Доходы и расходы
Челнинцам удалось добиться снижения коммунальных платежей в 10 раз
Об опыте перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями рассказали жители 12-го комплекса
Правительство еще год назад дало собственникам право переходить на прямые договоры с предприятиями-поставщиками коммунальных ресурсов. Однако среди челнинцев это новшество не нашло активной поддержки: взаимоотношения с ресурсоснабжающими организациями (РСО) строятся через управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ). Возможно, люди просто устали от частых перемен в ЖКХ, а выстроенная схема расчета – по единой платежке - уже прижилась, достаточно прозрачна и понятна. И все-таки в городе создан прецедент - жильцы дома 12-го комплекса нового города проголосовали за то, чтобы с 1 января 2019 года перейти на прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов.
О том, что изменилось в жизни собственников многоэтажки, рассказал председатель ТСЖ «Жилбытком» Рустам Фатыхов.
«УК и ТЖС за посредничество не берут ни копейки»
О переходе на прямые договоры, по мнению Рустама Фатыхова, думают все УК и ТСЖ. Они обязаны собирать деньги за услуги РСО, не получая за это ни копейки. Более того, получается, что ТСЖ и УК доплачивают поставщикам в виде скрытых платежей. Вот, как объясняет ситуацию сам Фатыхов:
«Допустим, получаем коммунальные услуги от РСО на 1 миллион рублей. Мы должны до 10 числа каждого месяца 100 процентов оплатить их. Квитанции об оплате люди получают 5 числа. Успеваем мы собрать эти деньги, не успеваем - это никого не волнует. Чтобы погасить задолженность, средства нужно взять где угодно, и чаще всего они берутся из припасенных на текущий ремонт средств. ТСЖ вынуждено формировать месячный платеж коммунальщикам для того, чтобы избежать судебного процесса. Суд всегда на стороне коммунальщиков, счет арестовывается до оплаты. То есть работники ТСЖ не получат зарплату. Мы не сможем ничего сделать вообще.
Естественно, и УК не хотят собирать деньги для коммерческих структур, какими являются РСО, они ведь получают прибыль от поставки услуг. Бытует мнение, что УК или ТСЖ являются посредником в этих отношениях, что УК перепродает ресурсы, покупая их у РСО. Но мы не являемся посредниками, не берем за эти сборы ни копейки. Собранные средства от населения поставщикам уходят напрямую, минуя всякие расчетные счета.
Плюс к этой сумме в ЕРЦ берут 2,1 процента от суммы за обслуживание и НДС. Помимо этого, за пользование информацией с портала госуслуг (она вроде как бесплатная для пользователей) ЕРЦ тоже выставляется комиссия, а он, соответственно, выставляет УК и ТСЖ. К этому добавьте банковское обслуживание, судебные расходы, претензионную работу с неплательщиками, а их все больше и больше. В результате мы переплачиваем до 7 процентов стоимости услуг РСО.
С переходом на прямые договоры исполнителем коммунальной услуги являются сами РСО, все судебные расходы, названные выше платежи, сборы ложатся на них самих. При этом и люди теперь прекрасно видят: сколько конкретно оплачивают за тепло, воду и электричество.
Кроме этого, переход позволил, например, нашему ТСЖ избавиться от навязанного (мы считаем, это незаконно) обслуживания колодцев и водопроводов, пролегающих вне многоквартирного дома. Так получилось, что нам надо было очистить канализационные колодцы, забившиеся после дождей, и выяснилось, что шесть колодцев находятся на нашем обслуживании. В результате перехода мы добились разграничения территорий обслуживания: теперь на нашем балансе только внутренние сети».
«Почему мы должны платить за тепло в магазине?»
Еще один момент заставил пересмотреть челнинцев отношения с поставщиками коммунальных ресурсов. Рустам Фатыхов подробно о нем рассказал:
«С 2017 года мы не можем разобраться с Татэнерго в вопросе оплаты за тепло. В нашем доме располагается магазин. Там действует своя система отопления, имеется прибор учета. При площади 1300 квадратных метров магазин потребляет 100 Гкал, а дом площадью 12 тысяч квадратных метров – 280 Гкал. При этом поставщик тепла суммирует показания счетчиков и магазина, и дома, а затем выставляет счет жильцам дома. Думаете, только у нас такая абсурдная ситуация? Сейчас у нас начинается судебный процесс. Надеюсь, в условиях перехода на прямые договоры мы его выиграем».
Сложности процесса
Заключить прямой договор жильцам 12-го комплекса удалось пока не со всеми ресурсоснабжающими организациями.
«Так как мы первые в городе переходим на прямые договоры, вопрос обсуждали с участием представителей всех ресурсоснабжающих организаций - Татэнергосбыта, Челныводоканала, НЧТС, оператора по работе с ТКО. Они убеждали нас, что это невыгодно. В ответ мы предлагали разные варианты взаимоотношений, - рассказывает председатель ТСЖ. - Например, мы говорили: 10 числа вы не будете просить у нас деньги еще не собранные, оплата будет проводиться через ЕРЦ по мере сбора платежей, мы можем заключить трехсторонний договор, либо, пожалуйста, работайте сами с потребителями, а все остальное остается как есть. РСО не приняли ни один из вариантов. Остался один - переход на прямые договоры. На сегодня мы уже перешли на прямые расчеты за коммуналку с Татэнергосбытом, Челныводоканалом. Скоро, надеюсь, начнем работать с НЧТС. Что касается ТКО – мы им направили документы о переходе, никакого ответа, никакой реакции нет. Хотя мусор вывозят, деньги у нас накапливаются, чтобы рассчитаться».
За электричество платеж стал в 10 раз меньше
Работая по прямым договорам, можно получать одну квитанцию. Но пока жильцам 12-го комплекса приходят несколько расчеток.
«Мы предлагали РСО сохранить единую платежку для потребителей коммунальных и жилищных услуг. Это удобно, прежде всего, людям. К тому же давало бы больший эффект по борьбе с должниками, я считаю. Деньги с должников выбивали бы сразу все 4-5 организации, - рассказывает Рустам Фатыхов. - В результате Татэнергосбыт решил печатать свои квитанции, а Челныводоканал и Татэнерго остаются в прежней платежке.
В итоге мы уже получили экономию средств. Если за электроэнергию раньше ежемесячно оплачивали 200 тысяч рублей, то начисление за март составило 15 тысяч рублей. В целом платежи одного нашего дома за свет, воду и тепло доходят до 1,5 миллиона рублей. РСО пугают население повышением тарифов на коммунальные услуги при переходе на прямые договора, но это необоснованно».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)