18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Образование

На производствах нужны не умные, а умелые: но в школах больше нет уроков труда

На производствах нужны не умные, а умелые: но школах больше нет уроков "труд"

Умелых работников становится все меньше: старые уходят на пенсию, молодые не умеют работать руками. Почему и что с этим делать?

На эти вопросы свою точку зрения высказал педагог допобразования, который больше 20 лет прививает детям в Набережных Челнах интерес к ручному труду. Кстати, в школах теперь урок называется "технология", а не "труд". Геннадий Филенков, ведет  занятия по сложному конструированию, которые востребованы детьми всех  возрастов, организовал «Семейный клуб» на базе молодежного клуба «Эверест». Имеет за плечами опыт работы на производстве. 

 

 

- Геннадий Антонович, вы подчеркиваете, что труд и работа – это разные вещи. Почему вы так считаете?

 

- Это действительно разные понятия. Работает сварщик, плотник, учитель, водитель автомобиля и т. д. Все они создают стандартный продукт, основная мотивация работника это зарплата.  Трудятся люди с предпринимательскими качествами личности. Их деятельность ориентирована на получение нестандартного продукта. Например, человек решил построить на даче теплицу по собственному проекту, или разбить оригинальный цветник. Это уже труд. Творчество и проектная деятельность  это синонимы  понятия труд. Большинство людей об этом не задумываются, но каждый из нас в положенное время  зарабатывает деньги, а после работы может заниматься любимым делом – творчеством.

 

- Ну,  есть же в школах предмет технология, потомок советского трудового воспитания. Его не достаточно или он теперь не такой как раньше?

 

- Если говорить об особенностях организации уроков технологии для мальчиков, то именно им предстоит после окончания школ  осваивать дефицитные рабочие и инженерные профессии.  Урок технологии длится  90 минут.  Считается, что часть занятий посвящается теории, а затем должны наступить  практические занятия:  работа с материалами, освоение сложных технологий и на выходе практических занятий  должны быть изделия.  Чтобы это реально случилось, учитель технологии должен перед началом занятий разработать и изготовить образец изделия, позаботиться о приобретении, перевозке и складировании необходимых материалов, изготовить   раздаточный материал, отрегулировать и заточить  инструменты. И так для каждого практического занятия. Эти подготовительные работы в проекте не были предусмотрены, так же, как и обеспечение занятий, расходным материалом. В результате учитель технологии получает нагрузку, где отсутствует  время на подготовку к проведению практических занятий при отсутствии  материальных ресурсов.  Остаётся только теория. Государство, по инерции,  вкладывает  огромные средства, оснащая школы мастерскими, где есть станки, инструменты, но  всё это сейчас является лишь дорогостоящим наглядным пособием. Разумеется, учителя технологии, правильно понимающие свои задачи, пытаются, хоть как-то занять детей и подростков, но в таких условиях это не приносит должного эффекта. 

 

- Для практики изготовления чего-то руками есть кружки и секции.

 

- В городе большое количество кружков, где дети обучаются хореографии, вокалу, рисованию. Но социальный заказ требует специалистов для производства, а не для сцены. Прививают  интерес  к освоению практического мастерства в кружках декоративно-прикладного искусства. Здесь работают (нет, трудятся!), в качестве руководителей кружков в основном женщины-педагоги.  Они разрабатывают образцы  изделий для каждого занятия, находят источники обеспечения детей расходным материалом и обучают мастерству изготовления полезного продукта.  Всё это соответствует естественной потребности детей к познанию материального мира. Но все эти кружки востребованы для начальных классов и в основном для девочек, ведь в занятиях преобладает эстетическая составляющая: всё красиво, привлекательно и не требует особых материальных затрат. Опять мальчики не у дел! 
Для  мальчиков  начального и среднего звена есть кружки технического моделирования. И в городе работает Центр детского технического творчества. Но опять мы видим только начальное техническое моделирование для младших школьников, которые ведут в основном женщины. Что касается сложных технологий  в техническом  моделировании, где дети и подростки могли бы конструировать модели на современной технической основе, то в Центре работают всего три специалиста, которые могут научить детей такому мастерству. И возникает вопрос: почему в  полумиллионном городе всего один Центр детского технического творчества, где сложное техническое моделирование ведут всего несколько специалистов? Как сопоставить возможности Центра с тем фактом, что в школах города обучаются около 60 тысяч детей разного возраста.

 

- А как же современные челнинские техноцентры типа «Кванториума», где ребята занимаются робототехникой и программированием? Может, современному ребенку не нужно уметь делать табуретку?

 

- Да, такие занятия открывают  детям дорогу  в производство XXIвека. Но никто не задумывается над  тем, что любой робот программируется на производство полезного продукта в конкретной материальной среде. То есть, технология  и программирование,  неразрывно связаны  между собой. Получается, что в школы города начали внедрять робототехнику, а условия для освоения детьми производственных технологий, по-прежнему  отсутствуют. Основная проблема в том, что трудовое воспитание, куда входят и уроки технологии в школах, и техническое моделирование и декоративно-прикладное искусство находится в ведении системы образования. Главная задача школы – дать детям теоретические знания. Здесь работают педагогические технологии. А производственных технологий школьные учителя не знают. И не удивительно, что школьный предмет  технология так же попал в разряд урока. Урок – это форма теоретических занятий, а  слово технология расшифровывается как мастерство, искусство. И мастерство можно приобрести только практическим  путём в специально созданной ресурсной среде  Правильно организованные практические занятия способствуют, прежде всего, развитию интеллекта, лучшему освоению теоретических знаний, развитию целеустремлённости и  культуры труда. И наоборот, дети, представленные самим себе, влиянию интернета, бессистемной социальной среды не получают необходимого развития, часто попадают в зону риска и оказываются неподготовленными к нормальной жизни. Давайте не побоимся сказать: это брак в воспитании, который имеет место, порой из-за  равнодушия, порой из-за нежелания вникать в проблему. 

 

 - И какой выход из ситуации?

 

- Возрождение трудового воспитания – это  стратегическая задача не только для города, но и для всей страны. Школа не может справиться с ней  без участия родителей и производственников. Но инициатива о возрождении трудового воспитания должна пойти от руководителей города.
В системе допобразования образовался дефицит специалистов, способных организовать практические занятия по различным направлениям конструирования высокого уровня сложности , связанных с запросами современного производства.  Значит, нужно привлекать в систему дополнительного образования специалистов, имеющих опыт работы на производстве с последующим  обучением,  по профилю воспитательной работы.

 

Есть проект под названием «Каждой школе свой технический Центр». Есть опыт,  который позволяет организовать востребованные для детей и подростков комплексные занятия по нескольким направлениям: работа с деревом, легоконструирование, которое дает представление о различных механических системах, робототехника, конструирование воздушных змеев, изготовление корпусных и каркасных конструкций с  элементами черчения. 

 

Предлагается организовать на базе мастерских конкретной школы экспериментальную площадку производственного типа, чтобы создать ресурсную среду и организовать  занятия по всем направлениям практической деятельности.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос