16+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Справочник города

Здесь вы найдете много полезной информации

Общество

Психиатр Ваганова: безопасность в школе — это не только рамки металлодетектора

Психиатр Ваганова: безопасность в школе — это не только рамки металлодетектора

Два дня подряд в российских школах происходили нападения подростков, вооруженных ножами

Врач-психиатр, психотерапевт Анастасия Ваганова из Набережных Челнов рассказала «Челнинским известиям», почему дети идут на подобное насилие, а охрана пропускает эти случаи.

 

Прежде чем начать разговор о последних трагичных событиях, психотерапевт подчеркивает, что речь пойдет не о психических заболеваниях, а о сложном переплетении психологических, социальных и ситуационных факторов.
 

1. Почему дети идут на подобное насилие?
 

Подобные действия — крайняя точка в длинной цепочке. У двух описанных случаев, судя по всему, разные мотивационные ядра.

Случай в Подмосковье, где девятиклассник зарезал четвероклассника и ранил троих, — это спланированное нападение. Здесь видны признаки целенаправленного, идеологически окрашенного насилия. Подготовка (манифест, атрибутика), выбор жертвы среди сверстников и связь с деструктивными онлайн-сообществами. В основе может лежать искаженный поиск собственной значимости, месть обществу, накопленный гнев. Подросток мог чувствовать себя изгоем, а экстремистские идеи дали ложное чувство силы, миссии и «оправдание» насилию.

В Санкт-Петербурге девятиклассник пырнул в спину учительницу математики, когда пришёл исправлять оценку. Этот случай больше похоже на аффективную, ситуативную реакцию. Конфликт из-за оценки стал «последней каплей» на фоне возможной длительной фрустрации, чувства унижения, бессилия. Насилие стало для подростка кривым способом восстановить «справедливость» и контроль.
 
Общий фон для обоих случаев:
 
  •  Отсутствие здоровых навыков коммуникации. Ребенок не научился человеческому общению, не видит иного способа быть услышанным, кроме как через акт разрушения. Здесь всегда в первую очередь, следует обратить внимание на среду, в которой воспитывается подросток. Что там происходит?

 

  • Цифровая среда, как социальный приют. Интернет становится главным «воспитателем», где насилие может романтизироваться, а алгоритмы подсовывают опасный контент. Незрелый ум одинокого подростка подвержен максимализму и радикализму. Забрать внимание и навязать идеи ребенку с заниженной критикой к информации — проще простого.
 
  •  Накопленная агрессия. Ее источники: буллинг, давление успеваемостью, конфликты в семье, ощущение одиночества и ненужности.

 


2. Как заметить тревожные сигналы? Что должно насторожить?
 

Важно понимать, что отдельные признаки - не приговор. Критично их сочетание, длительность и резкая перемена в поведении.

Какие изменения в поведении и эмоциях должны насторожить?


1. Социальная изоляция. Резкий разрыв всех старых связей, уход в себя.


2. Выраженный интерес к темам насилия. Не мимолетный, а системный - потребление контента восхваляющего насилие, массовые инциденты; рисование, сочинения на эти темы, пропаганда.


3. Высказывания о бессмысленности окружающего мира, мести, ненависти к конкретным группам или к обществу в целом.


4. Здесь же жестокость к животным, разрушительное поведение к предметам.


5. Открытые угрозы в адрес сверстников или учителей — их никогда нельзя игнорировать.


6. Поведение в соцсетях:
 
- Участие в закрытых чатах, каналах с экстремистской, насильственной риторикой.
- Сохраненные изображения оружия, инструкций, манифестов агрессоров.
- Резкая смена стиля общения в сети на агрессивный, циничный.
- Ситуационные факторы: унизительное наказание, публичный провал, острый конфликт, ощущение «тупика», кризис в семье.
 
 

 

3. Почему охрана пропускает эти случаи?
 

Анастасия считает, что проблема не в конкретном охраннике, а в системных противоречиях.

 

Формализм мер безопасности. «Рамка металлодетектора — всего лишь инструмент. Без обученного персонала, который анализирует поведение (профайлинг), и без регулярных учений она бесполезна. Охрана часто выполняет функцию «вахтёра», а не психологически подготовленного специалиста по безопасности», - говорит психотерапевт.

 

«Слепые зоны» системы. Подростки могут проносить оружие, не проходя через основной вход (что, видимо, и произошло в Петербурге), или маскировать его. Охрана не имеет права на обыск без согласия. И не забываем про человеческий фактор и выгорание. Охрана в школах - это низкооплачиваемая работа, часто без специальной психологической подготовки. Легко пропустить нестандартное поведение на фоне сотни обычных учеников.
Взрослые склонны недооценивать детские угрозы и поведение, списывая их на «возрастное», «он просто злится». Это роковая ошибка.

Важно заметить, подавляющее большинство людей с психиатрическими диагнозами не склонны к насилию. Проблема чаще в деформации личности средой и ценностей, а не в болезни.

Безопасность — это не только металлодетектор. Нужны многоуровневые системы: от подготовленных психологов в школе до обучения педагогов и охраны распознаванию угроз.

«Главный защитный фактор — доверительные отношения в семье и школе. Ребёнок должен знать, куда он может прийти со своей болью и гневом, не доводя до точки невозврата. Отношение в обществе стало холодным. Учителя дистанцируются от учеников. Родители учат детей: «у тебя есть права», что чаще превращается в грубость и надменность по отношению к взрослым. Предотвращение требует не только контроля, но и восстановления способности общества слышать своих детей на ранних стадиях отчаяния и гнева», - добавляет психотерапевт Анастасия Ваганова.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос