Культура
Лучший сказочник всея Руси ставит премьеру в Челнах
Новогодним подарком для зрителей русского драматического театра «Мастеровые» станет премьера «Влюбленный лисенок» (6+) по мотивам сказочной повести шведского писателя Яна Экхольма.
Ставит спектакль Вадим Романов – заслуженный артист России, главный режиссер, художник-постановщик Лодейнопольского драматического театра - студии «Апрель» Ленинградской области. В его творческой биографии более двухсот ролей в театре, кино и рейтинговых телесериалах.
В интервью «Челнинским известиям» гость города рассказал, чем удивили его театр «Мастеровые» и наш город, о зрительском менталитете и сувенире, который увезет с собой.
«Душа ребенка – загадка, которая постоянно меня притягивает»
– Вадим Валериевич, вы знаете, что в театральном мире вас зовут «Лучший сказочник всея Руси»?
–Конечно, уже лет шесть так величают. И я счастлив! Свою первую сказку «Неуловимый Фунтик» Валерия Шульжика на профессиональной сцене я посвятил дочери Варваре, когда она еще в школу не ходила. Это был переломный момент в моей творческой биографии: до 2009 года я работал исключительно актером в Александринском театре в Петербурге и вдруг понял, что меня зовет полученное в свое время второе образование в ГИТИСе. Существует два мнения о становлении режиссерской профессии: первое – им нужно родиться; второе – исконная традиция профессионального театра в том, что ведущий артист становится режиссером. Не сочтите за нескромность, но я всю жизнь был первым артистом и не стесняюсь об этом говорить. Именно в театре молодые артисты начинают постигать и оттачивать актерское мастерство. И спектакль- сказка для этого самый лучший материал: юные зрители очень тонкие ценители. Они не прощают фальши.
– Инициатива оживить сказку «Влюбленный лисенок» исходила от вас или администрации театра «Мастеровые»?
– Когда меня спросили челнинские коллеги: «Что вы хотите поставить?» Я ответил: «Могу предложить как поставленные спектакли, так и те, которые еще никто не видел». В итоге из списка был выбран «Влюбленный лисенок», инсценировку которого я написал давно. С радостью отнесся к этому предложению, поскольку стараюсь никогда не повторяться, а тут дополнительный бонус – работа в новых условиях. Обычно я сам художник-постановщик своих спектаклей, а в Челнах единомышленником стала главный художник театра «Мастеровые» Елена Сорочайкина, создавшая костюмы и декорации. Мне импонирует творческое мышление.
– До премьеры осталась лишь неделя. Успеваете?
– Перед нами стояла сложная задача: на работу дали месяц. Но сжатые сроки не смутили: мы сработались, артисты готовы на 100 процентов, и сейчас ждем генеральной репетиции на сцене – в костюмах, с декорациями. Маленьких зрителей ожидает яркое, веселое и романтичное представление о цыпленке Тутте и лисенке Людвиге. Евгений Федотов сыграет папу лисенка Ларссона, а Марина Кулясова – его маму.
– Роли вы распределяли сами?
– Нет, это состоялось до моего приезда. Первый раз в театр я приехал в августе и познакомился с артистами. А уже в ноябре посмотрел спектакли «Собачье сердце», «Танец Дели», «Три сестры». А на «Дуры мы, дуры», смеялся громче всех в зале. Приятно отметить, что театр с исконно русским названием «Мастеровые» такой профессиональный и работоспособный.
– Должен ли режиссер детских спектаклей иметь представление о педагогике, психологии?
– А как же иначе? Я сам режиссер-педагог. Всегда пытаюсь делиться своим опытом. Моя святая задача – увлечь замыслом, поэтому интригую, и на выпуске спектакля возникает единая команда.
– А в чем интрига во «Влюбленном лисенке?»
– У спектакля философский жанр, он о любви и дружбе без хитростей. Представьте ситуацию: встречаются два разных мира и между ними начинается дружба, помешать которой не могут ни вражда лис и кур, ни сторожевой пес. Все по-взрослому – есть любовь, хитрость, ведь дети не любят сюсюкания, не надо их только развлекать.
Лучшая оценка театру – отсутствие билетов в кассе
– С какого возраста можно водить ребенка в театр?
– Я был удивлен, когда в Краснодаре на спектакли с возрастной рекомендацией 0+ некоторые родители приносили младенцев. Это очень рано. Считаю, в театр детей можно приводить с трех лет – у них уже есть эмоции, они не испугаются громких возгласов. Рядом мама или папа, которые держат его за руку и помогают адаптироваться в сложном мире живого творчества. Все, что происходит в душе ребенка, загадка, которая постоянно меня притягивает.
