Медицина
Сердечно-сосудистый хирург Рамис Якубов: «Донорское сердце – воля случая»
Трансплантолог – о том, что пересадка сердца чаще требуется мужчинам, выживаемости и очереди на операцию
В БСМП Набережных Челнов в этом году впервые были выполнены операции по трансплантации сердца. Пять человек получили новый орган. Заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии Рамис Якубов рассказал «Челнинским известиям» о том, кому положена сложная операция и как попасть в очередь.
– Кому положена трансплантация сердца?
– Трансплантацию сердца делают в разном возрасте, возможности сейчас расширяются. Все зависит от того, насколько остро пациент нуждается в этом. Он может ожидать операцию, находясь на терапии и, потихоньку двигаясь к этапу трансплантации, ждать поступления органа, который подойдет ему по группе совместимости, резус-совместимости. Лист ожидания у нас формирует одна из кардиологий, которая занимается лечением сердечно-сосудистой недостаточности. После этого пациент проходит обследования и ждет, что в любой момент его могут вызвать. Потому что донорское сердце – это воля случая, как только оно появилось, нужно мобилизоваться и быстро приехать в учреждение, где его ждут. У нас в республике есть еще МКДЦ в Казани, который имеет больше квот, так как у них больше донорская база. Это центральный координатор в республике, и он регулирует список наиболее остро нуждающихся пациентов, которым предлагают быстрее приехать в центр на трансплантацию.
– Откуда берут сердце для пересадки?
– Трансплантацию сердца, в отличие от пересадки почки или части печени, невозможно выполнить от прижизненного родственного донора. Это всегда трансплантация от донора посмертного. Эти аспекты координирует центр органного донорства, который после установленния смерти мозга передает информацию в учреждение, где в листе ожидания состоит потенциальный реципиент. Все этапы в этой части строго регламентированы.
– Сколько операций по пересадке сердца уже провели в Челнах?
– С начала года у нас прошло пять таких операций, это очень ответственное мероприятие, каждый пациент находится на особом счету, к нему большое внимание. Он начинает получать много препаратов, которые подавляют иммунитет, такие пациенты могут быть восприимчивы к инфекциям, поэтому создаются условия, чтобы человек меньше контактировал с медиками, другими пациентами. До конца года еще есть время, возможно, пересадок станет больше. Мы зависим от наличия или отсутствия донорского сердца, но всегда проявляем готовность.
– Сколько человек стоит в очереди на пересадку сердца?
– Гораздо больше, чем сделали по факту. Люди сейчас хорошо обследуются, в этот лист попадают и молодые, и возрастные люди. Ожидание в очереди занимает один-два-три года. Но многое зависит от индивидуальной принадлежности к группе крови, резус-фактору. И если где-то еще есть условия для пересадки, то этого реципиента могут направить туда, где ему могут оказать помощь. Такие базы есть, они объединяются. Количество трансплантаций начало кратно расти, в нашей республике программа хорошо развивается. Но в свете последних событий: вирусных заболеваний, стресса, генетических факторов, которые оказывают негативное воздействие на сердце, даже рост таких операций не обеспечивает потребности тех, кто нуждается в трансплантации.
– Какие прогнозы на жизнь у тех, кому делают такую операцию?
– Неплохие. В среднем после операции мы продлеваем жизнь на десять и более лет. Все зависит от того, насколько человек понимает необходимость пить назначенные препараты и контролировать самочувствие.
– Какова вероятность, что сердце вообще не приживется?
– Крайне мала. Кандидата на операцию рассматривают очень серьезно. Большое внимание уделяют сопутствующим патологиям, потому что прием лекарств, которые человек пьет после трансплантации, обязывает быть очень дисциплинированным. И, конечно, не должно быть много сопутствующих заболеваний, которые могут вызвать отторжение органа. Поэтому есть определенные показания и противопоказания, и целая комиссия занимается подбором людей, которые идут на трансплантацию.
– На сколько останавливают сердце во время операции?
– На два-три часа.
– Кто чаще страдает от сердечных проблем, и кому чаще проводят трансплантацию?
– Сердечная недостаточность, как правило, – это дилатационная кардиомиопатия вследствие каких-то длительно существующих клапанных пороков. Либо человек перенес воспалительный миокардит, вирусные, бактериальные эндокардиты, и функция сердца не восстановилась после лечения. Из-за сердечной недостаточности ухудшается состояние, и у таких людей один выход: ждать донорское сердце. Следующая причина – ишемическая болезнь сердца, которая, к сожалению, тоже очень распространена. Хорошо если помогает реваскуляризация, стентирование коронарных артерий с ангиопластикой, но если были повторные инфаркты, насосная функция сердца сильно пострадала и, как правило, уже не справляется, эти люди тоже становятся кандидатами на трансплантацию. У организма есть свой предел, до которого человек может жить, а потом начинается не жизнь, а мучения, несмотря на весь арсенал консервативной, эндоваскулярной, хирургической помощи.
– Пациенты ближе к пожилому возрасту?
– Не всегда, в основном лица 40-50-60 лет. И мужчин чуть больше, чем женщин.
– Есть ли другие методики, аналогичные трансплантации сердца?
– Да, в медицине эту проблему решают не только трансплантацией, но и имплантацией механических устройств, такого моторчика, который внедряют в желудочек сердца, и он перекачивает кровь. Искусственный желудочек уже есть в России, его имплантируют, мы надеемся, что это получит более широкое распространение. Эта технология пока доступна в основном в крупных центральных институтах: Москве и Санкт-Петербурге. Аппараты очень недешевые. В будущем из-за дороговизны этих аппаратов будет формироваться квота, которая позволит людям получить их. На рынке существуют и зарубежные, и российские модели. Устройство должно занять определенное место в помощи нуждающимся, особенно остронуждающимся.
– Как часто приходится делать повторную пересадку сердца?
– У нас нет опыта повторной трансплантации. Со временем, когда человек прожил 10–15 лет, такие случаи бывают. Они не часты, потому что пациентам пересаживают сердце, как правило, в возрасте старше 50-60 лет.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)