18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

События и факты

Проект генплана Набережных Челнов привел в шок малый бизнес

Благие намерения архитекторов натолкнулись на реальность

 

Концепция развития города на ближайшие 20 лет, над которой почти 4 года работала группа архитекторов КГАСУ под руководством профессора Александра Дембича,  наконец, стала достоянием общественности. Прошли публичные слушания. Разговор получился долгим, атмосфера – накаленной. За 2,5 часа обсуждения казанским разработчикам пришлось выслушать шквал мнений  горожан вплоть  до требования генплан не принимать и разработать альтернативный. 

 

Александр Дембич


 

Как видят развитие Челнов архитекторы 

 

Команда Александра Дембича рассматривала развитие Челнов,  как центр Камской агломерации, куда входят Елабуга, Нижнекамск, Заинск, Менделеевск и Мензелинск. В целом, население  этой зоны превышает  900 тысяч человек.  И будущее агломерации связано, прежде всего, с ростом жилищного строительства, улучшением транспортного обслуживания, озеленением и созданием зон отдыха. 

 

По прогнозам архитекторов, население Челнов увеличивается на 2 тысячи человек в год. К 2040 году оно составит 580-600 тысяч человек. Чтобы обеспечить каждого челнинца установленными по стандартам 32 квадратными метрами жилья,  необходимо построить еще 6 млн квадратных метров к существующим на сегодня 14 млн квадратов.  

 

«Мы просчитали все возможные территории для застройки. И получилось, что можем разместить 3,2 млн квадратных метров, не выходя за периметр города. Чтобы построить еще  3 млн квадратов, придется выйти за границы Челнов. Это очень непростой процесс. По примеру Казани могу сказать, что когда принимался генплан 2007 года, мэр Камиль Исхаков  два года посвятил тому, что проводил сходы в примыкающих к Казани районах, чтобы получить разрешение расширить территорию на 180 квадратных километров. Поэтому Челнам  за 6 шесть лет, то есть до 2029 года, надо решить вопрос  расширения городской территории. Свободные  участки пока есть в районе Азьмушкино, Шильнебаш, Суыксы, там могут  быть построены районы-спутники за пределами городской черты».

 

Кроме того,  архитекторы предлагают задействовать  под жилую застройку территорию  нижнего бьефа. Вынести отсюда до 2029 года часть садов, складские, промышленные предприятия в район сегодняшнего кладбища (его, кстати, будут расширять). Часть  земель занять под коттеджную застройку. Появляется место под обширный жилой комплекс на побережье Камы, отметил Дембич. А чтобы не случилось подтопления зоны, ее предлагают оградить валом. 

 

Разработчики генплана  считают, что со временем в Челнах появится второй общественный центр. Первый, как и предлагалось еще в 70-е годы, определили  на территории 19 комплекса. Команда Дембича уже в 2018-м согласовала свои задумки с  компаниями-застройщиками, имеющими в 19 комплексе  земельные участки.  

 

«Объекты жилья и общественные здания, которые здесь появляются,  соединит зеленый бульвар. Мы добились, чтобы компания «Талан»  оставила проход для переходного бульвара. Кроме того, остается идея создания центрального зеленого пешеходного кольца города, который соединит бульвар в 19 комплексе, бульвар Энтузиастов и  Шишкинский  с парком Победы»,- пояснил архитектор. 

 

Второй общественный центр образуется благодаря выходу к берегу Камы.

 

«От ТЦ «Мегастрой» предлагаем провести два бульварных хода  к территории нынешнего карьера в ЖК «Челны Яр», который можно использовать в виде террасного парка.  Там застраивается жильем территория бывшего ЗЯБ и ЗСК, будет выход бульвара на берег Камы», - пояснил Дембич. 
Новые бульвары позволят увеличить  зону озеленения города. Сейчас она составляет 16 процентов, а  достигнет 26 процентов.  

 

В числе главных направлений развития города – дальнейшее использование прибрежной зоны Камы. Вдоль всей набережной по берегу -  от лесного массива на набережной нового города до набережной Тукая в старом городе  нужно благоустраивать зеленый бульвар. 
Для транспортного обслуживания горожан лучше  всего развивать трамвай внутри города и скоростную электричку для связи с городами Камской агломерации, что позволит добираться до соседних городов за 30-40 минут.  

 

«Этот вопрос мы активно прорабатывали.  Минтранс РФ начинает разрабатывать программу реализации проекта. В схеме движения  предусмотрено  создание двух транспортно-пересадочных  узлов: один на месте ж/д вокзала уже в 2024-2026 году, другой после 2030 года – в районе промзоны КАМАЗа», - уточнил профессор Дембич.

