Образование
Как работает школьная служба примирения
Ученики помогают друг другу решать конфликты
В школах Набережных Челнов появилась служба примирения. В прошлом году ее запустили в нескольких учреждениях как пилотный проект. А в этом учебном году она начала работать практически во всех школах города. В СОШ № 8 она оказалась одной из лучших.
Педагог-психолог школы № 8 Олеся Терешева начала с того, что выбрала пять подростков, которые стали нейтральными посредниками в разных школьных конфликтах. Их назвали медиаторами.
"Одним из важнейших принципов службы примирения является нейтральность. Не надо выяснять вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, нужно стать независимыми посредниками, которые помогают сторонам самостоятельно найти выход из конфликта, снизить эмоциональный накал, понять друг друга", – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе школы № 8 Наталья Кувшинова.
И вся эта работа проводится только при добровольном согласии обоих сторон конфликта.
Когда медиаторы узнают о ссоре, они начинают общение с каждой стороной конфликта, потом приглашают их на встречу, где подробно обсуждают ситуацию. Взрослый психолог наблюдает за всем со стороны. Дети высказывают друг другу то, что им не нравится, затем с помощью школьников-медиаторов решают конфликт. В ходе обсуждения ведется запись договоренностей, которая потом как документ выдается ученикам. Уладив конфликт, ребята обычно остаются в хороших отношениях. Но иногда бывает, что просто перестают общаться – это не лучший исход, но главное, что они больше не обижают друг друга.
Процесс примирения похож на судебное заседание, но обстановка там довольно дружественная. Пока школьная служба примирения работает в основном с ребятами до 7-го класса. К ученикам старшего звена нужен иной подход, считает психолог Олеся Терешева, который она планирует разработать позже.
Главные принципы школы примирения – добровольность, нейтральность переговорщиков, равноправие сторон, конфиденциальность.
"Мы считаем, что школьная служба примирения играет большую роль в профилактической работе с ребятами, ведь никакой ребенок не будет думать об уроке, если его ждет разборка или он стал жертвой насилия. Дети не рождаются трудными, такими они становятся из-за определенных обстоятельств. На трудного подростка чаще всего вешают ярлык хулигана, у него включаются психологические механизмы оправдания собственных поступков. Поэтому школьная служба примирения – это необходимость. Мы исходили из того, что людям важно уметь сотрудничать, договариваться", – рассказывает Наталья Кувшинова.
За год существования службы в школе № 8 произошло десять примирительных договоров.
Например, школьная служба примирения решила ситуацию в классе, где на девочку с лишним весом началась травля.
"Мы собрали весь класс, обсудили эту проблему, донесли до детей то, что это плохо. А затем, собравшись в кружок, каждый говорил о том, что он может сделать для того, чтобы подобного не повторялось. В конце, составив протокол, мы передали его классу. Мы контролируем обстановку в классе, подобного там больше не было", – говорит Олеся Терешева.
Обычно в конце четверти некоторые ребята начинают высказывать недовольство педагогам, считая, что им занижают оценки. И в этом случае медиаторы тоже приходят на помощь.
На вопрос: «Не легче ли решать конфликты в кабинете у директора?», педагог-психолог отвечает, что там обычно рассматриваются более сложные ситуации, правонарушения совместно с родителями и инспектором по делам несовершеннолетних.
"На педсовете нас как-то спросили, гарантируем ли мы, что после наших восстановительных программ ребенок больше никогда не совершит правонарушения. Таких гарантий нет, но у нас есть уверенность, что, однажды решив конфликт цивилизованно, в будущем подросток не будет вести себя необдуманно", – считает Наталья Кувшинова.
фото "Челнинские известия"/ Антон Катушенок/ фото сделано в школе №7
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)