События и факты
Шок прошел: челнинцы вновь начали активно брать кредиты на машины
Количество людей, взявших авто в кредит, вышло на уровень прошлого года
Цены
Средние чеки автокредитования по республике Татарстан и в Набережных Челнах ожидаемо выросли на фоне ощутимого скачка цен на автомобили с начала года. По РТ средний чек на автокредит на автомобили с пробегом, вырос с 692 тысяч рублей до 830 тысяч рублей, на новое авто - с 1,24 миллиона до 1,31 миллиона рублей (по данным за восемь месяцев 2021 и 2022 года), об этом рассказала «Челнинским известиям» руководитель модуля развития автобизнеса банка «Открытие» в городе Набережные Челны Роза Курбангалеева.
Интересная картина по августу. Если в целом за восемь месяцев стоимость автомобиля увеличилась, то в августе, средний чек на приобретение автомобиля упал. По Набережным Челнам он составил 765 тысяч рублей на новые авто и 777 тысяч рублей на б/у. На автомобили чаще всего у банков занимают от 500 тысяч до 1 млн рублей, на срок до пяти лет и с первоначальным взносом 20-30%.
«В августе падение среднего чека оказалось обусловлено несколькими факторами: стабилизацией цен на автомобили, более консервативной политикой банков, аккуратно устанавливающих кредитные лимиты и возобновлением программы льготного автокредитования, которая распространяется только на новые автомобили отечественного производства, цена на которые ниже импортных», - разъяснила Роза Курбангалеева.
С начала года количество и сумма выданных «Открытие Авто» автокредитов в Набережных Челнах оказались, конечно, значительно меньше, чем за сопоставимый период прошлого года – в среднем на треть. После фактической остановки выдач в марте рынок значительно просел, начав медленное восстановление только в апреле. По Республике Татарстан за этот же период результаты 2022 года отстают от показателей 2021 года на 36% по объему и на 40% по количеству оформленных населением автокредитов.
При этом август показал одни из самых лучших результатов. В Набережных Челнах количество выданных банком за последний месяц лета автокредитов более чем на четверть превысило показатели прошлого месяца и вышло на уровень выдач за аналогичногичный период прошлого года. По Татарстану в целом показатели августа также намного лучше июльских, но все еще на 15-20% ниже прошлогодних.
При этом, большим спросом пользуются автомобили с пробегом: на два выданных кредита на новые авто в Набережных Челнах сегодня приходится три - на авто с пробегом.
Марки
В сегменте новых автомобилей в Набережных Челнах были востребованы LADA, HYUNDAI, KIA, RENAULT и GEELY. В прошлом году тройка лидеров чуть отличалась по составу: HYUNDAI, KIA, LADА, VOLKSWAGEN и GEELY. Среди топ-5 самых популярных моделей новых машин, которые челнинцы покупали в кредит этом году, оказались LADA Granta, HYUNDAI Creta и Solaris, KIA Rio и LADA Vesta.
В сегменте автомобилей с пробегом спросом в 2022 году пользовались LADA, KIA, HYUNDAI, RENAULT и VOLKSWAGEN. А в топ-3 самых популярных моделей вошли KIA Rio, LADA Granta, Kalina, Priora и HYUNDAI Solaris. По республике предпочтения в обоих сегментах совпали с выбором челнинцев.
Но стоит отметить, что по объему продаж российский автомобильный рынок сильно упал относительно прошлого года.
«С начала года было куплено около 440 тысяч новых автомобилей, это чуть более 40% от объемов аналогичного периода 2021 года. В августе 2022 продажи новых автомобилей показали лучший результат с момента начала кризиса – около 42 тысяч машин, но двузначная отрицательная динамика, превышающая 60% относительно августа прошлого года, сохраняется», - отметила Роза Курбангалеева.
С марта ассортимент представленных в Росси марок значительно сузился, так как более 20 зарубежных брендов прекратили поставки в Россию или остановили местное производство. Сейчас, помимо национальных автопроизводителей, сборку машин в России продолжают китайская Haval в Туле и «Автотор» в Калининграде.
Но в летние месяцы продажи, все-таки начали, совсем скромно, но расти.
«Прирост продаж в летние месяцы был в целом обеспечен восстановлением бизнеса по бренду LADA, возобновлением программы льготного автокредитования и относительно уверенными продажами китайских машин. Но основная заслуга существенного увеличения сбыта в августе, конечно, в программах льготного автокредитования. Как итог, доля АвтоВАЗа в августе преодолела отметку в 43%, чего не наблюдалось уже свыше 15 лет», - отметила эксперт.
Доля корейцев напротив снизилась. Хотя Кia до сих пор лидирует среди иностранных брендов, корейский автопром занял менее пятой части в продажах августа.
Китайские бренды, в свою очередь, заняли уже четверть рынка. Потому что нет конкуренции, что породило уверенные поставки китайских машин в дилерскую сеть и активного пополнения чайна-марками автопарков каршеринговых сервисов. На рынке китайских брендов примечательным августовским событием стал выход бренда Haval на третье место по объему продаж.
Параллельный импорт
«Официальный рынок других иностранных моделей продолжает сжиматься. Дилеры многих брендов по-прежнему растягивают складские остатки, продавая их по заградительным ценам. Надежды на параллельный импорт пока не оправдались. Ввозить по «серым» схемам относительно дешевые (за 1,5-1,6 миллиона рублей) автомобили любых марок в нашу страну невыгодно. Пока при помощи этой схемы в страну ввозят две-три тысячи премиум автомобилей в месяц. Этот объем не может конкурировать с масштабами централизованных поставок, тем более автомобилей массовых моделей», - рассказала Роза Курбангалеева.
Прогнозы
Как ни странно, но больше всего с начала года подорожал отечественный автомобиль Lada Largus (+56,8% до 1,3 млн рублей), на втором месте Volkswagen Polo (+51,6% или 500 тыс. рублей к цене). Популярные Kia Rio, Hyundai Solaris, Creta, Renault Duster стали дороже на 41–45%.
«Подорожания автомобилей, которое рынок обычно переживал в преддверии осени, в этом году скорее всего не будет - цены на многие модели уже, итак, на заградительном уровне. В то же время дефицит, сохраняющийся на рынке, не дает предпосылок к тому, что последний месяц лета принесет и сколько-нибудь существенное удешевление большинства машин. Во многих случаях новые автомобили если и станут доступнее, то только точечно. Как, например, это делают китайские марки, нащупавшие «потолок» спроса в прежние месяцы. Кроме того, те дилеры, финансовое состояние которых будет неизбежно требовать пополнения запасов оборотных средств, могут чаще пойти на уступки клиентам за счет снижения своей маржинальности сделок. Положительную роль в снижении конечных розничных цен может сыграть и увеличение конкуренции в сегменте китайских машин» - заключила эксперт.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)