 

 

Челнинцев проект не устроил 

 

Тему почти два часа обсуждали челнинцы. Зал 400  мэрии был полон, выступили  несколько десятков горожан. 

 

Главного архитектора Тукаевского района Ольгу Никитину смутило то, что разработанный генплан, который должен определить границы города, этой задачи не решает. И какие- либо перспективы по дальнейшему продвижению на территорию соседнего района не обсуждаются. Архитектор Нина  Бубекова отметила, что уже имеется более современная методика подготовки генплана, когда сначала собираются мнения сообществ и горожан, потом готовится проект, а не наоборот.  

 

Но больше всего новый градостроительный документ  затронул интересы владельцев гаражей и промышленных объектов, расположенных вдоль проспекта 40 лет Победы, в промзоне «Гараж-2000» и лесоцехе. Именно эти территории предлагают освободить под жилую застройку.  Владельцы капитальных строений и директора заводов высказались против такого «развития» города. 

 

 

«Я взял участок земли, завел туда электричество, газ, взял кредит, который  еще не погасил, в 2018 году построил новое здание, сдал в эксплуатацию. А сегодня вы включаете эту землю в план застройки под жилье. Почему не разговаривали  с нами, заинтересованными людьми? В таком виде этот генплан принимать нельзя»,  - высказался предприниматель  Алексей Росланов. 

 

В унисон ему говорили и другие челнинцы, которые имеют производственные базы в этих районах. Гаражи в 52, 53, 54 комплексах не трогать!- ультимативно заявил другой активист. 

 

««Гараж-2000» - это мануфактурный кластер, ребята  с 90-х лет его создавали, они занимаются  производством, развитием промышленности. Во всем мире мануфактурная промышленность самая ценная. Государство в сегодняшних условиях призывает народ сплотиться, а тут нам предлагают  золотой инженерный промышленный фонд выселить, ликвидировать, перенести. На нижнем бьефе Камы у лесоцеха уже 30 лет развивается строительная индустрия, которая завязана на песке, говорю, как владелец  бетонного завода. Жилье собираетесь строить? А из чего, если выселите строительную промышленность с лесоцеха? В этом виде генплан –  это самоубийственное мероприятие для города, которое порушит все промышленные устоявшиеся кластеры, - выступил  участник публичных слушаний, который, к сожалению, не представился.

 

Аргумент Александра Дембича  о том, что время  боксовых гаражей кончилось,  собравшихся  не убедил. 

 

Аксакал Челнов Ильдус Камалов уверен, что есть и другие земли свободные для жилой застройки. Надо застраивать прибрежную зону, он изучал вопрос,  собрал подтверждающие документы о наличии земель от водозабора до нефтебазы, в общей сложности более  2 тысяч гектаров. В устье Шильны около 650 гектар земли можно еще отвоевать.  Уникальный  жилой район можно возвести в  дельте реки Шильна, считает архитектор Ренат Сафиуллин. 

 

Университет и крематорий

 

Челнинец Артур Тагиров попенял, что в проекте нет ни одного места под институт и университет. Дембич ответил, что вопрос архитекторы учитывали.  

 

"Набережные Челны нуждаются в политехническом вузе, и мы предусмотрели территорию для него рядом в КАМАЗом, которая частично занята санзоной, - считает Александр Дембич. - Это расположение вполне логично. До 2029 года надо принять принципиальное решение о формировании на этом месте большого политехнического вуза на 10-15 тысяч студентов. Мы условно обозначили его место на карте - общежития, учебные корпуса. Не факт, что именно так все это будет. Должен разрабатываться отдельный проект". 

 

Кстати, санзона – это как раз территория производственных боксов вдоль улицы 40 лет Победы.

 

Челнинка Нинонна Григорьева спросила о строительстве крематория. Архитекторы запроектировали участок под него при расширении кладбища.

 

Жителей Замелекесья и главного архитектора компании «Домкор» Милану Куклину волнуют вопросы сохранения зеленых зон в этом районе. Так, поступило предложение сохранить лесную посадку рядом с санаторием «Жемчужина», сделать парк с выходом на Мелекеску  к  Колокольному мосту. 

 

Итог

 

От городских властей на публичных слушаниях работал руководитель исполкома Фарид Салахов. Он подвел итог этой бурной дискуссии.

 

 

"Мы тут собрались для того, чтобы выслушать мнения и принять  замечания. И мы их принимаем, в том числе, по капитальным гаражам и зданиям в городе, вдоль первой автодороги, районах нижнего бьефа и БСИ", - сказал Фарид Салахов.  Он заверил аудиторию, что после изучения всех  поступивших предложений и доработки документа, генплан еще  раз вынесут на обсуждение. 
 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос