События и факты
Камазовец рассказал о внедрении в производство двигателей от «Евро-0» до «Евро-4»
Геннадий Патока - помощник директора ЗЗЧиК.
Инженерное образование Геннадий Патока получал в Тольяттинском политехническом институте (ТПИ) и как большинство его выпускников планировал работать на ВАЗе – в то время самом современном заводе в СССР. Там он проходил производственную практику, готовил курсовые работы и дипломный проект.
«Но, как говорится, человек предполагает, а у правительства великой страны были другие великие планы. И весь выпуск ТПИ получил распределение на только что созданный Камский автомобильный завод», – вспоминает Геннадий Григорьевич.
26 июля 1971 года молодой специалист Патока был принят на должность инженера-технолога завода двигателей. Правда, завод еще только строился, поэтому его направили в Ярославль, где на базе Ярославского моторного завода и института «Гипродвигатель» проходила разработка конструкции и технологии производства будущего камазовского силового агрегата – двигателя и коробки передач.– В то время это были мощнейшие инженерные коллективы с огромными знаниями и опытом. И эти, как сейчас модно говорить, компетенции мы, молодые специалисты, активно впитывали. Это был тот багаж главных человеческих ценностей, который невозможно потерять, и потом он позволяет чувствовать себя уверенно и независимо в любой ситуации, – делится Геннадий Григорьевич.
В 1974 году он вернулся на «КАМАЗ», разрабатывал технологические процессы, заказывал и запускал в работу оборудование первой очереди производства деталей КПП. Через пять лет, уже в качестве начальника технологического бюро, руководил работами по подготовке производства всего модельного ряда двигателей V8 для автомобилей «КамАЗ», «ЗиЛ», «Урал», автобусов «ЛиАЗ». Но стало понятно, что новому двигателю не хватает мощности для развития модельного ряда автомобилей. Поэтому был создан десятицилиндровый двигатель V10, однако проект был остановлен и принято иное, более конструктивно и технологически обоснованное решение – мощность существующего двигателя увеличили почти в два раза за счет турбонаддува.
В мире очень мало предприятий, которые производят для себя этот ответственный и капризный узел. Мало и специалистов, которые знают, как это делать, – и Патока из их числа, ведь внедрением уникального производства турбокомпрессора на заводе двигателей руководил именно он.– Кто жил и работал в 90-е годы, помнят, как все и сразу изменилось и в жизни, и в промышленности. К несчастью, эти изменения совпали с пожаром на «движках», и на задачи по восстановлению производства силовых агрегатов наложились задачи по внедрению в производство двигателей экологического класса от «Евро-0» до «Евро-4». Работа была чудовищно трудной, но очень интересной, – вспоминает Патока. Его отличает интерес к новым инженерно-техническим знаниям, у него всегда получается находить оптимальные решения и внедрять их. За свои достижения руководителя и инженера Геннадий Патока был награжден орденом Почета и медалью ВДНХ СССР.
Сейчас Геннадий Григорьевич – помощник директора ЗЗЧиК. Молодые инженеры, работающие рядом с ним, получают уникальный опыт и знания, которыми он всегда готов поделиться.
Источник: «Вести КАМАЗа».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)