Культура
Он настоящий: в Челнах открылась выставка Рубенса [фото, видео]
Центральная картина экспозиции - «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» - оригинал
Сегодня, 31 января, челнинцам был преподнесен поистине замечательный подарок – выставка «Питер Пауэль Рубенс и его время». Коллекция принадлежит Ирбитскому государственному музею изобразительных искусств.
Живописное полотно известного фламандского художника «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», которому уже 400 лет, в большом зале картинной галереи заняло центральное место. О ценности работы мастера свидетельствует и такой момент: у внушительной картины - специальное ограждение.
На открытии выставки присутствовал бессменный директор музея Валерий Карпов. Фанат своей профессии, он сейчас – единственный свидетель неизвестных страниц, связанных с реставрационными работами картины-шедевра. Лишь в ноябре 2012 года мир облетела сенсационная новость - в Ирбите обнаружен подлинник картины Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой».
На вопрос «Челнинских известий»: «Неужели раньше не было возможности узнать об этом?» Валерий Андреевич ответил: «В Эрмитаж картина попала в 1931 году, в то время здесь все натуральным образом грабили, вывозили за границу уникальные ценности. Скорее всего, для того, чтобы полотно не вывезли из страны, не продали, специально указали его в документах как «копия». Потому и не вывезли. В Петербурге, в запасниках, картина пролежала 45 лет. Лишь в 1976 году ее подарили нашему музею: я тогда формировал коллекцию западноевропейской живописи, приехал за помощью к директору Эрмитажа Борису Пиотровскому. Словом, получилось: дай нам, Боже, что вам негоже. Так, среди переданных нам работ из запасников Эрмитажа оказалась картина кисти Рубенса».
Для возвращения шедевра, который был покрыт пылью, а его лаковая поверхность пожелтела, частично разложилась, реставратор работал ровно год. А все это время не утихала дискуссия - копия или шедевр? Валерий Карпов первым обратил внимание на особую манеру письма художника Рубенса в этой картине, ведь именно он умел создавать ощущение живых, наполненных слезами глаз.
«Это оригинал!» ¬- вынесла окончательный вердикт в мае 2013 года Наталья Грицай, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа. Вспоминая об этом волнующем и эмоциональном событии, Валерий Андреевич даже не сдержал слез.
Всего в большом зале представлено свыше 60 гравюр, выполненных с картин Питера Пауэля Рубенса и других великих голландцев. На гравюрах - исторические и библейские сюжеты, портреты художников и современников. Прикосновение к событиям 400-летней давности дает сильные ощущения.
Глядя на публику, заполнившую большой зал картинной галереи, Валерий Карпов с ноткой грусти в голосе сказал:
«Челнинцы подлинный шедевр Рубенса увидят впервые и – в последний раз. Вряд ли мы сможем привезти эту работу в ваш город еще раз. Возить по дорогам старинное полотно нерезонно: оно страдает, портится, приходится пользоваться заклейками».
Выставка будет работать до 22 марта.
Фото, видео: Челнинские известия / Кирилл Рочев.
6+
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)