Культура
Семь причин посетить выставку «Язык искусства»
В Историко-краеведческом музее Набережных Челнов открылась выставка «Язык искусства» (0+), где представлены музыкальные инструменты с вековой историей и репродукции картин из коллекции художницы Нади Леже.
Чтобы увидеть пианино, «год рождения» которого датируется 1888 годом. Его произвели в Санкт-Петербурге по технологии, перенятой из Германии. Немецкая фирма ценится среди музыкантов за качественные инструменты, поэтому в ее копилке имеется с десяток золотых медалей за качество. Все награды получены в разные годы.
«В фонды музея пианино поступило от дарителей из Челнов. Музыкальный инструмент находился в обычной квартире, был приобретен для ребенка, когда он перестал заниматься, семья решила передать его нам, - дополнила главный хранитель фондов музея Наталья Микрюкова. – Для первозданного вида ему не хватает подсвечников, которые крепились к передней стенке над клавишами».
Чтобы сыграть на «радужном» ксилофоне. Музыкальный инструмент сравнительно молодой, выпущен во второй половине XX века.
Инструмент больше всего привлек внимание посетителей. С помощью специальной палочки каждый желающий мог извлечь звуки. Это в день открытия пробовали сделать и взрослые разных профессий, и дети разных возрастов.
«Ксилофон поступил в музей от одной из музыкальных школ города. Скорее всего, он был списан и передан нам в дар. Из этих учреждений нам уже поступили гармоника, балалайка, домра и другие инструменты», - рассказала главный хранитель фондов.
Чтобы поностальгировать о вечерах у костра с гитарой. Окунуться в советское и постсоветское прошлое, где не было гаджетов, помог руководитель Школы Рока Ярослав Гользаузер. Он под гитару исполнил известные песни прошлых лет.
Также Ярослав представил на выставке пять музыкальных инструментов из коллекции своей школы. Есть среди них и электрогитары: бас гитара «БАС», которая выпускалась с 1975 по 1981 годы на фабрике «Терек» в СССР или гитара MUSIMA Eterna de Luxe, она производились с 1965 по 1975 годы на фабрике в ГДР.
«Выставили не только гитары, но и электромандолину «Крунк» из Ереванской фабрики музыкальных инструментов. Она считается редкой, так как было выпущено около 3 тысяч штук. Выпускалась с 1973 по 1976 годы. Коллекция учебного заведения пополняется с помощь и учеников, и педагогов», - дополнил Гользаузер.
Чтобы прикоснуться к редким музыкальным инструментам – гуслям столообразным и фисгармонии. Предположительно они выпущены в конце XIX начале XX веков.
Как рассказала Наталья Микрюкова, музею гусли предоставлены Эвелиной Клюевой. Она является внучкой священнослужителя Орловской церкви Набережных Челнов Алексея Лаврова, у которого дома хранился этот инструмент.
«Гусли столообразные – еще называются поповскими, потому что они были распространены в домах священнослужителей», - поделилась деталями она.
Фисгармония передана музею от семьи педагогов Красильниковых: супруг был директоров школы №3, супруга – учителем математики. Этот инструмент можно в какой-то степени назвать дальним родственником фортепиано.
Чтобы ознакомиться с факсимильными репродукциями картин художников с мировым именем – Анри Матисса, Винсента Ван Гога, Эдуарда Манэ. Картины в фонд музея переданы из частной коллекции художницы Нади Леже и хранятся с 70-х годов прошлого века.
«Челнинцы и гости города увидят среди экспонатов ноты композитора Сары Садыковой и книги, написанные о ней дочерью Альфией Айдарской. Последние издания она передала нам совсем недавно – в конце декабря 2020 года», - сказала главный хранитель фондов.
Чтобы внимательно разглядеть самодельную гармонь, хотя ее с трудом отличишь от фабричной. Двухрядную гармонь в середине XX века изготовил Садык Хасаншин. Он известен в нашем городе, как актер Татарского народного театра, как первый радиомастер, собравший не один десяток радиоприемников, как гармонист. Также этот человек передал музей свою коллекцию радиоприемников. Его уже несколько лет нет в живых.
«А вот эту трубу тенор принес в музей челнинский художник Ленар Ахметов, он обнаружил ее на чердаке своего дома. Инструмент сравнительно молодой – 80-х годов XX века. Не цельный – у него отсутствует мундштук (съемная часть инструмента, которую музыкант касается ртом), и местами есть небольшие вмятины», - объяснила Микрюкова.
Чтобы посмотреть на мини-арфу. Инструмент предоставлен для выставки директором челнинской детской музыкальной школы №3 Натальей Шумиловой.
«Миниатюрной арфе около полувека, она отличается от своих «собратьев» тем, что намного меньше их – в высоту всего сорок сантиметров. Ее мне вручили за победу в номинации «Руководитель музыкальной школы» в конкурсе «Лучший социально-ответственный руководитель в учреждении культуры», - сказала Шумилова.
Пользуется популярностью на выставке (и не только на этой!) барабан и горн. Посетители, особенно совесткого поколения, всегда хотят сделать фото с этими инструментами и вновь ощитуть себя пионерами. И, конечно же, на экускурсии посетители обязательно получат ответ на вопрос: «Курай – башкирский или татарский инструмент?»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (2)