События и факты
Хамство водителей стало причиной отказа челнинцев экономить на проезде с помощью единой транспортной карты РТ
Проект «Единая транспортная карта РТ» стартовал в 2012 году в Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске и Набережных Челнах, а в 2008 году - в Казани. Единая электронная транспортная карта дает возможность пользователям совершать поездки в любом из пяти городов вне зависимости от места её приобретения. Также карта позволяет экономить на каждой поездке один-два рубля по сравнению со стоимостью проезда при оплате наличными.
Несмотря на, казалось бы, очевидные преимущества, всего около тысячи простых челнинцев и 5 176 льготников пользуются сегодня электронным проездным билетом на общественном транспорте. Эти цифры самые маленькие среди городов Татарстана, принимающих участие в проекте по внедрению единой электронной транспортной карты. Почему челнинцы не пользуются картой, которая дает возможность сэкономить на проезде и что может изменить ситуацию – наш корреспондент разбирался с начальником территориального отдела по работе с населением ОАО «Социальная карта» Дамиром Гайнутдиновым.
- Дамир Харисович, проект в Челнах не пошел с самого начала. А стартовал он с того, что началась наладка автоматизированного учета пассажиров-льготников. Тогда многие частные перевозчики взбунтовались, они не хотели работать на условиях, предложенных оператором проекта в РТ АО «Социальная карта». В частности, они не хотели устанавливать считывающее оборудование, которое предлагал оператор, платить абонентскую плату 470 рублей и 5 процентов комиссионных за услуги.
- Да, действительно. Сейчас жители Челнов могут воспользоваться единой электронной транспортной картой РТ на трамвайных маршрутах и на автобусах №№ 7, 21, 22, 27. В то время как в Казани, Нижнекамске, Альметьевске и Зеленодольске данная карта действует на всех видах транспорта.
Проблемы на начальном этапе были не только в Челнах. Видимо, частные перевозчики не очень хотели показывать реальные доходы своего бизнеса. Им выгоднее было получить прибыль от общего объема перевозок, чем возиться с льготниками. Но политика властей республики была однозначна - следует наладить автоматизированный учет льготников и компенсировать перевозчикам часть затрат на их перевозки. Мы, как оператор, должны собирать данные с перевозчиков (кто сколько перевез) и справедливо делить средства, чтобы все было прозрачно, в рамках законодательства. Минтранс РТ разработал методику расчета дотаций за перевозки.
В Челнах с нами сразу стали работать ООО «Электротранспорт», индивидуальные предприниматели «Авантех» и Бурганов, ПАК-Инвест. Многие челнинские перевозчики действительно поставили ультиматум «Социальной карте» - не хотели пользоваться оборудованием, поэтому было установлено оборудование местного разработчика ООО «Квантор», его интегрировали в транспортную систему РТ. После многочисленных доработок оно позволяло принимать транспортные карты пассажиров-льготников. При этом за бортом, за салонами маршруток изначально остались другие пассажиры с электронными проездными – ведь оборудование «Квантора» вплоть до апреля 2015 не было полностью адаптировано для распознавания покупных электронных транспортных карт. И это, конечно же, сказалось на распространении электронных проездных среди населения.
- «Электронный кошелек», или покупная электронная транспортная карта, является второй составляющей проекта АО «Социальная карта». Это продвижение электронных проездных билетов среди обычного населения- молодежи и работников предприятий. Расскажите о нем поподробнее.
- Технология пользования этой транспортной картой такая же, как для льготников. Человек покупает и пополняет ее баланс в специально установленных пунктах. Этим занимаются наши агенты, с которыми у нас заключены договоры, - это почта России, Ак Барс Банк, ООО «Галлери Мобайл», часть банкоматов Сбербанка. В отделениях почты и салонах Галлери-Мобайл продают и пополняют карты, отделениях Ак Барс банка и Сбербанка только пополняют: где-то через терминал, где-то через кассира. Стоит такая карта 60 рублей. В соответствии с решением Комитета по тарифам РТ стоимость проезда в трамвае и автобусе по данной карте для челнинцев на 1 рубль дешевле, чем за наличный расчет. Данный тариф определяется именно Комитетом по тарифам РТ. Во многих других городах скидка по электронному проездному составляет два рубля. Но там выше и реальная стоимость проезда, она достигает порой 20 рублей.
