События и факты
Рафгат Алтынбаев: «Всегда хотелось удивить людей»
Рафгат Алтынбаев для Набережных Челнов – фигура знаковая, восемь лет он был мэром города, а до этого еще столько же работал во власти: занимал посты от второго секретаря горкома КПСС до председателя исполкома. В 1999 году он переехал в Москву. С этого момента челнинцы периодически могли видеть его на экране телевизора. Сейчас он чаще бывает в Челнах. В эксклюзивном интервью «Челнинским известиям» Рафгат Алтынбаев рассказал о своей нынешней жизни.
«Ельцин был приятно удивлен методом, которым мы снизили детскую преступность»
- Рафгат Закиевич, вы проработали в структуре власти Набережных Челнов почти 20 лет. Вспомните, каким был город, когда вы только начинали свою деятельность, и каким стал, когда уходили.
- Как и многие другие, я приехал в Набережные Челны на великую стройку КАМАЗа и вместе со всеми прошел все ее этапы. Город развивался динамично под руководством Раиса Киямовича Беляева. Мы работали под его началом, учились, перенимали опыт. В этом смысле мне повезло. Когда сам стал вторым секретарем горкома, а затем председателем исполкома и мэром города, перед собой всегда ставил задачу улучшить то, что уже было наработано. В противном случае, зачем приходить во власть? Насколько у меня получилось – судить людям. Сейчас я часто слышу фразу: «При нем был порядок».
- Видимо, правда многое получалось, ведь вы входили в десятку лучших мэров страны, и Набережные Челны завоевывали призовые места в конкурсе самых благоустроенных городов.
- Я человек системный и к этому старался приучать свою команду. У нас было правило: если взялся за решение какой-то проблемы, сделай так, чтобы к ней больше не возвращались. Это позволило нам решить многие вопросы. Мы старались работать творчески, внедряли свои идеи, использовали положительный опыт других городов. Всегда хотелось удивить людей, сделать так, чтобы челнинцы гордились своим городом.
- Как считаете, что креативного вы принесли в город?
- Благоустройство – это, конечно, не абсолютный креатив, но всё же. У нас была задача сделать Набережные Челны самым благоустроенным городом России в своей категории. Думали и об отдыхе горожан – построили Майдан, где до сих пор проводятся большие праздники, создали конноспортивную школу, ипподром, где проводились всероссийские соревнования. Многое делалось для укрепления межнациональных отношений. Системно проводили мероприятия под девизом: «Доброе братство – лучшее богатство». Старались привлечь предприятия и организации для оказания помощи детям-сиротам, малоимущим пожилым людям, Дому ребенка и так далее. Для этого организовали ежегодный конкурс: «Человек-золотое сердце». Все сделали, чтобы городская футбольная команда играла в высшей лиге. Открыли футбольный лицей.
Многое делалось для развития пищевой промышленности. В результате челнинцы получали качественный и более дешевый товар. Для детей-грудничков создали цех по производству сбалансированного питания. Для молодежи были построены 78 летних кафе. Открыли школу для подготовки будущих работников милиции «Калкан».
Неординарные подходы предпринимались для развития малого и среднего бизнеса. Об этом, я думаю, помнят бизнесмены старшего поколения.
Серьезно боролись с детской преступностью. Как-то мы принимали президента России Бориса Ельцина и докладывали ему, что было сделано для снижения детской преступности. Через неделю по его поручению приехал нынешний прокурор России Юрий Чайка для изучения нашего опыта.
- Что это был за опыт?
- Вместо классных руководителей, которые были слишком заняты преподаванием предметов, и у которых совсем не хватало времени на внеклассную работу, внедрили институт учителя-воспитателя. Их задача состояла в том, чтобы отслеживать занятость учеников в течение дня, держать связь с родителями, вовлекать детей в кружково-секционную работу. В итоге с 35% охват детей повысился до 85%. Только за первые три месяца детская преступность снизилась на 25%. Далее она была сведена практически к нулю. Если бы этот вопрос не был решен тогда, он бы мог перерасти в крупную проблему для города.
- Несмотря на все перечисленные успехи, вам достался сложный период управления городом. На КАМАЗе произошел пожар, в России перестройка и дефолт. Наверняка, это было серьезным испытанием для вас.
- Да, проблем было выше крыши. Но нам приходилось находить выход из разных сложных ситуаций. В целом, все получалось. Мы же получили огромный жизненный опыт. Вместе с челнинцами смогли многое пережить и преодолеть.
- И все-таки пожар на КАМАЗе был огромным ударом по бюджету города. Как удалось удержать баланс?
- Еще задолго до пожара я понимал, что если мы будем уповать только на КАМАЗ и другие крупные предприятия, не развивая малый и средний бизнес, то дополнительных средств в городе не появится. За короткое время мы развили малый и средний бизнес до такой степени, что 25% налогов в бюджет города поступало именно из этой сферы. Эти деньги мы планировали направить на строительство дворца спорта, молодежного центра, создание парков, развитие спорта, культуры, медицины и т.д. Однако произошел пожар на КАМАЗе. Поступления в бюджет города резко сократилось. Тем, что было наработано малым и средним бизнесом, мы смогли решить серьезную денежную проблему, которая возникла после этого ЧП. Таким образом, мы избежали социальных потрясений в городе.
- На этот же период пришелся расцвет криминала: группировки в комплексах, «Тагирьяновские». Почему это произошло? Где-то была недоработка?
- Расцвет криминала коснулся всей страны. По закону эту задачу должно было решать Министерство внутренних дел России со своими структурными подразделениями в регионах и городах.
«Я готов участвовать в жизни города!»
- Общаетесь ли вы с нынешним мэром Набережных Челнов Василем Шайхразиевым? Может быть, даете какие-нибудь советы? Поддерживаете ли связь с руководством КАМАЗа?
- С руководством КАМАЗа я общаюсь редко. Там свои задачи: поддерживать производство и делать все, чтобы работники системно получали заработную плату. Что касается руководства города, с ним я встречаюсь. Мэр мне рассказывает о ситуации. Если мой совет нужен, я всегда готов. Меня включили в координационный совет общественности Набережных Челнов. Там, я думаю, мы будем обсуждать новые идеи, искать пути решения проблем.
- Вы согласились войти в состав координационного совета общественности, значит, готовы участвовать в жизни города?
- Да, я готов. Мне этот город не безразличен.
- Что нужно, на ваш взгляд, сделать сегодня в городе в первую очередь?
- Конечно, сейчас многое делается. В то же время нужно привести в порядок дороги, хотя для этого нужны средства, а есть ли они в бюджете города, я не знаю.
Следующая проблема – парковки. Машин стало много, и их ставят где попало. Видимо нужно восстановить прежнюю экологическую милицию, которая много сделала для сохранения благоустройства.
- Вы бывали во многих городах, как российских, так и зарубежных. Можете ли привести какой-нибудь город в качестве примера в отношении благоустройства дорог и отсутствия проблем с парковкой?
- В первую очередь, это Москва, Санкт-Петербург. Конечно, там средства и возможности совсем другие. Если же говорить о той же категории городов, что и Челны, то это Стерлитамак, Рязань, Кострома.
Алтынбаев сегодня: бизнес и спорт
- В наше время становится обыденным тот факт, что жены чиновников являются предпринимателями и их доходы в несколько раз превышают доходы мужей. Ваша супруга работала учителем в школе, когда вы были мэром…
- Ни жена, ни дети, ни какие-либо другие родственники не имеют никакого права пользоваться административными ресурсами. Бизнес должен быть наработан своим же трудом. Раскручивать его за счет административного ресурса, согласитесь, нечистоплотно.
- Для многих челнинцев новость о том, что вы возглавили Федерацию комбат-самообороны России стала неожиданной. Расскажите, как вы попали в спорт и почему именно комбат-самооборона?
- Однажды был в Башкирии, и ко мне обратились друзья, среди которых был четырехкратный чемпион мира по кикбоксингу и каратэ. Они тогда задумывали создать федерацию, и им нужен был организатор. Долго уговаривали меня, и я в итоге согласился, поскольку в юношеские годы сам занимался боксом и борьбой.
- В прошлом году вы привозили в наш город международный форум боевых искусств. Стоит ли челнинцам ожидать чего-то подобного еще?
- Я готов поспособствовать тому, чтобы Набережные Челны стали одним из центров восточных единоборств России, но этот вопрос пока открытый. Если власти города согласятся, нам ничего не стоит собрать здесь тысячу спортсменов со всего мира. Было бы где разместить их.
- Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас, помимо работы в этой федерации?
- Я являюсь председателем наблюдательного совета банка «Камский горизонт». Моя задача – развитие банка.
- Дальнейшие планы связываете с Челнами или с Москвой?
- И с Челнами, и с Москвой. Динамика – моя стихия.
- Какие-то новые проекты будете создавать? Какой бизнес вы считаете перспективным в наши дни?
- Мыслей много. Перспективный бизнес – это тот, который продуман и дает результаты.
- Вы - человек с большим опытом в политике, поэтому не могу не спросить про ситуацию на Украине. Как считаете, когда нашим политикам удастся найти выход из ситуации и наладить контакты с Западом?
- Это непростая задача. Донбасс, Луганск в составе Украины для меня уже нонсенс. На мой взгляд, решение в том, чтобы образовалась Новороссия, и на этом надо поставить точку. Это спасение для Порошенко и всего Евросоюза.
- Как считаете, почувствует ли на себе российский народ влияние санкций, как западных, так и американских?
- Думаю, что не сильно. Россия богата природными ресурсами, этим-то она и привлекательна. Если бы она была бедной, кому бы была интересна? Россия без Евросоюза может обойтись, а они без нас нет!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)