События и факты
Как министр обороны США запретил Форду строить «КАМАЗы»
Очередной рассказ директора музея КАМАЗа Александра Чухонцева
Весной 1970 года в США было объявлено, что «Форд Мотор Компани» согласилась стать генеральным подрядчиком КАМАЗа. Это решение вызвало резкий протест со стороны министра обороны США Мэлвина Лэйрда, которому уже виделись в Северном Вьетнаме советские грузовики, производимые с помощью США, сообщают «Вести КАМАЗа».
Как об этом было написано в еженедельнике «За рубежом» в номере за 29 мая – 4 июня 1970 года передает блогер «Вестей КАМАЗа», директор музея КАМАЗа Александр Чухонцев.
«Нью-Йорк таймс»
Генри Форд объявил, что вы¬нужден отказаться от предло¬жения русских строить в Рос¬сии грузовики. По словам офи¬циальных представителей «Форд мотор компани», основную роль в решении фирмы сыграло кри-тическое выступление министра обороны США Мелвина Лэйр¬да. Форд дал понять, что его раз¬ досадовала эта акция прави¬тельства США. Он получил приглашение посетить Совет¬ский Союз в марте и поехал ту¬да в апреле.
«Мы приняли со¬ветское приглашение, потому что правительство США всяче¬ски подчеркивало, что оно по¬ощряет активизацию торговли с восточноевропейскими страна¬ми, - сказал он - Правительство США было заранее изве¬щено о нашей поездке, и оно ничем не выразило своего отрицательного к ней отношения».
Однако в Соединенных Штатах министр обороны Лэйрд яз¬вительно заметил в интервью, данном корреспонденту одного из американских журналов, что «некоторые люди считают, что лучший способ наладить отно¬шения с Советским Союзом - это отправиться в Россию и строить для русских грузо¬вики». Вначале Форд назвал выпад Лэйрда «вводящим в заблуждение» американское обществен¬ное мнение. Теперь он заявил: «С моей точки зрения, весьма прискорбно, что министр обороны Лэйрд решил выступить со своим официальным заявлени¬ем еще прежде, чем мы успели серьезно обсудить этот вопрос внутри нашей фирмы. Собственно говоря, мы не просили его бесплатных советов. Подобный метод поощрения деловой активности кажется мне в высшей степени странным». Форд добавил, что экономическое сотрудничество между Востоком и Западом, «не идущее вразрез с жизненно важными интересами безопасности США, было бы полезно для обеих сторон.
Заявление Форда, что его фирма не может сотрудничать с Советским правительством в строительстве крупного автомо¬билестроительного комплекса, судя по всему, не отразится на планах русских в отношении этого проекта. Еще до приезда Форда в Мо¬скву Советский Союз объявил, что на реке Каме, в городе На¬бережные Челны, в 570 милях восточнее Москвы, будет построен завод по производству моторов для грузовых автомо¬билей и кузовов для них.
«Вашингтон пост»
У Генри Форда есть веские основания возмущаться тем, что правительство Соединенных Штатов блокирует сделку, ко¬торую он обдумывает в связи с предложением помочь постро¬ить в России автомобильный завод. Грузовые автомашины едва ли можно считать «стратегическим» товаром. Их произ¬водство не связано с секретами и особой технологией. В России их могут и будут производить без помощи компании Форда. Автомобильный магнат, кото¬рый в прошлом месяце ездил в Москву, чтобы начать перегово¬ры, предпринял свою поездку с серьезными намерениями. Государственный департамент дал понять, что он не возражает, если Форд будет действовать на деловой основе. Советское пра¬вительство сделало ему предложение. Поэтому угрозы вмешательства правительства США и срыва этой сделки, казалось, не существовало.
Однако вмешался министр обороны Мелвин Лэйрд - он дал интервью одному журналу.
«До передачи технической документации на производство грузовых автомашин в Совет¬ском Союзе и до того, как нач¬нется строительство завода для их выпуска, - заявил Лэйрд, - Советский Союз должен чем-то показать, что он не будет про¬должать посылать грузовые ав¬томашины Северному Вьетнаму, который использует их на тропе Хо Ши Мина». Это был дешевый прием. Форд ничего не собирался «да¬рить». Он, возможно, собирал¬ся продать что-нибудь такое, что русские легко могут полу¬чить в других странах. Эта ссылка на Ханой была глупостью. Советские грузовые автомашины все равно будут от¬правляться в Северный Вьет¬нам. По логике Лэйрда, всякая торговля и всякие контакты с Советским Союзом должны быть прекращены, поскольку все они так или иначе выгодны Советскому Союзу. Такой под¬ход неправилен, потому что торговля и контакты могут быть выгодны также и амери¬канцам.
Весь материал блогера и ссылка на pdf-версию статьи - здесь.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)