- С 1 апреля 2015 г. всем школьникам Челнов были выданы карты школьника, на которых уже активировано транспортное приложение. Таким образом, благодаря республиканской программе, возможность совершать поездки по транспортному приложению на 1 рубль дешевле распространилась и на школьников. Как вы считаете, могут возникнуть проблемы с проездом у детей из-за транспортников?
- С 1 апреля этого года ООО «Квантор» наконец доработал свое оборудование для приема карт «Электронного кошелька» и транспортного приложения карты школьника. Мы протестировали и карту школьника, и электронный кошелек для взрослых - оборудование работает. Хотя эта доработка со стороны «Квантора» стала не бесплатной для перевозчиков. Правда, сумма «доработки», озвученная «Квантором», была не столь существенной - 4000 рублей с каждого ридера (считывающего устройства для списания ресурса с транспортной карты).
- Буквально на днях АО «Социальная карта» и КАМАЗ запустили совместный социальный проект – камазовцы смогут пользоваться транспортной картой и экономить рубль от поездки на заводских и городских маршрутах: всех трамваях и автобусах №№ 7, 21, 22, 27. Это позволит поднять интерес челнинцев к транспортной карте?
- По статистике, около 14 тысяч камазовцев пользуются общественным транспортом. Пока мы раздали бесплатно тысячу карт среди работников автомобильного и прессово-рамного заводов. Очень надеемся, что люди оценят ее удобство и выгоду и к концу года число пользователей достигнет 5 тысяч. Кроме того, «Социальная карта» передала Сбербанку (это зарплатный банк КАМАЗа) оборудование для оснащения 15 банкоматов к девяти уже имеющимся для пополнения электронных проездных.
- А как вы оцениваете дальнейшую перспективу развития проекта с внедрением электронных проездных в нашем городе?
- Для человека важно, во-первых, создать удобства по пополнению карты. В Челнах работает 105 пунктов выдачи и пополнения карт. Это очень мало. Нужно хотя бы 200. Частники и торговые сети очень неохотно идут на то, чтобы продавать транспортные карты, а коммерсанты - чтобы организовывать точки для их пополнения. Суммы платежей небольшие. В этих вопросах нужна поддержка исполкома города.
Во-вторых, в Челнах, к сожалению, отношение к пользователю любой электронной карты «предвзятое». Водители грубят. Были даже случаи, когда карты у пассажиров ломали. Я лично сам на собственном опыте убедился в хамстве челнинских водителей. Откровенно говоря, настолько неуважительное отношение к пассажирам и чувство безнаказанности со стороны перевозчиков встречаются только в Челнах, в других городах Татарстана такого нет.
Поэтому люди расплачиваются наличными, они элементарно боятся водителей, кондукторов. Частникам, я вижу, наплевать на своих пассажиров. Но скоро эта ситуация изменится. Сейчас проходит конкурс на обслуживание городских маршрутов. Одним из условий для перевозчиков является наличие в автобусах оборудования для приема всех видов электронных транспортных карт. Значит, и школьники, и простые челнинцы смогут пользоваться электронным кошельком в автобусах. К тому же сейчас закупается 190 автобусов для МУПа. Они тоже будут оснащены валидаторами. Оператором автоматизированной системы оплаты проезда РТ также будем выступать мы.
Тарифы, в том числе и на транспорте, растут. Экономия даже на 1-2 рубля для человека играет роль. Да и со временем люди оценят удобство карт.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)