит товариществу, а значит, у СНТ есть право перераспределять самостоятельно неосвоенные участки. В таких обществах встает другая проблема: земли больше, чем желающих ее приобрести.
Вопрос об использовании заброшенных земель в дачных поселках сейчас активно обсуждается в Ассоциации СНТ Набережных Челнов и Тукаевского района. С ним активисты обратились к главе Тукаевского района и намерены пойти на прием к мэру города Наилю Магдееву. Сейчас собираются общие данные о пустующих площадях. Одно из самых разумных решений, по мнению председателей, – передать такие участки молодым, многодетным семьям, освободив их на один год от членских взносов. Но для реализации проекта важно участие властей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)