18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Образование

Искать учителей в челнинские школы приходится в разных городах

Искать учителей в челнинские школы приходится в разных городах

Довольны ли педагоги зарплатой и каких учителей-предметников труднее всего найти?

В Татарстане не хватает около 2,3 тысяч учителей. Вопрос нехватки педагогических кадров поднимают в республике ежегодно. Наиболее острый дефицит наблюдается в Казани, Набережных Челнах, Зеленодольске, в Лаишевском и Нижнекамском районах. «Челнинские известия» выяснили, какова ситуация в нашем городе перед началом учебного года.

 

Учителя математики и начальных классов – в наибольшем дефиците

 

Наибольшее количество учительских вакансий в Татарстане по математике – 393, начальным классам – 357, русскому языку – 312, иностранному языку – 226, физике – 166, информатике – 101.

 

При этом в Татарстане ежегодно выпускают 4 тысячи педагогов по программам высшего и среднего профессионального образования. Лишь чуть более половины выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе, трудоустраиваются по специальности. Среди выпускников педколледжей доля трудоустроенных по профилю выше – 85 процентов.

 

В Набережных Челнах трудится 8620 работников педагогической отрасли. Высок процент учителей в возрасте от 25 до 44 лет, самые возрастные учителя – те, кто преподают химию и физику, почти половина педагогов имеют стаж работы 20 лет и более. 16 процентов – молодые педагоги со стажем менее трех лет, 22 процентов – педагоги пенсионного возраста. Самое большое количество учителей по совместительству – также учителя физики и химии.

 

Как рассказал на республиканской педконференции министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, вопрос нехватки учителей решается зачастую увеличением нагрузки. Сегодня почти треть педагогов имеют нагрузку более полутора ставок и половина из них – учителя математики и русского языка. Актуальным все еще остается вопрос снижения документальной нагрузки на учителей.

 

Всего в Татарстане трудится 76 943 педработника, из них 36 789 – в школах, 20 677 – в детсадах. Еще 4538 в колледжах и техникумах, 7862 в организациях допобразования. Средний возраст педагогов составляет 48 лет. Доля молодых учителей в возрасте до 35 лет – 21 процент.

 

Искать педагогов приходится в разных городах

 

Директор Центра образования №62 Марс Гафуров говорит, что в этом году у них 35 новых педагогов, из них 15 молодых специалистов. Так как это новое учреждение, ежегодно здесь увеличивается количество учеников, в прошлом году их число стало на 700 больше, в этом на 500. Соответственно, нужно много новых учителей. Руководитель привлекает их из разных городов.

 

«Работу по формированию кадрового состава я начинаю еще в ноябре, ведется подсчет числа необходимых нам педагогов. И я ездил в Елабужский филиал КФУ, в Мензелинский педколледж, Глазовский педуниверситет, Можгинский педколледж, про наш НГПУ и педколледж вообще не говорю: мы там уже «прописались», это наш основной поставщик кадров. Плюс – это новый микрорайон, сюда также переезжают учителя по месту жительства, которые приходят к нам на работу», – говорит Марс Гафуров.

 

Чтобы удерживать молодых педагогов в школе, за ними закрепляют наставников. Молодежь приходит с горящими глазами, и их интерес важно сохранить. Кроме того, Центр образования №62 из собственного бюджета доплачивает молодым специалистам к зарплате плюс 1500 рублей помимо республиканской доплаты 2500 рублей.

 

«Нехватка педагогов есть не только в нашем городе, но и по всей стране. Надо поднимать статус педагога, и конечно, платить достойную зарплату. Зарплата зависит от стажа, квалификации, нагрузки. На одну ставку никто не работает, это мало – 18 часов, в среднем – 26 часов, полторы ставки. Больше полутора ставок стараемся не давать, чтобы это не сказывалось на качестве образования», – говорит Марс Гафуров.

 

 

Директор полилингвальной гимназии №59 «Адымнар» Азат Галиев говорит, что к новому учебному году не хватает только учителей математики. Но ожидается, что к 1 сентября вакансии уже будут закрыты.

 

«У нас выше требования, так как предметы в школе преподают на трех языках, и к учителю соответствующие требования. Сейчас нам нужен учитель математики, предпочтительно со знанием татарского и английского языков. Конечно, нехватка учителей сохраняется из-за того, что многие педагоги просто находят другую работу, где выше зарплата. Нам потребность в кадрах помогает закрывать НГПУ и педколледж. В этом году к нам пришли три молодых специалиста, и в основном у нас молодой педагогический состав. Другое дело, что молодые кадры важно уметь сохранить, а для этого нужно хорошее наставничество, плюс поддержка государства и города», – говорит Азат Галиев. 

 

Средняя зарплата педагогов в Татарстане составляет 53 тысячи рублей. По словам министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина, это зарплата за полторы ставки. На сайте поиска вакансий в Набережных Челнах больше всего вакансий учителей математики, также физики, информатики, где учителям предлагают зарплату 35000- 50000 рублей.