– Помните первый спектакль из своего детства?
– В 4 года с группой детского сада я увидел сказку «Белоснежка и семь гномов» в исполнении приезжего профессионального театра. Это было в клубе села Белики и, как только открылся занавес, я навсегда остался в театре.
– Сейчас много кружков раннего развития. Ваше мнение – не вреден ли бэби-театр для детской психики?
– Повода для дискуссии нет – это давно существующая практика. Ситуация в другом: реакцию ребенка, порой, трудно предугадать. И если вдруг на постановке он начнет плакать, то лучше выйти из зала.
– Вы работали во многих городах, скажите, пожалуйста, какой он – зрительский менталитет?
– Какое сложное слово – менталитет… Зритель везде одинаковый: будь то в городах России, Америки, где я работал в театре Далласа, Бельгии, Франции, Голландии или в Германии, где поставил спектакль по пьесе О. Генри «Вождь краснокожих». Главное – зритель любит правду, искренность, эмоции, ему нельзя врать, наигрывать. Он за «знак качества» голосует рублем, фунтом, долларом.
Сегодня в Москве, Питере – бум в театрах, музеях, картинных галереях, люди стоят в очередях, раскупают дорогие билеты. Настоящее искусство многому учит. Выступая с лекциями перед молодежью, я говорю любимую фразу: читающий книги человек всегда будет управлять теми, кто играет в компьютер.
– Доводилось ли видеть фиаско коллег – пустой зал?
– Если со спектакля уходит зритель, то грош цена нам, артистам. Я не раз видел полупустые помещения, а однажды на премьере коллег, в зале на тысячу мест после первого действия осталось около ста человек. Я с ними согласился – на сцене шла откровенная чушь. Меня раздражает, когда после премьеры актеры говорят: «В следующий раз сыграю лучше, по-другому». Я стискиваю зубы: а что в этот раз помешало? Лично я горжусь всеми своими ролями, которым отдал всего себя.
– Ваш совет зрителю любого возраста, которому спектакль показался скучным: выйти в середине постановки или сидеть до конца из уважения к актерам?
– Зачем же терпеть и заниматься мазохизмом? Хороший спектакль или нет – понятно уже через полчаса. Решив уйти, надо дождаться минуты затемнения и громкой музыки. Если постановка сорвалась, значит, деньги театр просто профукал. В своем театре я сам форматирую репертуар с ориентиром на нашу аудиторию. Когда-то про наш город говорили: «Не в тюрьме, и не на воле – я живу в Лодейном Поле». С нового года у театра, которым я руковожу три года, новый статус – областной театр. Значит, я что-то правильное в него вкладываю, и лучшая оценка нашего труда это отсутствии билетов в кассе.
– Правда, что артист должен повиноваться режиссеру?
– Конечно! И не смотря на это, он должен спорить, чтобы понять мою логику, проникнуть в мой замысел и стать соратником.
– При выборе постановки существуют ли признаки, по которым она не подходит или наоборот – подходит идеально?
– Если не нравится, могу отказаться, но если просят – берусь. Интересно узнать, почему руководство выбрало именно эту постановку. По ходу дела переписываю ее и это ради того, чтобы улучшить хорошее, сделать его удивительно прекрасным.
«Батей меня впервые назвали в челнинской маршрутке»
– Вы впервые в Челнах, какое впечатление произвел наш город?
– Большие расстояния, огромные масштабы, но, к сожалению, в таком современном городе отсутствует развитая транспортная структура. Почему после спектакля в 22 часа нет автобусов, и приходится вызывать такси? Неужели в городе живут миллионеры? Я в театр езжу на маршрутке, и по привычке наблюдаю за пассажирами, ведь опыт складывается из открытых глаз и ушей. Растрогался, когда парень вдруг назвал меня батей и заговорил о даче, о хобби. Я так когда-то обращался к отчиму.
– В рекламе снимаетесь?
– Да, и не вижу в этом ничего зазорного – это честная работа. И не только ради денег. Отдай все, что умеешь, и тогда твое отношение к этому делу изменится. Я отдаю и надеюсь, что у меня получается честно.
– Готовы еще ставить спектакли на челнинской сцене?
– Мое кредо – работать так, чтобы всегда звали еще раз. Стараюсь выложиться, чтобы моя работа, эмоции остались не только в сердцах зрителей, но и чтобы руководство театра было уверено во мне на все сто.
– Вадим Валериевич, какой сувенир будет вам напоминать о Челнах?
– Футболка с эмблемой театра «Мастеровые».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)