События и факты
За помощью к логопеду приходят бизнесмены, юристы и невесты
На прием к челнинским педагогам-дефектологам приходят и дети, и взрослые с одинаковой проблемой – нарушением речи. Какие звуки считаются самыми трудными, излечимо ли заикание, какие дефекты речи самые распространенные? На эти вопросы ответила логопед-дефектолог детской стоматологической поликлиники № 1 Наталья ТАБАНАКОВА, которая уже три десятилетия помогает челнинцам справиться с нелегкой работой – говорить правильно, четко и красиво.
– Наталья Владимировна, как вы считаете, детей с нарушением речи становится больше? Знакомая воспитательница детского сада рассказала, что раньше в группе был один такой малыш, сейчас – половина. С чем это может быть связано?
– Нет, я так не думаю: таких детей всегда много. Дело в том, что раньше родители не так сильно обращали внимание на речь маленького ребенка, потому что грамотная и красивая речь не была пропуском в мир успешной карьеры.
– Влияет ли кесарево сечение на то, что у ребенка обнаруживаются дефекты речи?
– Если операция стандартная, без родовой травмы, то не влияет. Самыми сложными являются пациенты, нуждающиеся в коррекции после операции по пластике волчьей пасти или заячьей губы. Занимаемся с ними с трех-трех с половиной лет и успеваем подготовить к школе. А вообще в детской стоматполиклинике № 1 мы работаем с любыми нарушениями речи.
– Какие звуки самые трудные в произношении? Наверное, «р», судя по тому, что он не дается и детям, и взрослым. Неужели этот дефект неисправим?
– Произношение можно исправить и в детстве, и в 30-40 лет, но с возрастом его сложнее включить в речь – в голове работает устоявшийся стереотип, да и мышца языка менее подвижна. В детстве проблема в некоторых случаях решается хирургическим вмешательством – подрезанием подъязычной уздечки, но это не исключает занятий с логопедом. Если родители против визита к хирургу, есть специальные упражнения и приспособления для растягивания уздечки, работы с мышцами языка. Такой комплекс мероприятий называется логопедическим массажем.
Помимо «р», по своей артикуляции сложны, то есть тяжело произносятся, звуки «л», «ж», «ш», «щ», «ч», «ц», «с», «з». Ребенку непонятно, как свернуть язычок «чашечкой», куда-то вверх его поднять, и тому подобное. Кроме того, дети смешивают эти звуки с другими. Вот и получается: «каску» вместо «кашку», «классный» вместо «страшный».
– Почему одни самостоятельно формируют правильное произношение звуков, а другим требуется помощь?
– Причин много – это может быть и физиология, допустим, какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата, и нарушения нервной системы. Еще играют роль психологические особенности ребенка. Исправить недостатки можно и за месяц, и за год – все сугубо индивидуально.
– Что значит – нарушение речи у ребенка?
– Есть две классификации. Клиническая – нарушены все стороны речевой деятельности (звукопроизношение, слоговая структура, ограничен словарь, нарушена либо отсутствует фразовая речь, нарушена грамматика). Педагогическая – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие (страдает восприятие и воспроизведение звукового состава речи) и заикание (из-за судорог мышц, принимающих участие в речевом акте).
– Правда ли, что от заикания можно излечиться с помощью пения?
– Причина заикания неизвестна до сих пор, в США даже учреждена премия Рокфеллера в миллион долларов для того, кто ее назовет. В моей практике был единственный случай, когда от этого недуга молодая женщина избавилась после длительных и сложных родов. От заикания излечиться невозможно, реально говорить лишь о положительной динамике. С возрастом, если с ним научиться жить, оно может сойти на нет. Пение не помогает в лечении заикания.
– Норма речевого развития – это как? Сколько слов должен говорить годовалый малыш?
– В шесть месяцев у ребенка должен появиться лепет, если он молчит, то это уже повод для беспокойства. В год норма речевого развития – умение произносить до десяти слов: «мама», «папа», «баба», «на». В год и восемь месяцев – фразы типа «мама, дай», «ляля бай-бай». В крайнем случае ждать можно до 2-2,5 лет. Если изменений нет, и малыш продолжает молчать или предпочитает жестами показывать то, что ему надо, следует обращаться к врачу-неврологу, строго выполнять его рекомендации и одновременно заниматься с логопедом. Следующий этап – красивые звуки и правильно интонированная развернутая речь. К сожалению, невнимание родителей имеет отрицательные последствия. Когда ребенок пойдет в школу, проблемы с речью, не решенные в раннем возрасте, подрастут вместе с ним. Речевое развитие напрямую связано с развитием мозга в целом. Так, задержка речевого развития ведет к вторичной задержке психического развития. К примеру, неправильное звукопроизношение приводит к трудностям в овладении письмом и чтением, как следствие – нарушение почерка, плохие отметки и психологические проблемы.
– Сейчас стало модно в семьях, где есть маленькие дети, говорить на двух-трех языках, рано учить их читать. Это не чревато для них?
– Современные родители своим рвением стимулируют раннее развитие ребенка. Но слабое место там, где рвется. Если изначально в его развитии подразумеваем проблемы, то столкновение языков может спровоцировать заикание. Так произошло в семье, где мальчика сначала учили английскому и китайскому языкам, а потом добавили арабский. Если же с неврологией все нормально, то реально без какого-либо нажима говорить на двух языках, давать эталонные фразы, не требуя повторения – ребенок сам выберет способ варианта ответа. В таких случаях появляется возможность с детства ему заложить правильную интонацию, что потом позволит говорить без акцента.
Думаю, родителям также интересно знать: раннее обучение чтению полезно при контроле логопеда. Иначе можно принести лишь вред и вопрос о скорости чтения в школе будет проблематичен.
– Какова роль культуры речи в семье?
– Общение в семье – это первая окружающая среда, которую воспринимает ребенок. Хочется дать совет родителям: никогда с ним не сюсюкайтесь. Если разговариваете на искаженном языке, у него будет такое же искаженное восприятие, и он начнет так же отвечать. Говорите с ребенком, как со взрослым: четко, понятно.
– Взрослый человек – сложный пациент?
– С ними работать намного легче: не нужно уговаривать, взрослые занимаются целенаправленно. Проблемы у всех разные. К примеру, студент юридического факультета не мог сказать слово «прокурор». Говорить красиво и грамотно у меня учились сотрудники полиции, телохранители, бизнесмены, девушки, которые хотели удачно выйти замуж. У одного парня был быстрый темп речи, другой при разговоре любил жестикулировать, вставлять разные «э-э-э», «ну», «вот», «блин». Обратилась молодая женщина с плохой речью и призналась, что ей тяжело устроиться на работу, – стесняется того, как говорит. В свое время после колледжа она отказалась от высшего образования, хотя неплохо училась. Мне скажут: это психологическая проблема, кто-то из-за ушей больших переживает. Но ведь переживает, и жить это мешает.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)