 

73,8 процентов выпускников НГПУ пришли в образовательные учреждения

 

В Набережных Челнах главной кузницей школьных кадров является педагогический университет. В этом году 73,8 процентов выпускников НГПУ пришли работать в образовательные учреждения.

 

Получив высшее образование по очной форме обучения, 172 выпускника по десяти направлениям подготовки нашли работу в школах и детсадах республики и соседних регионах. 33 процента из этого числа остались в Челнах. В этом году НГПУ также выпустил 321 заочника. Средне-профессиональное образование получили 44 человека, часть выпускников ушла в большое плавание, часть решила продолжить обучение в вузе. 

 

«Магистратуру на очной форме по четырем направлениям окончили у нас 23 человека, по заочной – 48. Можем сказать, что многие из них и учились в вузе, и работали одновременно. Часть из них ушла преподавать в колледжи. Более точная цифра по нашему общему выпуску будет сформирована позже. Также молодые люди уходят на службу в армию, девушки – в декрет, а целевики возвращаются к себе домой. Ведь, у нас обучаются ребята из разных регионов по целевым направлениям. Но, стоит отметить, что часть из них все остались работать здесь», – рассказали в отделе практик Набережночелнинского педагогического университета.

 

 

Например, Рамиля Бигимова – выпускница историко-географического факультета по профилю «География и иностранный язык», почти сразу после выпускного, отправилась на собеседование в гимназию №57. Она учитель географии, читает разные методические разработки учителей с опытом, готовит рабочие программы и календарно-тематические планы к новому учебному году.

 

Учитель ИЗО и технологии Элина Идрисова также недавно окончила Набережночелнинский педагогический университет и устроилась в школу №34 с углубленным изучением отдельных предметов. 

 

«Для меня важно найти общий язык и с коллективом, и с детьми, это очень взаимосвязано. Мне, как молодому специалисту, важно получить помочь и поддержку старших коллег. И, если возникнут проблемы с детьми, я хотела бы иметь возможность обратиться за советами к более опытным педагогам. Несмотря на то, что многие относятся к урокам ИЗО и технологии пренебрежительно, я буду давать те знания и навыки, которые дети должны получить на этих занятиях», – говорит Элина.

 

В этом году на зачисление в университет подано более 3500 заявлений. По словам ответственного секретаря приемной комиссии НГПУ Луизы Мингазовой, в этом году наблюдался наплыв абитуриентов, приняли на 900 заявлений больше, чем в 2023.

 

Самыми популярными профилями, как и в прошлом учебном году, остаются «Иностранный язык, Второй иностранный язык», «Дошкольное образование и Логопедия», «История и Обществознание» – на дневной форме обучения, на заочной наиболее востребованные направления – «Психология образования», «Логопедия», «Русский язык и литература». В этом учебном году в НГПУ выделено более 800 бюджетных мест.

 

 

Учитель, пожелавший остаться инкогнито, считает, что педагогика – это большая нагрузка с низкой зарплатой. Сейчас все реже кто-то берет на себя классное руководство, несмотря на доплату, так как это еще много дополнительных сложностей, самая большая из которых работа с очень требовательными родителями.

 

«Очень обидно, что работа педагогов так мало ценится, а отношение к нам сейчас, как к обслуживающему персоналу. Молодым учителям сложно это выдержать, возрастные учителя, конечно, держатся. У нас сейчас из-за нехватки учителей и персонала в школе, директор даже сам помогал мыть посуду в столовой», – говорит учитель.

 

Другой опытный учитель отмечает, что главная проблема – зарплата.

 

«Понятно, что все упирается в вопрос зарплаты. За последний год ее подняли только на две тысячи рублей. У большинства педагогов зарплата чуть выше 30 тысяч рублей. Молодежь приходит, у них 20 тысяч рублей. Если бы подняли зарплату, проблем не было».

 

Еще одна собеседница издания, молодой сотрудник, при этом довольна своей зарплатой, но для этого ей приходится много работать.

 

«У меня нагрузка большая, много кружков. У меня нормальная зарплата, я не жалуюсь. Уже второй год буду работать, то есть задержалась в школе. Я веду историю и кружки. Если любишь детей, то даже получаешь удовольствие. Но не каждый из любви к детям будет работать, нужно ипотеку платить, многое другое. У меня получается 24 часа в неделю. По зарплате не могу сказать, сколько выходит, потому что у нас есть замена, мероприятия, доплата за проверку олимпиад и прочее. Если работаешь, то платят».

 

На республиканской педконференции раис РТ Рустам Минниханов подчеркнул, что большое значение в решении вопроса нехватки кадров имеет именно работа на уровне муниципалитетов.  

 

«Кто такой учитель? Это очень уважаемый человек, но роль и статус учителя немного принижены, мы должны сделать все, чтобы к этой профессии было уважение. Где не хватает персонала, значит, мы на уровне муниципалитетов не дорабатываем», – обратился к министру образования и науки РТ Рустам Минниханов.

 

 

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос